Файл: Задание по теме Психологические причины трудностей детей в общении со сверстниками.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 934

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чем быстрее воспитатель вмешивается в ссору, тем громче дети будут кричать при следующей драке. Самое полезное, что может предпринять воспитатель помимо того, что сделать вид, будто ничего не слышит и не видит, развести детей как можно дольше друг от друга (как боксеров на ринге в разные углы). А утешать их и разбираться, что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся.

Тем не менее, если ребенок постоянно ссорится с другими детьми, воспитатель совместно с психологом и  родителями должен изучить причины такой чрезмерной агрессивности и выработать профилактическую тактику.

Словесная (вербальная) агрессия. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия - это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятье, ругань).

Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразнить других или ругаться. Это не повод для беспокойства. Напротив, воспитателя должно больше тревожить, если ребенок ни разу не произнес бранных слов. В этом случаи можно было бы решить, что он просто не слышит, что говорят окружающие, а может быть, даже не воспринимает их слов. Явное отсутствие непосредственности и непринужденности в поведении ребенка должно беспокоить больше.

Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. И, вероятно, нет такой, самой лучшей семьи или детского сада, которые сумели бы воспрепятствовать этому. Часто взрослые сами не замечают, как ведут себя. Нередко родители сами и учат ребенка некоторым выражениям. Было бы просто несправедливо думать, что ребенка «портят» другие люди или дети и сам он ничего не делает, что бы «испортиться».

Дети усваивают определенный словарь от товарищей по играм и непосредственно от окружающих взрослых, а затем спокойно передают его друг друга.

Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский сад, а иногда и раньше. И то, что эти слова шокируют взрослых, привлекают их внимания, для детей наилучший повод повторить их. Теперь  они открыли для себя новое оружие агрессии.

Дети ругаются по разным поводам. И на повод надо ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ, как их отучить ругаться. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов, и не намеренны кого-то шокировать. В таком случае нужно просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.


Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, что бы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в  ругани, если не будет видеть желаемого эффекта.

Однако простое игнорирование может не остановить сквернослова. Зачастую необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слава бранные, а какие нет. Резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной нравоучительной тирады. Это гораздо полезнее, чем показывать огорчение или потрясение. Лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернослову. Реплики типа:

«Ты послушай, что он говорит!», сказанные в присутствие ребенка, обеспечивают ему аудиторию и внимание. Именно последнее, скорее, будут стимулировать, а не предотвращать брань.

Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоции. Поэтому полезно давать им альтернативу брани – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибается или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Это, например, такие слова, как «елки – палки». Поведение детей, которые ругаются бездумно, скорее всего, в подражании  услышанному, постепенно может перемениться. Например, воспитатель может повторить ребенку предложение, заменив слово. Если сказать это с некоторым наигрышем, ребенок почувствует, что новое слово выразительнее бранного.

Если обидные слова ребенка адресуется взрослому, надо как можно меньше обращать на них внимание. Вряд ли стоит заводиться от устных нападок, и лучше постараться не принимать их близко к сердцу. Целесообразно просто игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если другие дети тоже научатся не обращать внимание- на товарища, когда он грубит, ему может прийти на ум, что и продолжать это не стоит.

Тем, кто говорит регулярно обидные вещи, да еще озлобленно, надо твердо сказать: «Ты мне нравишься, Таня, но то, что ты говоришь, мне не нравится». В перспективе можно попробовать удовлетворить потребность ребенка почувствовать себя сильным и значительным или отыграться за собственные обиды (если, по мнению воспитателя, такие чувства стоят за устной агрессией). Со временем ребенок обнаружит, что он может нравиться, несмотря на все, что говорит, и что он способен пользоваться авторитетом и играть какую- то особую роль в группе, не прибегая к оскорблениям.



Мальчики и девочки, узнав бранные слова, поначалу одинаково ведут себя, хотя первые более склоны употреблять их. У детей, которые раньше других прибегает к языку ругательств, за ширмой подобных выражений скрываются более сложные вопросы. Они могут лгать, например, или какими-то другими способами, еще более агрессивными, мстить за свои несчастья.

Надо стараться, чтобы у детей просто не возникло желаний ругать кого-то или что-то в этом мире. Полная профилактика бранных слов невозможна, так как дети живут не под стеклянным колпаком. Что бы повлиять на детей, можно использовать некоторые советы.

Косвенная агрессия

Косвенная агрессия включает агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, – злобные сплетни, шутки и агрессию, которая ни на кого не направлена, – взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п. Эти взрывы характеризуются  ненаправленностью  и неупорядоченностью.

Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «перенесения». Например, ребенок,  которому мама не дает конфету, пинком отшвыривает игрушку. Он не осмеливается столь же открыто выместить свою злость на маму, и переносит гнев и агрессивность на другой, более безобидный объект. Но чаще всего дети открыто проявляют свое возмущение родителями, а потом долго страдают от своего поступка. Ребенок не может взять вверх над родителями, прежде всего потому, что они взрослые, пользуясь реальным авторитетом и у них больше возможности настоять на своем.

Если ребенку уже привито чувство уважения, послушания, пусть даже с  применением угроз и наказаний, он сильно огорчается из-за своего агрессивного поведения. У него рождаются чувства вины, а так же боязнь утратить любовь и заботу родителей. Этот страх, в свою очередь, тоже может развивать агрессивность. Возникает порочный круг - ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена на всякие другие объекты.

У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, разбрасывают игрушки. Бывает совпадение агрессивности и враждебности, когда ребенок швыряет игрушки в других детей и взрослых. Многие признаки агрессивности равно относятся к детям, чьи чувства выражаются в разрушительном поведении.


Детский гнев или недовольство, проявляющиеся в разрушительности могут  вылиться в  большую драму. Воспитателю важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев. Это очень трудно, когда стулья и игрушки летят в голову. Если поведение мотивировано потребностью во внимании, то  страх окружающих может только стимулировать таких детей.  

Необходимо разобраться, действительно ли ребенок, играя, ломает игрушку только потому, что ему непременно хочется сломать ее. Надо учесть, как часто он совершает подобные действия, каков при этом у малыша эмоциональный запал. К примеру, ребенок ломает игрушку каждый день, тогда действительно надо расценивать это как желание ломать, даже если виновник выглядит совсем невинным. Когда ребенок сердится, злится, стремление ломать проявляется еще более очевидно. Подобное происходит, если ребенок устал от бесконечных запретов. Другая причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти, за которой стоит стремление самоутвердиться. Один ребенок завидует другому потому, что тот умеет собирать из деталей конструктора очень высокие башни. При этом первый, чувствует себя неспособным строить так же, злиться не на ребенка, а на башню, успокаивая себя тем, что крушит ее. Это его способ утвердиться. Подобное желание часто направляется и на игрушки.

Есть дети, у которых такое чувство собственности, что они предпочитают сломать игрушку, чем отдать кому- либо. Такое поведение означает только одно: «Не хочу ни с кем делиться: – или она моя, или ничья».

Если не считать случайных поломок, то во всех ситуациях, когда желание сломать, испортить, разрушить связанно с гневом, завистью или эгоизмом, в его основе лежат неуверенность в себе и вражде к людям. Именно этот вывод может подсказать воспитателю самый надежный способ предотвратить подобную реакцию, а в ряде случаев даже совсем «снять» этот феномен:

- давать детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворить свое любопытство;

- подобрать детям очень прочные игрушки, которые они не смогли бы сломать.

В дошкольный период, в работе с агрессивными детьми, важная роль отводиться игровой деятельности и игровому общению. Содержательная сторона этой работы включает ознакомление с игровыми сюжетами, ролевыми предписания и эталонами. Обогащение игрового общения дает наиболее коррекционный эффект при дидактическом моделировании сказочных или бытовых игр. Ребенок получает возможность поставить себя поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Какую бы конкретную форму проведения ролевой игры ни выбрал воспитатель, важно, что в конечном итоге дети приобретут умение вставать на позицию другого человека, распознавать  его чувства и переживания, научатся тому, как себя вести в сложных жизненных ситуациях. Общее обсуждение проблемы будет способствовать сплочению детского коллектива и установлению благоприятного психологического климата в группе.


 

Задание по теме 3.4. Психологические особенности дошкольников, имеющих трудности в общении: застенчивые и демонстративные дети

Цель: закрепление знаний о психологических особенностях застенчивых и демонстративных детей дошкольного возраста, формирование навыков составления методических рекомендаций для родителей по информированию об особенностях детей с проблемами в общении и причинах их возникновения.

Задание 6. Дайте психологическое объяснение тому факту, что при распределении игровых ролей в присутствии сверстников некоторые дети согласны отдать главную роль другим, а другие проявляют желание самим выполнять главную роль. Какими индивидуально-психологическими особенностями детей это обусловлено?

Ребенок, предлагающий главную роль другому, обычно рассчитывает на обещание того ребенка также избрать его как исполнителя какой-либо значительной роли в игре.

Возможно, такие дети предъявляют претензии на сравнительно низком уровне.

Желание исполнять главную роль обычно заявляют дети с высоким уровнем претензий, которые в некоторых случаях не соответствуют их возможностям. 

Задание 7. Определите причину демонстративного поведения ребенка:

Ваня С. (6 лет) очень активный, по словам воспитателей, «неуправляемый, непредсказуемый ребенок», «не понимает ни по-хорошему, ни по-плохому». Мальчик сознательно нарушает нормы поведения (громко разговаривает во время занятий, в тихий час) и делает все назло. Может заниматься хорошо, но привык утверждаться в плохом. Мальчик из полной семьи, внешне благополучной. Однако родители целый день находятся на работе, формальным воспитанием занимается бабушка.

В случаях негативного самопредъявления рекомендации просты распределять и регулировать внимание к ребенку по принципу: ты получаешь внимание, когда хорошо себя ведешь. Главное - отметить его, выделить, когда он не скандалит, не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками.

В противном случае - любые замечания необходимо свести к минимуму.

В первое время смена привычного способа, чтобы привлечь внимание, на социально приемлемый будет сопровождаться взрывом негативизма. Поэтому педагог должен быть особенно терпеливыми.