Файл: Определение типа внд.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа.

Тема: Определение типа ВНД

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную деятельность целого мозга, обеспечивающую неразрывное единство врожденных и индивидуально-приобретенных форм приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Индивидуальные различия в поведении и психике людей обусловлены, по мнению И. П. Павлова, свойствами нервных процессов, реализующихся в нервной системе.

На основе комбинации трех основных свойств процессов возбуждения и торможения в нервной системе: силы, уравновешенности и подвижности И.П. Павлов выделил типы высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. По мнению И. П. Павлова, существует четыре наиболее часто встречающихся типа ВНД общих для человека и животных:

- Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой” тип, для которого характерно быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители, способность к легкой смене одного процесса другим);

- Сильный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный” тип, трудноподдающийся воспитанию);

- Сильный, уравновешенный, инертный, с малой подвижностью нервных процессов, которому свойственны медлительность во всех действиях, незначительная реакция на новые раздражители;

- Слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения, с быстрой истощаемостью нервных клеток, которая приводит к потере работоспособности, с легкостью перехода в заторможенное состояние.

И. П. Павлов считал, что типы высшей нервной деятельности приблизительно совпадают с типами темперамента, описанными античными авторами, т.е. холерику соответствует сильный, возбудимый, неуравновешенный тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, малоподвижный, сангвинику – сильный, уравновешенный, подвижный тип, а флегматику – сильный, уравновешенный, инертный.

Наряду с указанными общими для человека и животных типами И. П. Павлов выделил “специально человеческие типы” по степени развития первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальных систем действительности. Для представителей первого, “художественного”, типа характерно предметное образное мышление, в процессе которого они широко пользуются чувственными образами окружающего мира, который воспринимают целостно, синтетически. Второй, “мыслительный”, тип отличается выраженной способностью к абстрагированию действительности, которая основана на стремлении к аналитическому, рациональному постижению мира. Большинство же людей относится к третьему, «среднему», типу с уравновешенностью двух сигнальных систем с наличием признаков как художественного, так и образного мышления. Эта классификация отражает, характер функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, особенности их взаимодействия.


В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Н. И. Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.



4. Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей двух первых групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключатся на новый вид деятельности, они могут работать долго и интенсивно.

Определение типа ВНД по анамнестической схеме:

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности.

Оборудование: разработанные показатели, характеризующие свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность, варианты задач на определение типов ВНД.

Методика выполнения работы:

1. Определение типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.

А) Познакомьтесь с показателями силы, уравновешенности и подвижности нервной системы

Б) Дайте оценку каждого показателя по шкале указанной в таблице № 1.

Таблица № 1.



Показатели силы нервной системы:

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия
, так и в конце.

2.В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3.Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.

4.Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5.В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6.Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.

7.На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8.Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9.Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10.В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11.Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12.Безразличен к насмешкам и шуткам.

13.Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).

14.После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.

Показатели уравновешенности нервных процессов:

1.Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.

2.Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.

3.Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.

4.Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).

5.Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.

6.В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.

7.Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.

8.Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.

9.Легко храню в секрете неожиданную новость.

10.Начатую работу всегда довожу до конца.

11.Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений.

12.Настроение ровное, спокойное.

13.Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без периодических спадов и подъемов.

14.Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.

Показатели подвижности нервных процессов:

1.Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.

2.Спешу, поэтому допускаю много ошибок.

3.К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.


4.Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.

5.Быстро привыкаю к новым людям, новым условиям жизни.

6.Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.

7.Быстро втягиваюсь в новую работу.

8.Легко перехожу от одной работы к другой.

9.Люблю, когда задания часто меняются.

10.Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.

11.Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.

12.Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).

13.Часто меняется настроение по любому поводу.

14.Речь и движения быстрые.

В) Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу № 2.

Таблица № 2.



2. Оценка результатов работы по определению типов ВНД по анамнестической схеме.

А) Сложите в каждой графе баллы со знаком « + » и отдельно со знаком « – », переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл.

Например:




+

-

0

1

1

 

 

2

 

-2

 

3

 

-2

 

4

 

 

0

5

1

 

 

6

2

 

 

7

1

 

 

8

 

 

0

9

 

-1

 

10

2

 

 

11

 

-1

 

12

 

-1

 

13

1

 

 

14

 

-1

 

сумма

8

-8