ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа.
Тема: Определение типа ВНД
Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную деятельность целого мозга, обеспечивающую неразрывное единство врожденных и индивидуально-приобретенных форм приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Индивидуальные различия в поведении и психике людей обусловлены, по мнению И. П. Павлова, свойствами нервных процессов, реализующихся в нервной системе.
На основе комбинации трех основных свойств процессов возбуждения и торможения в нервной системе: силы, уравновешенности и подвижности И.П. Павлов выделил типы высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. По мнению И. П. Павлова, существует четыре наиболее часто встречающихся типа ВНД общих для человека и животных:
- Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой” тип, для которого характерно быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители, способность к легкой смене одного процесса другим);
- Сильный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный” тип, трудноподдающийся воспитанию);
- Сильный, уравновешенный, инертный, с малой подвижностью нервных процессов, которому свойственны медлительность во всех действиях, незначительная реакция на новые раздражители;
- Слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения, с быстрой истощаемостью нервных клеток, которая приводит к потере работоспособности, с легкостью перехода в заторможенное состояние.
И. П. Павлов считал, что типы высшей нервной деятельности приблизительно совпадают с типами темперамента, описанными античными авторами, т.е. холерику соответствует сильный, возбудимый, неуравновешенный тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, малоподвижный, сангвинику – сильный, уравновешенный, подвижный тип, а флегматику – сильный, уравновешенный, инертный.
Наряду с указанными общими для человека и животных типами И. П. Павлов выделил “специально человеческие типы” по степени развития первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальных систем действительности. Для представителей первого, “художественного”, типа характерно предметное образное мышление, в процессе которого они широко пользуются чувственными образами окружающего мира, который воспринимают целостно, синтетически. Второй, “мыслительный”, тип отличается выраженной способностью к абстрагированию действительности, которая основана на стремлении к аналитическому, рациональному постижению мира. Большинство же людей относится к третьему, «среднему», типу с уравновешенностью двух сигнальных систем с наличием признаков как художественного, так и образного мышления. Эта классификация отражает, характер функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, особенности их взаимодействия.
В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Н. И. Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности:
1. Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.
2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.
3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.
4. Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.
При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей двух первых групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.
Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключатся на новый вид деятельности, они могут работать долго и интенсивно.
Определение типа ВНД по анамнестической схеме:
Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности.
Оборудование: разработанные показатели, характеризующие свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность, варианты задач на определение типов ВНД.
Методика выполнения работы:
1. Определение типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.
А) Познакомьтесь с показателями силы, уравновешенности и подвижности нервной системы
Б) Дайте оценку каждого показателя по шкале указанной в таблице № 1.
Таблица № 1.
Показатели силы нервной системы:
1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия
, так и в конце.
2.В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.
3.Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.
4.Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.
5.В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.
6.Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.
7.На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.
8.Стремлюсь участвовать в общественной работе.
9.Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.
10.В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.
11.Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.
12.Безразличен к насмешкам и шуткам.
13.Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).
14.После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.
Показатели уравновешенности нервных процессов:
1.Спокойно делаю трудную и неинтересную работу.
2.Перед экзаменами, выступлениями сохраняю спокойствие.
3.Накануне экзаменов, переезда, путешествия поведение обычное.
4.Хорошо сплю перед серьезными испытаниями (соревнования и др.).
5.Сдерживаю себя, легко и быстро успокаиваюсь.
6.В волнующих ситуациях (спор, ссора) владею собой, спокоен.
7.Характерна вспыльчивость и раздражительность по любому поводу.
8.Проявляю сдержанность, самообладание при неожиданном известии.
9.Легко храню в секрете неожиданную новость.
10.Начатую работу всегда довожу до конца.
11.Тщательно готовлюсь к решению сложных вопросов, поручений.
12.Настроение ровное, спокойное.
13.Активность в учебной работе, физической работе проявляется равномерно, без периодических спадов и подъемов.
14.Равномерная и плавная речь, сдержанные движения.
Показатели подвижности нервных процессов:
1.Стремлюсь скорее начать выполнение всех учебных и общественных поручений.
2.Спешу, поэтому допускаю много ошибок.
3.К выполнению заданий приступаю сразу, не всегда обдумывая их.
4.Легко изменяю привычки, навыки и легко их приобретаю.
5.Быстро привыкаю к новым людям, новым условиям жизни.
6.Люблю быть с людьми, легко завожу знакомства.
7.Быстро втягиваюсь в новую работу.
8.Легко перехожу от одной работы к другой.
9.Люблю, когда задания часто меняются.
10.Легко и быстро засыпаю, просыпаюсь и встаю.
11.Легко переключаюсь от переживания неудач и неприятностей к деятельности.
12.Чувства ярко проявляются в эмоциях, в мимике и негативных реакциях (краснею, бледнею, бросает в пот, дрожь, ощущаю сухость во рту и т.д.).
13.Часто меняется настроение по любому поводу.
14.Речь и движения быстрые.
В) Ответы, выраженные в баллах, занесите в таблицу № 2.
Таблица № 2.
2. Оценка результатов работы по определению типов ВНД по анамнестической схеме.
А) Сложите в каждой графе баллы со знаком « + » и отдельно со знаком « – », переведите их в проценты. За 100% принимается общее число оценок, умноженное на максимальный балл.
Например:
| + | - | 0 |
1 | 1 | | |
2 | | -2 | |
3 | | -2 | |
4 | | | 0 |
5 | 1 | | |
6 | 2 | | |
7 | 1 | | |
8 | | | 0 |
9 | | -1 | |
10 | 2 | | |
11 | | -1 | |
12 | | -1 | |
13 | 1 | | |
14 | | -1 | |
сумма | 8 | -8 | |