ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу "кумир семьи", потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Очень часто такому стилю воспитания характерна установка «Я дам ему все, чего не было у меня». Очень часто такой стиль воспитания ведет к инфантилизации ребенка.
Характерна установка «Не делай». Взрослый передает ребенку послание, смысл которого сводится к следующему: «Ничего не делай сам – это опасно. За тебя все буду делать я». При такой установке активность и инициатива ребенка практически полностью блокируется. Став взрослым человек испытывает мучительные трудности в начале каждого дела. Он постоянно откладывает важные дела на «потом». Фактически люди не догадываются, что выполняют родительскую установку. Часто при инфантилизации проявляется еще одна установка «Не расти». Такая установка часто обращена к младшим или единственным детям в семье. В быту это высказывания: «Не торопись взрослеть», «У тебя все еще впереди», «Ты еще мала, чтобы …» такую установку дают родители, которые панически боятся сексуальной зрелости своих детей. Скрытый смысл состоит в следующем: «Только в случае, если ты останешься маленьким, ты сможешь получать мою поддержку». Во взрослой жизни эти дети затрудняются создавать собственную семью, а если и создают, то живут вместе с родителями.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.
Установка «Не чувствуй». Такая установка может накладывать запрет на эмоции гнева и страха: «Такая большая, а боишься» и чувство стыда на ощущения боль и дискомфорта: «Потерпи и все пройдет», «Как не стыдно плакать». Став взрослым, человек копит гнев в себе, раздражается на близких, подавляет негативные эмоции, что нередко приводит к болезням.
5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
Характерная установка этого стиля «Не будь ребенком». «Ну что ты как маленький», «Скорей бы ты вырос». В данном случае происходит обесценивание любых проявлений детскости, подчеркивается желательность взрослого поведения ребенка. Дети, принимающие данную установку, в будущем испытывают проблемы в общении с собственными детьми. Так как не способны к раскованному, игровому поведению. Скрытый смысл такой установки может быть связан с несформированной готовностью родителей принять на себя ответственность за воспитание ребенка.
Изучение детей с аномалиями развития и делинквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитании способствует развитию личности ребенка по психопатическому или невротическому типу.