Файл: Клинические и дополнительные методы обследования детей с хирургическими стоматологическими заболеваниями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 337

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Клинические и дополнительные методы обследования детей с хирургическими стоматологическими заболеваниями.

Обычно правильность постановки диагноза во многом гарантируется умением собирать и анализировать результаты обследования пациента, придерживаясь такой последовательности:

1.Жалобы (пациента, его родных или лиц, которые сопровождают ребенка).

2.История заболевания (anamnesis morbi).

3.Анамнез жизни (anamnesis vitae).

4.Объективное обследование органов и систем (statuspraesens communis).

5.Объективное обследование челюстно-лпцевой области (status localis).

6.Предварительный диагноз (suspicio diagnosis).

1. Данные дополнительных методов обследования (результаты общего анализа крови, биохимических, иммунологических анализов крови, мочи, рентгенографии, компьютерной томографии, магнитно-ядерного резонанса, остеометрнн, сиалографии, УЗИ, термографии, ангиографии, цитологического, патогистологического исследования и т.п.).

7.Дифференциальный диагноз (diagnosis differencial).

8.Окончательный диагноз.

Объективное обследование органов и систем. Проводя обследование общего состояния ребенка (statuspraesens communis), врач преследует такие цели:

1)обнаружить наиболее явные сопутствующие заболевания сердечно-сосу- дистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменения со стороны опорнодвигательного аппарата, желез внутренней секреции, печени, почек;

2)выяснить, является ли заболевание органов ротовой полости и челюстнолицевой области следствием или проявлением изменений со стороны других органов и систем;

3)определить, нужно ли ребенку обследование специалистом другого профиля для уточнения сопутствующего или основного диагноза, решения вопроса относительно показаний и противопоказаний к проведению операции в полости рта пли челюстно-лицевой области. Такое обследование важно провести тщательно, ничего не пропуская, одинаково внимательно рассматривая явные и возможно скрытые проявления заболевания. Оценивая общий статус, необходимо указать соответствие его возрасту ребенка.

Исследование местного статуса (status localis) ребенка со стоматологическим заболеванием имеет свои закономерности. Важно учитывать возраст пациента, поскольку наибольшие трудности возникают у детей до 7 лет, которые не могут или не хотят выполнять просьбы 11.ш требования врача. Объективное обследование пораженного участка нужно проводить несколько шире, то есть речь идет о характеристике на момент осмотра не только, например, больного зуба и близлежащих тканей, но и всех органов и тканей ротовой полости, челюстно-ли- цевой области.


.Обследование лица — определение цвета кожи и красной каймы губ, симметричности парных отделов лица и шеи, свободы носового и ротового дыхания.

  • Необходимо приучить себя делать осмотр слева направо (как читаем текст), тогда вы никогда не пропустите без внимания ни одного участка.

  • Пальпации мягких и твердых тканей .ища - оценки тургора кожи, сравнения температуры отдельных участков лица и шеи, определения состояния лимфоузлов челюстно-лицевой области; симметричности обеих половин верхней и нижней челюстей, совпадения центральных линий носа и резцов, степени открывания рта, подвижности нижней челюсти, эффективности функции височно-нижнечёлюстного сустава.

  • Осмотра и пальпации красной каймы губ и углов рта, оценки состояния тканей верхнего и нижнего преддверия рта и симметричности их расположения, переходной складки, уздечек губ и языка.

  • Осмотра и оценки состояния зубов (соответствие временных и постоянных зубов возрасту ребенка, подвижность, пораженность кариесом, флюорозом, периодонтитом), что отмечается в зубной формуле, обследования десен, альвеолярного отростка, языка, подъязычного мясца, челюстно-язычного желобка, ретромолярных пространств.

  • Оценки состояния околоушных, поднижнечелюстных и подъязычных слюнных желез (размер, консистенция, болезненность), устьев их выводных про токов и слизистой оболочки вокруг, определения количества и прозрачности вы деляемой слюны и наличия примесей в пей,

  • Оценки тканей твердого и мягкого нёба, язычка, нёбно-язычных и нёбноглоточных дужек, их слизистой оболочки.

  • Опенки речи ребенка соответственно возрасту, определения возможных причин ее нарушения.

Провести детальный осмотр органов ротовой полости и челюстно-лицевой области у детей возрастом до 7 лет значительно тяжелее — здесь нужен опыт, скорость (без потери качества), а в некоторых случаях — и помощник, без которого обследование 2-3-летних детей просто невозможно. Иногда (чаще в стационаре) при обследовании детей возникает необходимость в применении седативных препаратов или наркоза. Поскольку эти препараты можно применять лишь в крайнем случае, когда пет иного выхода, целесообразно вместе с анестезиологом найти оптимальное решение условий обследования.

Дополнительные методы исследования



1. Термодиагностика

  • Ватный тампон с холодной или горячей водой (применяют либо холодную воду в пределах 5°-10° С, либо горячую в пределах 60°-70° С)

  • Оценивается наличие или отсутствие болевой реакции на холодную или горячую воду и ее продолжительность.

2. Электроодонтометрия

3. Рентгенодиагностика

  • Рентген-аппарат

  • Радиовизиограф

4. Метод витального окрашивания зуба

5. Люминесцентный метод

  • Люминесцентный осветитель.

Используется для дифференциальной диагностики кариозных и некариозных поражений твердых тканей зуба (очаг деминерализации в лучах Вуда имеет более темное свечение), заболеваний СОПР.

6. Определение рН слюны

  • Электронный рН-метр, индикаторные штрипсы

  • При множественном кариесе наблюдается понижение рН (в норме рН 6,8 — 7,0). Индикаторные штрипсы вводят в полость рта ребенка, где они равномерно смачиваются слюной.

7.Определение вязкости слюны

  • Вискозиметр Освальда

  • При кариесе слюна более вязкая (в норме вязкость слюны 1,46 сантипауза)

2. Основные принципы психо-профилактики боли и страха при оказаниии стоматологической помощи детям на стоматологическом приеме.

1. Глубокое понимание и осознание необходимости своевременного лечения зубов

2. Воспитание у ребёнка умение переносить болевое ощущение не концентрируя на них внимание окружающих

3. Отвлечение внимания ребёнка от тревожных мыслей и отрицательных раздражителей, предшествующих или сопутствующих лечению

4. Прямое словесное внушение(психосупрессивная терапия)

5. Ослабление эмоционального напряжения ( тревоги, страхи) с помощью фармакологических средств

6. Повышение порого болевой чувствительности за счёт фармакологических средств, физических методов.

Транквилизаторы: сибазон- для маленьких детей; мебикар- для детей постарше.

Психотропные, седативные, нейролептики, снотворные.

3. Виды местного обезболивания у детей. Аппликационная и инфильтрационная анестезии в челюстно лицевой области у детей. Показания, анестетики, техника проведения. Осложнения местного обезболивания.


АППЛИКАЦИОННОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ

Этот метод предусматривает обезболивание поверхностных слоев тканей (слизистой оболочки, кожи) анестетиком, нанесенным на тампон или орошение их спреем. Слизистая оболочка поддается обезболиванию значительно лучше, чем кожа. С этой целью раньше у детей применяли 5-20 % раствор анестезина на персиковом масле. Сейчас используются современные гели, мази (например, пе- рилен-ультра, ксилонор-гель, инстила-гель, пиромекаина 1-2 раствор или 5 % мазь), облатки для анестезии (Anaesthesic tabs), которые выпускают разные стоматологические фирмы ("Septodont", "ESPE" и т.п.), со вкусом и запахом фруктов и ягод.

Аппликационный метод анестезии показан:

1)для обезболивания места укола перед инъекционной анестезией;

2)при разрезе поверхностно расположенных подслизистых абсцессов, обычно на десне.

Трудно согласиться с рекомендациями некоторых авторов использовать ап-

ликационное обезболивание для удаления временных зубов. Зуб, как известно, даже с корнями, находящимися в стадии физиологического рассасывания, фиксирован в лунке круговой связкой, тканями нериодонта, сосудисто-нервным пучком. Ткани периодонта при аппликационной анестезии эффективно обезболить не удается, поэтому удалить такой зуб без болевых ощущений невозможно. А зуб, фиксированный лишь циркулярной связкой, подвижный во всех направлениях, удаляют без обезболивания обычно сами родители с ребенком, превращая этот процесс в игру.

Не следует применять эту анестезию и во время иссечения "капюшона" при хроническом перикоронарите, поскольку под таким обезболиванием сделать эту операцию не удается. Ошибочно также использование аппликационной анестезии слизистой оболочки десен при переломах челюстей перед наложением шин или капп, поскольку сохранение чувствительности в этих участках будет свидетельствовать о неправильно изготовленной шине, что проявляется в ощущении чрезмерного давления ее на слизистую оболочку десен и в дальнейшем может быть причиной пролежней, язв, генерализации воспалительного процесса десен и т.п.

Таким образом, показания к применению аппликационного обезболивания в хирургической стоматологии детского возраста довольно узкие, и расширять их не следует, поскольку во всех других случаях эффективное обезболивание не наступает, а применять такие анестетики
, как плацебо, довольно опасно.

Метод орошения (спреем) слизистой оболочки и (реже) кожи местными анестетиками, например, 10 % раствором лидокаина, Xylonor spray, Peryl-spray, имеет практически те же показания, что и аппликационный. Необходимо помнить, что применение таких высоких концентраций анестетиков возможно лишь при условии непораженной слизистой оболочки с целью предотвращения быстрого проникновения их в кровь. В некоторых случаях можно ждать аллергических реакций.

ИНФИЛЬТРАЦИОННОЕ ОБЕЗБОЛИВАНИЕ

пфильтрационная анестезия предусматривает внутритканевое введение местноанестезирующих растворов с целью пропитывания ими расположенных на этом участке нервных ветвей и окончаний. В зависимости от патологического процесса, развивающегося в месте оперативного вмешательства (воспалительный или другой), следует различать фокальную инфильтрационную анестезию и перифокальную.

При фокальной анестезии мы вводим раствор в место, где будет проводиться вмешательство. Например, при удалении фибромы или папилломы слизистой оболочки щеки в место предполагаемых разрезов вводится анестетик.

При перифокальной инфильтрационной анестезии местноанестезирующее вещество вводится не в участок хирургического вмешательства, а вне его. Такую анестезию следует отличать от проводниковой, при которой анестетик также вводится вне зоны вмешательства или поражения, но целью его является обезболивание основного ствола или одной или нескольких нервных ветвей этого ствола. Для инфильтрационной анестезии у детей используются обычно 0,25 %, 0,5 % растворы местноанестезирующих веществ (половинные дозы для взрослых). В некоторых случаях за счет увеличения концентрации раствора (до 1 %) соответственно уменьшают количество вводимого анестетика.

Используя удобную для стоматолога периодизацию детского возраста, связанную с определенными состояниями временных и постоянных зубов и тканей челюстно-лицевой области, выделяют: I период (от 1-го дня до 6 мес) - беззубые челюсти; II период (от 6 мес до 2 лет) — становления временного прикуса; III период (от 2 до 6 лет) - период временных зубов; IV период (6-12 лет) - смена зубов - сменный прикус; V период - период постоянных зубов (12-15 лет).

Показаниями для применения инфильтрационного обезболивания будут такие вмешательства:

I период — удаление врожденных опухолей небольших размеров, локализующихся на альвеолярных отростках во фронтальных их отделах (чаще фибром): папиллом на языке и щеках; удлинение уздечки языка, хирургическая обработка ран при травматических повреждениях мягких тканей лица и органов ротовой полости; удаление временных резцов (с которыми ребенок родился), травмирующих сосок матери во время кормления.