Файл: Урока Россия и революция в поэзии 20х годов хх века.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды»

Технологическая карта урока «Россия и революция в поэзии 20-х годов ХХ века».

Автор: Бородина Н.А.,

учитель русского языка и литературы,

МОУ «СОШ № 3 г. Вологды».

Вологда

Технологическая карта урока
Предмет _литература_______________________________________________ Класс ___11____________________

Базовый учебник _Литература._11_класс._Учебник для общеобразовательных_учреждений в 2_ч./___________

Автор-составитель:_В.Я._Коровина – М:_Просвещение,_2011_г._________________________________________

Тема урока _Россия и революция в поэзии 20-х годов ХХ века. _________________________________________

Цель урока На основе исследования лирики 20-х годов_рассмотреть_точку_зрения поэтов на_ _ революцию_и_будущее_России._____________________________________________________________________

Задачи урока: 1. Анализ стихотворений поэтов разных потоков._________________________________________

2._Сопоставление взглядов поэтов на революционные события в стране.______________________

3._Сравнение_приёмов_создания_образа_России_и_языка_стихотворений,_роль_тропов._______

4._Сопоставление взглядов поэтов разных потоков на_будущее_страны.______________________

Тип урока __комбинированный_____________________________________________________________________

Необходимое оборудование УМК_ «Литература. 5-11 классы». Под редакцией В.Я. Коровиной. –____________

М: Просвещение, 2007 г.; стихотворения и портреты поэтов, раздаточный материал.________________________

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие. Психологический настрой.

Настрой на работу в группе.

Личностные (Л): внимание к сверстникам. Коммуникативные (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные (Р): мобилизация сил для решения учебных задач.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель объявляет тему урока.

20-е годы ХХ века в литературном смысле период шире календарного: с 1917 г. по начало 30-х гг. Почему?

Учитель предлагает вспомнить уже известный теоретический материал.

И, конечно же, литература не могла не откликнуться на происходящее в стране.

Ответы обучающихся: революция и гражданская война перевернули жизнь страны. Это был период тяжких испытаний и потрясений.

Л: установление связи между целью учения и его мотивом. Р: выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные (П): общеучебные.

3

Целеполагание Постановка учебных задач

Учитель предлагает обучающимся на основе темы сформулировать цель, задачи урока.

Обучающиеся формулируют цель: на основе исследования лирики 20-х годов рассмотреть точку зрения поэтов на революцию и будущее России.

Задачи: 1. Анализ стихотворений поэтов разных потоков.

2. Сопоставление взглядов поэтов на революционные события в стране.

3.Сравнение приёмов создания образа России и языка стихотворений, роль тропов.

4. Сопоставление взглядов поэтов на будущее страны.

Л: смыслообразование. Р: целеполагание. К:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение цели, функций, способов взаимодействия. П: формулирование

познавательной цели.


4

Построение проекта выхода из затруднения

в процессе решения задач урока

Слово учителя. Мучительный вопрос: принимать или не принимать революцию – задавал себе каждый. И каждый отвечал на него по-своему. После 1917 года наша литература перестала существовать как единое целое. Она вынужденно делится на 3 потока. Каких?

Учитель предлагает обучающимся составить план достижения задач:

организовать работу в группах. Для этого спланировать сотрудничество: функции каждого участника и способы взаимодействия. Посредством коллективного обсуждения выбрать из общего раздаточного материала тот, который соответствует выбранному заданию.

Обучающиеся выбирают наиболее эффективный путь достижения цели: планируют сотрудничество. Определяют цели, функции каждого участника и способы взаимодействия.

Ответы обучающихся: литература эмигрантская; литература, «задержанная» внутри страны – внутренние эмигранты; советская литература.

Учащиеся определяют совместно, какой поток будут представлять и отбирают материал для исследования (приложение № 1).

Л: самоопределение.

Р: планирование, прогнозирование. К: умение точно выражать свои мысли, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении. П: поиск и выделение необходимой информации.

5

Работа в группах

Учитель даёт задания (общие для исследовательских групп).

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу метафор и символов на доске «Революция – это…» (приложение № 2). На примере ранее изученного учитель с помощью учеников даёт образец заполнения: по А. Блоку: революция – вьюга, пожар.

Во время работы в группах учитель выступает в роли консультанта.

Обучающиеся анализируют выбранный материал на основе заданий (приложение № 3). Распределяются роли для каждого во время выступления. Отдельно в каждой группе работает литературовед, из данных воспоминаний, исторических и литературных фактов (приложение № 4) отбирает материал, способный помочь группе сделать выводы.

Л: формирование потребности в самовыражении; нравственно- этическое оценивание художественного произведения. К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками. П: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение аргументов из литературного материала в подтверждение собственной точки зрения; определение роли тропов в тексте.

6

Выступления групп по итогам исследований.

Учитель слушает выступления, в ходе их задаёт вопросы для внимательных читателей и слушателей; создаёт проблемные ситуации.

1 группа: З. Гиппиус «осудила» А. Блока. За что? Почему сказала, что при встрече не подаст ему руки? Она права?
2 группа: А. Пушкин ставил знак равенства между поэтом и пророком. Найдите строчки в стихотворении М. Волошина «Терминология», которые можно назвать пророческими.
3 группа: молодой поэт Михаил Светлов в 1926 году пишет стихотворение, ставшее песней и многие годы считавшееся гимном романтиков. Слушается песня «Гренада» (приложение № 5). Её пели, не замечая страшных по своей сути слов. Найдите их. Предпоследняя строфа. Какие трагические реалии времени отмечены здесь?

Учащиеся выступают в группах: читают выразительно выбранные стихотворения или отрывки, комментируют заполнение таблицы, делают выводы, высказывают своё мнение.

1 группа: поэты-эмигранты. Для них революция – самосуд, братоубийство, дьявольский пир, конец света… Судьба России трагична. Но верят, что она воскреснет.

2 группа: «внутренние эмигранты». Революцию воспринимают как трагическую неизбежность, стихию, которой невозможно противостоять; сумерки свободы… Пытаются понять… Боль за судьбу России, гибель культуры. Маховик насилия, если он запущен, сам не остановится.

3 группа: советские поэты. Среди них тоже нет единомыслия. Революция – казнь старого мира, весна новой жизни… Россия старая погибла, впереди строительство новой, свободной страны…

По «Гренаде»: жизнь одного не имеет ценности, важны «мы», а не «я»; уникальности человеческой личности не было места.

Л: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация. Р: контроль, коррекция, оценка ответов товарищей. К: умение слушать и понимать речь сверстников; оформлять свои мысли в устном высказывании; вступать в диалог с одноклассниками по проблемным вопросам, участвовать в коллективном обсуждении. П: умение анализировать стихотворное произведение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

7

Рефлексия (итоги урока)

Учитель организует рефлексию на основе цели и задач урока.

Выдаёт листочки со шкалой взаимо- и самооценки. Учитель помогает определиться, благодарит за работу.

Ученики совместно подводят итоги на основе цели урока: поэты 20-х гг. по-разному воспринимали революцию и по-разному видели будущее страны. Но, при всей несхожести взглядов, есть между ними и общее: никто не остался равнодушным, всех объединяла тревога за судьбу Родины, любовь к ней.

Осуществляют взаимо- и самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: саморегуляция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, делать выводы.

8

Домашнее задание.

Учитель и подготовленный ученик читают диалог, раздаётся задание на дом.

1920 год. Париж. Нина Берберова, друг семьи Гиппиус – Мережковский, приводила в своих воспоминаниях такой диалог:

Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России? 

Она думала минуту: 

Свобода без России… И потому я здесь, а не там. 

Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но… На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой?

Задание: составьте устное рассуждение по данной проблеме. Сформулируйте собственную позицию: какой выбор сделали бы Вы. Аргументируйте своё мнение примерами на основе исследования (по материалам урока). Сделайте вывод.

Ученики обсуждают возможный тезис, высказывают мнения.

Л: моральный выбор. К: умение логично и последовательно излагать свои мысли, рассуждать по заданной проблеме. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.


Приложение № 1


Игорь Северянин

1887-1941



Игорь Васильевич Лотарёв, русский поэт. Родился в Петербурге в семье военного инженера. Дебютировал как поэт в 1905 году. Испытав на себе бремя солдатчины (участвовал в боях 1-ой мировой), в мае 1918 писал о Ленине как миротворце, прервавшем страшную бойню. С 1918 года жил в Эстонии. «Вне политики» и «без родины» оказался ненужным ни одной из противоборствующих сторон.


НАРОДНЫЙ СУД

Я чувствую, близится судное время:

Бездушье мы духом своим победим,

И в сердце России пред странами всеми

Народом народ будет грозно судим.
И спросят избранники – русские люди –

У всех обвиняемых русских людей,

За что умертвили они в самосуде

Цвет яркий культуры отчизны своей.
Зачем православные Бога забыли,

Зачем шли на брата, рубя и разя...

И скажут они: «Мы обмануты были,

Мы верили в то, во что верить нельзя...»
И судьи умолкнут с печалью любовной,

Проверив себя в неизбежный черед,

И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?»

И будет ответ: «Виноват весь народ.
Он думал о счастье отчизны любимой,

Он шел на жестокость во имя Любви...»

И судьи воскликнут: «Народ подсудимый!

Ты нам не подсуден: мы – братья твои!
Мы часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный

Наивный, стремящийся вечно вперед,

Взыскующий Бога в Европе кромешной,

Счастливый в несчастье, великий народ!»

1925


СЛОВА СОЛНЦА

Много видел я стран и не хуже ее –

Вся земля мною нежно любима.

Но с Россией сравнить?.. С нею – сердце мое,

И она для меня несравнима!
Чья космична душа, тот плохой патриот:

Целый мир для меня одинаков:

Знаю я, чем могуч и чем слаб мой народ,

Знаю смысл незначительных знаков:
Осуждая войну, осуждая погром,

Над народностью каждой насилье,

Я Россию люблю – свой родительский дом –

Даже с грязью со всею и пылью:
Мне немыслима мысль, что над мертвою – тьма:

Верю, верю в ее воскресенье

Всею силой души, всем воскрыльем ума,

Всем огнем своего вдохновенья!
Знайте, верьте: он близок, наш праздничный день,

И не так он уже за горами –

Огласится простор нам родных деревень

Православными колоколами!
И раскается темный, но вещий народ

В прегрешеньях своих перед Богом.

Остановится прежде, чем в церковь войдет,

Нерешительно перед порогом:
И, в восторге метнув в воздух луч, как копье

Золотое, слова всеблагие

Скажет солнце с небес: «В воскресенье свое

Всех виновных прощает Россия!»

1925



Максимилиан Волошин

1877-1932



Максимилиан Кириенко-Волошин, русский поэт, художник, литературный критик. Родился в семье юриста. Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом. Принял революцию как историческую неизбежность. После революции Максимилиан Волошин окончательно поселился в Коктебеле (Крым), на родине. В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сначала красных от белых, затем, после перемены власти,– белых от красных.


ДЕМОНЫ ГЛУХОНЕМЫЕ

Кто так слеп, как раб Мой? и глух, как

вестник Мой, Мною посланный?

Исайя 42,19

Они проходят по земле

Слепые и глухонемые

И чертят знаки огневые

В распахивающейся мгле.
Собою бездны озаряя,

Они не видят ничего,

Они творят, не постигая

Предназначенья своего.
Сквозь дымный сумрак преисподней

Они кидают вещий луч...

Их судьбы – это лик Господний,

Во мраке явленный из туч.

29 декабря 1917



ТЕРМИНОЛОГИЯ

«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход»–
Так изменялись из года в год
Речи и быта оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлёпку»,
«К Духонину в штаб», «разменять» -
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Правду выпытывали из-под ногтей,
В шею вставляли фугасы,
«Шили погоны", "кроили лампасы»,
«Делали однорогих чертей».
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разъярить и поднять на ножи
Армии, классы, народы.
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным с пулей в затылке
И со штыком в животе.
29 апреля 1921





Зинаида Гиппиус

1869-1945



Зинаида Николаевна Гиппиус, русская поэтесса, прозаик, литературный критик. Родилась в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Стихи начала писать с семи лет. К октябрьской революции 1917 Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью. Ненависть к революции заставила Зинаиду Гиппиус порвать с теми, кто ее принял,– с А. Блоком, В. Брюсовым, А. Белым. В начале 20-х годов Гиппиус и её муж Дмитрий Мережковский нелегально переходят русско-польскую границу. С конца 1921 года Гиппиус – организатор литературных воскресений в Париже.


ВЕСЕЛЬЕ

Блевотина войны – октябрьское веселье!

От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье,

О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил – засек кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты...

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!

1917


НЕОТСТУПНОЕ

Я от дверей не отойду,

Пусть длится ночь, пусть злится ветер.

Стучу, пока не упаду.

Стучу, пока Ты не ответишь.

Не отступлю, не отступлю,

Стучу, зову Тебя без страха:

Отдай мне ту, кого люблю,

Восстанови ее из праха!

Верни ее под отчий кров,

Пускай виновна – отпусти ей!

Твой очистительный покров

Простри над грешною Россией!
И мне, упрямому рабу,

Увидеть дай ее, живую...

Открой!

Пока она в гробу,

От двери Отчей не уйду я.

Неугасим огонь души,

Стучу – дрожат дверные петли,

Зову Тебя – о, поспеши!

Кричу к Тебе – о, не замедли!

1925






Василий Александровский

1897-1934



Василий Дмитриевич Александровский, пролетарский поэт. Родился в селе Баскакове Смоленской губернии, в крестьянской семье. Писать стихи начал с 1913 года. С 1917 по 1920 был членом РКП(б). Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта. Поэт был увлечен мощью и размахом пролетарской революции. Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца – участников Октябрьского восстания и гражданской войны.


ВЗРЫВАЙТЕ

Взрывайте,
Дробите
Мир старый!
В разгаре Вселенской Борьбы
И в зареве рдяных пожаров
Не знайте
Пощады –
Душите
Костлявое тело судьбы!

Рабы!
Зубами
Рвите порфиры,
Топчите короны владык!
Закованы руки, есть – лбы!
Лбами
Разбейте кумиры,
Чтоб в пламенном мире
Горланил набатный язык.

Довольно
Бесцветных иллюзий!
Голод
Проклятый
В землю вонзает свой клык.
Пусть добровольно
Навеки сольются в союзе
Молот,
Лопата
И штык.

1918



* * *

Бешено,

Неуемно бешено

Колоколом сердце кричит:

Старая Русь повешена

И мы – ее палачи.
Слава солнечной казни,

Слава корявым рукам,

Кто в себя не вмещает Разина,

Пусть и мне даст кличку: хам.
А я и другие

Железным прыжком – в века,

Нервы – в узлы тугие,

Солнце – в карман и в рукав.
Ничего, если мы сомнем

Каблуками чахлые травы,

Это жизнь запела огнем,

Это жизнь именины правит.
К чёрту старый ненужный хлам.

Не волнует, не давит вчерашнее,

И в пути мне совсем не страшно,

Что вдогонку засвищут: хам...
Бешено,

Неуемно бешено

Колоколом сердце кричит:

Старая Русь повешена.

И мы – ее палачи.

1923






Осип Мандельштам

1891-1938



Осип Эмильевич Мандельштам, русский поэт. Родился в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 году. В 1918 поэт живёт то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе. 1920-е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Поэзия отмечена трагическим переживанием гибели культуры.


СУМЕРКИ СВОБОДЫ

Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы –
О солнце, судия, народ.

Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть – тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.

Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети – сумерки густые –
Не видно солнца и земля плывет.

Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
1918



* * *

В Петербурге мы сойдемся снова,

Словно солнце мы похоронили в нем,

И блаженное, бессмысленное слово

В первый раз произнесем.

В черном бархате советской ночи,

В бархате всемирной пустоты,

Все поют блаженных жен родные очи,

Все цветут бессмертные цветы.
Дикой кошкой горбится столица,

На мосту патруль стоит,

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит.

Мне не надо пропуска ночного,

Часовых я не боюсь:

За блаженное, бессмысленное слово

Я в ночи советской помолюсь.
Слышу легкий театральный шорох

И девическое «ах» –

И бессмертных роз огромный ворох

У Киприды на руках.

У костра мы греемся от скуки,

Может быть, века пройдут,

И блаженных жен родные руки

Легкий пепел соберут.
Где-то грядки красные партера,

Пышно взбиты шифоньерки лож,

Заводная кукла офицера –

Не для черных душ и низменных святош...

Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи

В черном бархате всемирной пустоты.

Все поют блаженных жен крутые плечи,

А ночного солнца не заметишь ты.

25 ноября 1920







Николай Тихонов

1896-1979



Николай Семёнович Тихонов, советский поэт, прозаик и переводчик. Родился в мещанской семье. Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции. Участвовал в 1-ой мировой войне; в годы гражданской войны служил в Красной армии. В 1921 приехал в Петроград, примкнул к литературному содружеству «Серапионовы братья» и целиком отдался литературной деятельности.


О РОССИИ

Не плачьте о мёртвой России

Живая Россия встаёт,–

Её не увидят слепые,

И жалкий её не поймёт.
О ней горевали иначе,

Была ли та горесть чиста?

Она возродится не в плаче,

Не в сладостной ласке кнута.
Не к морю пойдёт за варягом,

Не к княжей броне припадёт,–

По нивам, лесам и оврагам

Весенняя сила пройдёт.
Не будет пропита в кружале,

Как прежде, святая душа

Под песни, что цепи слагали

На белых камнях Иртыша.
От Каспия к Мурману строго

Поднимется вешний народ,

Не скованный именем бога,

Не схваченный ложью тенёт.
Умрёт горевая Россия

Под камнем, седым горюном,

Где каркали вороны злые

О хищников пире ночном.
Мы радости снова добудем,

Как пчёлы – меды по весне,

Поверим и солнцу, и людям,

И песням, рождённым в огне.

1918


* * *

Мы разучились нищим подавать,

Дышать над морем высотой солёной,

Встречать зарю и в лавках покупать

За медный мусор – золото лимонов.
Случайно к нам заходят корабли,

И рельсы груз проносят по привычке;

Пересчитай людей моей земли –

И сколько мёртвых встанет в перекличке.
Но всем торжественно пренебрежём.

Нож сломанный в работе не годится,

Но этим чёрным, сломанным ножом

Разрезаны бессмертные страницы.

1921



Приложение № 2 Таблица на доске заполняется учениками в ходе исследования.

Революция - это

поэты-эмигранты

«внутренние эмигранты»

советские поэты




вьюга

ураган

пожар