Файл: Урока Россия и революция в поэзии 20х годов хх века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды»
Технологическая карта урока «Россия и революция в поэзии 20-х годов ХХ века».
Автор: Бородина Н.А.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ № 3 г. Вологды».
Вологда
Технологическая карта урока
Предмет _литература_______________________________________________ Класс ___11____________________
Базовый учебник _Литература._11_класс._Учебник для общеобразовательных_учреждений в 2_ч./___________
Автор-составитель:_В.Я._Коровина – М:_Просвещение,_2011_г._________________________________________
Тема урока _Россия и революция в поэзии 20-х годов ХХ века. _________________________________________
Цель урока На основе исследования лирики 20-х годов_рассмотреть_точку_зрения поэтов на_ _ революцию_и_будущее_России._____________________________________________________________________
Задачи урока: 1. Анализ стихотворений поэтов разных потоков._________________________________________
2._Сопоставление взглядов поэтов на революционные события в стране.______________________
3._Сравнение_приёмов_создания_образа_России_и_языка_стихотворений,_роль_тропов._______
4._Сопоставление взглядов поэтов разных потоков на_будущее_страны.______________________
Тип урока __комбинированный_____________________________________________________________________
Необходимое оборудование УМК_ «Литература. 5-11 классы». Под редакцией В.Я. Коровиной. –____________
М: Просвещение, 2007 г.; стихотворения и портреты поэтов, раздаточный материал.________________________
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент | Приветствие. Психологический настрой. | Настрой на работу в группе. | Личностные (Л): внимание к сверстникам. Коммуникативные (К): планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Регулятивные (Р): мобилизация сил для решения учебных задач. |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Учитель объявляет тему урока. 20-е годы ХХ века в литературном смысле период шире календарного: с 1917 г. по начало 30-х гг. Почему? Учитель предлагает вспомнить уже известный теоретический материал. И, конечно же, литература не могла не откликнуться на происходящее в стране. | Ответы обучающихся: революция и гражданская война перевернули жизнь страны. Это был период тяжких испытаний и потрясений. | Л: установление связи между целью учения и его мотивом. Р: выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению. К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные (П): общеучебные. |
3 | Целеполагание Постановка учебных задач | Учитель предлагает обучающимся на основе темы сформулировать цель, задачи урока. | Обучающиеся формулируют цель: на основе исследования лирики 20-х годов рассмотреть точку зрения поэтов на революцию и будущее России. Задачи: 1. Анализ стихотворений поэтов разных потоков. 2. Сопоставление взглядов поэтов на революционные события в стране. 3.Сравнение приёмов создания образа России и языка стихотворений, роль тропов. 4. Сопоставление взглядов поэтов на будущее страны. | Л: смыслообразование. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение цели, функций, способов взаимодействия. П: формулирование познавательной цели. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока | Слово учителя. Мучительный вопрос: принимать или не принимать революцию – задавал себе каждый. И каждый отвечал на него по-своему. После 1917 года наша литература перестала существовать как единое целое. Она вынужденно делится на 3 потока. Каких? Учитель предлагает обучающимся составить план достижения задач: организовать работу в группах. Для этого спланировать сотрудничество: функции каждого участника и способы взаимодействия. Посредством коллективного обсуждения выбрать из общего раздаточного материала тот, который соответствует выбранному заданию. | Обучающиеся выбирают наиболее эффективный путь достижения цели: планируют сотрудничество. Определяют цели, функции каждого участника и способы взаимодействия. Ответы обучающихся: литература эмигрантская; литература, «задержанная» внутри страны – внутренние эмигранты; советская литература. Учащиеся определяют совместно, какой поток будут представлять и отбирают материал для исследования (приложение № 1). | Л: самоопределение. Р: планирование, прогнозирование. К: умение точно выражать свои мысли, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении. П: поиск и выделение необходимой информации. |
5 | Работа в группах | Учитель даёт задания (общие для исследовательских групп). В ходе работы учащиеся заполняют таблицу метафор и символов на доске «Революция – это…» (приложение № 2). На примере ранее изученного учитель с помощью учеников даёт образец заполнения: по А. Блоку: революция – вьюга, пожар. Во время работы в группах учитель выступает в роли консультанта. | Обучающиеся анализируют выбранный материал на основе заданий (приложение № 3). Распределяются роли для каждого во время выступления. Отдельно в каждой группе работает литературовед, из данных воспоминаний, исторических и литературных фактов (приложение № 4) отбирает материал, способный помочь группе сделать выводы. | Л: формирование потребности в самовыражении; нравственно- этическое оценивание художественного произведения. К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества со сверстниками. П: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение аргументов из литературного материала в подтверждение собственной точки зрения; определение роли тропов в тексте. |
6 | Выступления групп по итогам исследований. | Учитель слушает выступления, в ходе их задаёт вопросы для внимательных читателей и слушателей; создаёт проблемные ситуации. 1 группа: З. Гиппиус «осудила» А. Блока. За что? Почему сказала, что при встрече не подаст ему руки? Она права? 2 группа: А. Пушкин ставил знак равенства между поэтом и пророком. Найдите строчки в стихотворении М. Волошина «Терминология», которые можно назвать пророческими. 3 группа: молодой поэт Михаил Светлов в 1926 году пишет стихотворение, ставшее песней и многие годы считавшееся гимном романтиков. Слушается песня «Гренада» (приложение № 5). Её пели, не замечая страшных по своей сути слов. Найдите их. Предпоследняя строфа. Какие трагические реалии времени отмечены здесь? | Учащиеся выступают в группах: читают выразительно выбранные стихотворения или отрывки, комментируют заполнение таблицы, делают выводы, высказывают своё мнение. 1 группа: поэты-эмигранты. Для них революция – самосуд, братоубийство, дьявольский пир, конец света… Судьба России трагична. Но верят, что она воскреснет. 2 группа: «внутренние эмигранты». Революцию воспринимают как трагическую неизбежность, стихию, которой невозможно противостоять; сумерки свободы… Пытаются понять… Боль за судьбу России, гибель культуры. Маховик насилия, если он запущен, сам не остановится. 3 группа: советские поэты. Среди них тоже нет единомыслия. Революция – казнь старого мира, весна новой жизни… Россия старая погибла, впереди строительство новой, свободной страны… По «Гренаде»: жизнь одного не имеет ценности, важны «мы», а не «я»; уникальности человеческой личности не было места. | Л: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация. Р: контроль, коррекция, оценка ответов товарищей. К: умение слушать и понимать речь сверстников; оформлять свои мысли в устном высказывании; вступать в диалог с одноклассниками по проблемным вопросам, участвовать в коллективном обсуждении. П: умение анализировать стихотворное произведение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
7 | Рефлексия (итоги урока) | Учитель организует рефлексию на основе цели и задач урока. Выдаёт листочки со шкалой взаимо- и самооценки. Учитель помогает определиться, благодарит за работу. | Ученики совместно подводят итоги на основе цели урока: поэты 20-х гг. по-разному воспринимали революцию и по-разному видели будущее страны. Но, при всей несхожести взглядов, есть между ними и общее: никто не остался равнодушным, всех объединяла тревога за судьбу Родины, любовь к ней. Осуществляют взаимо- и самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Л: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р: саморегуляция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, делать выводы. |
8 | Домашнее задание. | Учитель и подготовленный ученик читают диалог, раздаётся задание на дом. 1920 год. Париж. Нина Берберова, друг семьи Гиппиус – Мережковский, приводила в своих воспоминаниях такой диалог: – Зина, что тебе дороже: Россия без свободы или свобода без России? Она думала минуту: – Свобода без России… И потому я здесь, а не там. – Я тоже здесь, а не там, потому что Россия без свободы для меня невозможна. Но… На что мне, собственно, нужна свобода, если нет России? Что мне без России делать с этой свободой? Задание: составьте устное рассуждение по данной проблеме. Сформулируйте собственную позицию: какой выбор сделали бы Вы. Аргументируйте своё мнение примерами на основе исследования (по материалам урока). Сделайте вывод. | Ученики обсуждают возможный тезис, высказывают мнения. | Л: моральный выбор. К: умение логично и последовательно излагать свои мысли, рассуждать по заданной проблеме. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Приложение № 1
Игорь Северянин 1887-1941 | | |
Игорь Васильевич Лотарёв, русский поэт. Родился в Петербурге в семье военного инженера. Дебютировал как поэт в 1905 году. Испытав на себе бремя солдатчины (участвовал в боях 1-ой мировой), в мае 1918 писал о Ленине как миротворце, прервавшем страшную бойню. С 1918 года жил в Эстонии. «Вне политики» и «без родины» оказался ненужным ни одной из противоборствующих сторон. | ||
НАРОДНЫЙ СУД Я чувствую, близится судное время: Бездушье мы духом своим победим, И в сердце России пред странами всеми Народом народ будет грозно судим. И спросят избранники – русские люди – У всех обвиняемых русских людей, За что умертвили они в самосуде Цвет яркий культуры отчизны своей. Зачем православные Бога забыли, Зачем шли на брата, рубя и разя... И скажут они: «Мы обмануты были, Мы верили в то, во что верить нельзя...» И судьи умолкнут с печалью любовной, Проверив себя в неизбежный черед, И спросят: «Но кто же зачинщик виновный?» И будет ответ: «Виноват весь народ. Он думал о счастье отчизны любимой, Он шел на жестокость во имя Любви...» И судьи воскликнут: «Народ подсудимый! Ты нам не подсуден: мы – братья твои! Мы часть твоя, плоть твоя, кровь твоя, грешный Наивный, стремящийся вечно вперед, Взыскующий Бога в Европе кромешной, Счастливый в несчастье, великий народ!» 1925 | СЛОВА СОЛНЦА Много видел я стран и не хуже ее – Вся земля мною нежно любима. Но с Россией сравнить?.. С нею – сердце мое, И она для меня несравнима! Чья космична душа, тот плохой патриот: Целый мир для меня одинаков: Знаю я, чем могуч и чем слаб мой народ, Знаю смысл незначительных знаков: Осуждая войну, осуждая погром, Над народностью каждой насилье, Я Россию люблю – свой родительский дом – Даже с грязью со всею и пылью: Мне немыслима мысль, что над мертвою – тьма: Верю, верю в ее воскресенье Всею силой души, всем воскрыльем ума, Всем огнем своего вдохновенья! Знайте, верьте: он близок, наш праздничный день, И не так он уже за горами – Огласится простор нам родных деревень Православными колоколами! И раскается темный, но вещий народ В прегрешеньях своих перед Богом. Остановится прежде, чем в церковь войдет, Нерешительно перед порогом: И, в восторге метнув в воздух луч, как копье Золотое, слова всеблагие Скажет солнце с небес: «В воскресенье свое Всех виновных прощает Россия!» 1925 |
Максимилиан Волошин 1877-1932 | | |
Максимилиан Кириенко-Волошин, русский поэт, художник, литературный критик. Родился в семье юриста. Первый сборник «Стихотворения. 1900—1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом. Принял революцию как историческую неизбежность. После революции Максимилиан Волошин окончательно поселился в Коктебеле (Крым), на родине. В годы Гражданской войны поэт пытался умерить вражду, спасая в своём доме преследуемых: сначала красных от белых, затем, после перемены власти,– белых от красных. | ||
ДЕМОНЫ ГЛУХОНЕМЫЕ Кто так слеп, как раб Мой? и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Исайя 42,19 Они проходят по земле Слепые и глухонемые И чертят знаки огневые В распахивающейся мгле. Собою бездны озаряя, Они не видят ничего, Они творят, не постигая Предназначенья своего. Сквозь дымный сумрак преисподней Они кидают вещий луч... Их судьбы – это лик Господний, Во мраке явленный из туч. 29 декабря 1917 | ТЕРМИНОЛОГИЯ «Брали на мушку», «ставили к стенке», «Списывали в расход»– Так изменялись из года в год Речи и быта оттенки. «Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлёпку», «К Духонину в штаб», «разменять» - Проще и хлеще нельзя передать Нашу кровавую трепку. Правду выпытывали из-под ногтей, В шею вставляли фугасы, «Шили погоны", "кроили лампасы», «Делали однорогих чертей». Сколько понадобилось лжи В эти проклятые годы, Чтоб разъярить и поднять на ножи Армии, классы, народы. Всем нам стоять на последней черте, Всем нам валяться на вшивой подстилке, Всем быть распластанным с пулей в затылке И со штыком в животе. 29 апреля 1921 |
Зинаида Гиппиус 1869-1945 | | |
Зинаида Николаевна Гиппиус, русская поэтесса, прозаик, литературный критик. Родилась в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье. Стихи начала писать с семи лет. К октябрьской революции 1917 Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью. Ненависть к революции заставила Зинаиду Гиппиус порвать с теми, кто ее принял,– с А. Блоком, В. Брюсовым, А. Белым. В начале 20-х годов Гиппиус и её муж Дмитрий Мережковский нелегально переходят русско-польскую границу. С конца 1921 года Гиппиус – организатор литературных воскресений в Париже. | ||
ВЕСЕЛЬЕ Блевотина войны – октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна! Какому дьяволу, какому псу в угоду, Каким кошмарным обуянный сном, Народ, безумствуя, убил свою свободу, И даже не убил – засек кнутом? Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты... И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь! 1917 | НЕОТСТУПНОЕ Я от дверей не отойду, Пусть длится ночь, пусть злится ветер. Стучу, пока не упаду. Стучу, пока Ты не ответишь. Не отступлю, не отступлю, Стучу, зову Тебя без страха: Отдай мне ту, кого люблю, Восстанови ее из праха! Верни ее под отчий кров, Пускай виновна – отпусти ей! Твой очистительный покров Простри над грешною Россией! И мне, упрямому рабу, Увидеть дай ее, живую... Открой! Пока она в гробу, От двери Отчей не уйду я. Неугасим огонь души, Стучу – дрожат дверные петли, Зову Тебя – о, поспеши! Кричу к Тебе – о, не замедли! 1925 |
Василий Александровский 1897-1934 | | |
Василий Дмитриевич Александровский, пролетарский поэт. Родился в селе Баскакове Смоленской губернии, в крестьянской семье. Писать стихи начал с 1913 года. С 1917 по 1920 был членом РКП(б). Выезжал несколько раз на фронт гражданской войны с агиттруппами Пролеткульта. Поэт был увлечен мощью и размахом пролетарской революции. Наиболее характерны для его стихов образы восстания, мятежа, ветра. В отдельных произведениях удалось живо передать чувства и настроения борца за революцию, рабочего, красноармейца – участников Октябрьского восстания и гражданской войны. | ||
ВЗРЫВАЙТЕ Взрывайте, Дробите Мир старый! В разгаре Вселенской Борьбы И в зареве рдяных пожаров Не знайте Пощады – Душите Костлявое тело судьбы! Рабы! Зубами Рвите порфиры, Топчите короны владык! Закованы руки, есть – лбы! Лбами Разбейте кумиры, Чтоб в пламенном мире Горланил набатный язык. Довольно Бесцветных иллюзий! Голод Проклятый В землю вонзает свой клык. Пусть добровольно Навеки сольются в союзе Молот, Лопата И штык. 1918 | * * * Бешено, Неуемно бешено Колоколом сердце кричит: Старая Русь повешена И мы – ее палачи. Слава солнечной казни, Слава корявым рукам, Кто в себя не вмещает Разина, Пусть и мне даст кличку: хам. А я и другие Железным прыжком – в века, Нервы – в узлы тугие, Солнце – в карман и в рукав. Ничего, если мы сомнем Каблуками чахлые травы, Это жизнь запела огнем, Это жизнь именины правит. К чёрту старый ненужный хлам. Не волнует, не давит вчерашнее, И в пути мне совсем не страшно, Что вдогонку засвищут: хам... Бешено, Неуемно бешено Колоколом сердце кричит: Старая Русь повешена. И мы – ее палачи. 1923 |
Осип Мандельштам 1891-1938 | | |
Осип Эмильевич Мандельштам, русский поэт. Родился в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 году. В 1918 поэт живёт то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе. 1920-е были для него временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Поэзия отмечена трагическим переживанием гибели культуры. | ||
СУМЕРКИ СВОБОДЫ Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы – О солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. B ком сердце есть – тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идет. Мы в легионы боевые Связали ласточек — и вот Не видно солнца, вся стихия Щебечет, движется, живет; Сквозь сети – сумерки густые – Не видно солнца и земля плывет. Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом, океан деля. Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля. 1918 | * * * В Петербурге мы сойдемся снова, Словно солнце мы похоронили в нем, И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесем. В черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты, Все поют блаженных жен родные очи, Все цветут бессмертные цветы. Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится И кукушкой прокричит. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь: За блаженное, бессмысленное слово Я в ночи советской помолюсь. Слышу легкий театральный шорох И девическое «ах» – И бессмертных роз огромный ворох У Киприды на руках. У костра мы греемся от скуки, Может быть, века пройдут, И блаженных жен родные руки Легкий пепел соберут. Где-то грядки красные партера, Пышно взбиты шифоньерки лож, Заводная кукла офицера – Не для черных душ и низменных святош... Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи В черном бархате всемирной пустоты. Все поют блаженных жен крутые плечи, А ночного солнца не заметишь ты. 25 ноября 1920 |
Николай Тихонов 1896-1979 | | |
Николай Семёнович Тихонов, советский поэт, прозаик и переводчик. Родился в мещанской семье. Писать Тихонов начал в 1914, но стал печататься только после Октябрьской революции. Участвовал в 1-ой мировой войне; в годы гражданской войны служил в Красной армии. В 1921 приехал в Петроград, примкнул к литературному содружеству «Серапионовы братья» и целиком отдался литературной деятельности. | ||
О РОССИИ Не плачьте о мёртвой России Живая Россия встаёт,– Её не увидят слепые, И жалкий её не поймёт. О ней горевали иначе, Была ли та горесть чиста? Она возродится не в плаче, Не в сладостной ласке кнута. Не к морю пойдёт за варягом, Не к княжей броне припадёт,– По нивам, лесам и оврагам Весенняя сила пройдёт. Не будет пропита в кружале, Как прежде, святая душа Под песни, что цепи слагали На белых камнях Иртыша. От Каспия к Мурману строго Поднимется вешний народ, Не скованный именем бога, Не схваченный ложью тенёт. Умрёт горевая Россия Под камнем, седым горюном, Где каркали вороны злые О хищников пире ночном. Мы радости снова добудем, Как пчёлы – меды по весне, Поверим и солнцу, и людям, И песням, рождённым в огне. 1918 | * * * Мы разучились нищим подавать, Дышать над морем высотой солёной, Встречать зарю и в лавках покупать За медный мусор – золото лимонов. Случайно к нам заходят корабли, И рельсы груз проносят по привычке; Пересчитай людей моей земли – И сколько мёртвых встанет в перекличке. Но всем торжественно пренебрежём. Нож сломанный в работе не годится, Но этим чёрным, сломанным ножом Разрезаны бессмертные страницы. 1921 |
Приложение № 2 Таблица на доске заполняется учениками в ходе исследования.
Революция - это | ||
поэты-эмигранты | «внутренние эмигранты» | советские поэты |
| вьюга ураган пожар | |