Файл: Научная работа Использование квест платформы Learnis на уроках литературы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 а) компьютерные игры-квесты - один из основных жанров компьютерных игр, представляет собой интерактивную историю с главным героем; при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий; б) веб-квесты - направлены на поиск и анализ веб-ресурсов, и создание веб- продукта (сайт, блог, виртуальный словарь и т.п.); в) QR-квесты - направлены на использование QR-кодов; г) медиа-квесты - направлены на поиск и анализ медиа ресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото/видео квесты; д) квесты на природе (улицах, парках и т.д.); е) комбинированные.
2. По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме.
3. По сроку реализации квесты различают: краткосрочные - цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно - три занятия; долгосрочные - цель: углубление и преобразование знаний, рассчитаны на длительный срок (учебный год).
4. По форме работы: групповые, индивидуальные.
5. По предметному содержанию: моно квест, межпредметный квест.
6. По структуре сюжетов различают: линейные (когда задачи решаются по цепочке, одна за другой), не линейные (когда участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами), кольцевые (это тот же линейный квест, но заключенный в круг. В этом случае команды участников стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу).
7. По информационной образовательной среде: традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда.
8. По технической платформе: виртуальные дневники и журналы (блоги,
ЖЖ и др.); сайты; форумы; социальные сети.

13 9. По доминирующей деятельности учащихся: исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковый квест, игровой квест, ролевой квест.
10. По характеру контактов: учащиеся одного кружка/класса или образовательного учреждения; учащиеся одной страны; учащиеся разных стран.[13]
Как отмечают А. Козлова и Т. Сакова, работа над квестом включает три этапа, которые и обусловливают его структуру:
1) начальный, содержание которого предусматривает постановку преподавателем заданий для учащихся-участников веб-квеста;
2) ролевой – обеспечивает выполнение обучающимися определенных ролевых задач (поисковых, исследовательских и др.)
3) заключительный – оценка и обсуждение результатов.
Итак, совершенный обзор научно-педагогической литературы позволяет утверждать, что структура квеста соответствует общим этапам деятельности человека, по видовым признакам соответствует структуре учебной и педагогической деятельности. Поэтому, этапами квеста являются: организационно-подготовительный, содержательный (этап реализации) и результативный. Необходимо отметить, что в зависимости от предмета, целей квеста, возраста обучающихся, типа квеста, продолжительности и др., содержание этапов квеста может изменяться и дополняться.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам применения современных образовательных технологий позволил нам определить следующие их основные характеристики:
- ориентир на достижение высоких образовательных результатов, развитие рефлективности и критического мышления;
- переход от репродуктивного характера к проблемности обучения и организации активной познавательной деятельности обучающихся с опорой на их личный опыт;
- интегрированный характер;


14
- учёт в реализации технологий всех видов знаний, выделенных О.Н.
Крыловой (информационных, процедурных, оценочных и рефлексивных) и их структурных компонентов;
- учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей обучающихся, уровня их развития и здоровья;
- создание комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся;
- содействие созданию ситуации успеха, как субъективного проживания человеком своих личностных достижений в контексте своей жизни и индивидуального развития;
- интерактивность и диалогичность, мотивация к сотрудничеству, совместная деятельность всех субъектов обучения;
- создание образовательных продуктов как результатов деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемому предмету или образовательной области;
- применение информационных образовательных ресурсов и электронных гаджетов.[14]
Обращаем внимание на то, что с момента возникновения термина «квест» он ассоциируется с игрой, а также на основе анализа сущности квестов считаем, что квест в первую очередь – это игровая педагогическая технология, которая, по мнению М. Булановой, В. Кукушина, Г. Селевко и др. имеет четко поставленную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который можно обосновать, выделить в явном виде и охарактеризовать учебнопознавательной направленностью. В структуру игры как деятельности
Г. Селевко включает постановку цели, планирование, реализацию цели, анализ результатов [15].
В структуру игры как процесса входят роли, которые взяли на себя игроки; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое использование предметов, замещение реальных вещей игровыми; реальные отношения между игроками; сюжет (содержание) – сфера деятельности, условно воспроизводимая в игре.
В отличие от других педагогических технологий, игровые технологии обучения отличаются тем, что игра является обычной формой деятельности для человека любого возраста; она является эффективным способом

15 активизации познавательной, психической деятельности; обеспечивает формирование необходимых, надпредметных знаний, умений; является многофункциональной, ее влияние на ученика невозможно ограничить одним аспектом; реализуется как в индивидуальной, так и в групповой форме работы; имеет соответствующий педагогический результат.
Квест как игровая технология осуществляется по структуре игровой деятельности и содержит следующие компоненты: побудительный
(потребности, мотивы, интересы, побуждающие к участию), ориентировочный (выбор средств и способов игровой деятельности), исполнительный (действия, операции, которые предоставляют возможности реализовать игровую цель) и контрольно-оценочный (корректировка и стимулирования активности в игровой деятельности).
На основе представленного анализа под квестом понимаем инновационную педагогическую игровую технологию, которая предусматривает выполнение учащимися учебных, поисково-познавательных проблемных задач в соответствии с игровым замыслом / сюжетом, во время которого они подбирают и упорядочивают информацию, выполняют самостоятельную, исследовательскую работу, способствует систематизации и обобщению изученного материала, его обогащению и представлению в виде целостной системы. [16]
Итоги к первой главе:
Итак, образовательный квест- это интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определенному сюжету. Отличие квест- технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера и поиском информации в сети Интернет, а у веб- квестов – глубоким «погружением» в открытое информационное пространство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ).
Это ещё раз подчеркивает, что обновление образовательных технологий детерминировано социокультурными особенностями современного общества.
Квесты могут охватывать как отдельную тему, учебный предмет, проблему, так и быть межпредметными. Реализация веб-квеста помогает преподавателю развиваться в современных образовательных тенденциях, идти в ногу со


16 временем, развивать креативность и разнообразие форм проведения своих занятий. Виды и классификации веб-квестов позволяют педагогу четко определиться с формами и сроками проведения занятий, доступные Интернет платформы и различные электронные ресурсы делают процесс создания веб- квестов понятным и простым.
Далее изучив теоретическую часть про квест-технологию, где мы утвердили, что квест имеет множество способов и видов, мы рассмотрим одну образовательную платформу, т.е интернет сайт «Learnis» для проведения урока литературы. Предполагаем, что использование данного сайта может замотивировать учащихся к чтению, также у учащихся улучшиться критическое мышление, также будут развиты познавательные навыки.

17

ГЛАВА II. Разработка методических подходов применения технологии
веб-квест в обучении литературы
2.1. Требования, принципы и рекомендации к использованию
образовательной платформы «Learnis»
После изучения исследования современных квестовых технологий
Бернса Доджа и Тома Марча, можно сформулировать общие принципы и рекомендации к разработке веб-квеста. Для разработки познавательного, продуктивного и увлекательного квеста для студентов, преподаватель должен быть готов к устранению любых проблем, которые может возникнуть во время проведения квеста, и которые могут помешать успешному внедрению современных технологий в учебный процесс. Например: Необходим ли нам для работы компьютерный класс или проектор? У всех студентов есть доступ к компьютеру вне аудитории? У всех ли имеется доступ к сети
Интернет?
Веб-квест направлен на развитие у студентов творческого и аналитического мышления. Преподаватель должен учитывать тот факт, что интернет – это мультимедийное огромное пространство для обучения, позволяющее увидеть изучаемое явление с самых разных позиций. Таким образом студенты могут рассмотреть какой-либо вопрос в более широком контексте, провести анализ данного вопроса, структурировать всю полученную информацию, что является неотъемлемым навыком в XXI веке.
Квест является универсальной технологией, которую можно использовать в любых учебных дисциплинах. А также можно провести как душе угодно, учитель должен выбрать более ориентированную на своих подопечных вид квеста. Но, хотим отметить, что у квест-технологии, кроме множества положительных эффектов и имеются также, стороны минуса. К минусам мы можем отнести, то, что это затратный метод (атрибуты, много времени на подготовку), также нельзя повторять часто, не чаще 1 раза в месяц и из-за этого этот метод у нас, в России, не каждый учитель применяет на уроках. Но, мы хотим показать вам одну платформу, где учителю не надо будет тратить много времени, атрибутов, также эту платформу, мы считаем, можно использовать не только раз в месяц. И это образовательная платформа “Learnis”.

18
И как мы отмечали ранее, сейчас в 21 век- век цифровых технологий, где на уроках можно использовать разные интернет ресурсы. Квест- технологии тоже не стоит в стороне и он совершенствуются.
“Learnis”- это популярная российская платформа для создания интерактивного контента. Learnis (
https://www.learnis.ru/
можете посмотреть сайт нажав на эту ссылку) электронный набор инструментов для эффективного обучения на основе игровых методов.
Регистрация довольно простая: сайт не требует указать место работы, какой предмет преподаете и для каких целей будете использовать ресурс. Нужна только имя, пароль и почта.
Есть бесплатная версия и премиум аккаунт, который можно купить индивидуально или для команды учителей. Конечно, в бесплатной версии представлено ограниченные возможности работы с платформой, но и в таком виде здесь много полезных инструментов.
Преимущества сайта:
— простой и удобный интерфейс;
— экономит время, так как все уже готово, нужно только добавить задания по своему предмету;
— разработан под интерактивные доски, которые используются сейчас во многих школах;
— подходит для всех школьных предметов;
— адаптирован под учеников любого возраста;
— не требует установки дополнительных приложений.
— можно использовать как и в оффлайн обучении и в дистанционном обучении, что в наше время очень актуальна.
Ресурс предлагает 4 вида интерактивных инструментов для учебы:
• Веб-квесты «Выберись из комнаты»;
• Интеллектуальная игра «Твоя викторина»;
• Терминологическая игра «Объясни мне»;
• Веб-сервис «Интерактивное видео».
А нам, в данное время, интересует веб-квесты:


19
Learnis – система генерации веб-квестов с возможностью добавления любых предметных заданий.
Сервис предполагает создание веб-квеста в жанре
«выберись из комнаты». Чтобы создать квест-комнату, нужно зайти во вкладку «Продукты» и нажать на первую карточку «Начать игру». Откроется галерея комнат, которые отличаются по уровню сложности, тематике и количеству заданий. В бесплатной версии доступно 15 комнат из 21 и только
2 уровня – легкий (зеленый круг) и средний (желтый круг). Сложный (красный круг) предоставляется только в формате премиум.
Основная цель игры учащиеся должны угадать кодовое слово, чтобы выбраться из комнаты. И чтобы выбраться из комнаты, необходимо ввести ключ от двери. Его можно узнать только после того, как будут выполнены все спрятанные задания. Чтобы их найти нужно кликать на вещи в комнате и искать подсказки. Однако, не всегда задания могут быть на виду, иногда необходимо выполнить несколько действий прежде чем упражнение появится у ученика. Например, в «зеленой комнате» необходимо залить в чайник воду и вскипятить. После чего пар попадает на зеркало и проявится первое упражнение. Второе спрятано в книгах.
После того, как все задания были выполнены, ученик может нажимать на дверь и вводить ключ. Как правило, ключ – ответы заданий, которые учитель указывает во время подготовки к уроку. Ученик вписывает ответы и если задания выполнены правильно, то дверь открывается. Можете также загрузить песню или звук, который будет играть когда откроется дверь.
Это очень простой и удобный ресурс для учителей. Не требует много времени на подготовку и при этом делает обычные задания вовлекающими и мотивирующими. Также можно разбавить домашнее задание квест-игрой, из которой не так просто выбраться. Как предлагает сама платформа «Откройте мир увлекательного обучения», а Learnis в этом обязательно поможет.
Следующий шаг после того, как преподаватель выбрал тему веб-квеста отбор доступного и подходящего материала, необходимого для выполнения квеста.
Для создания квеста учителю необходимо:
1) Выбрать задания для учащихся.
2) Оформить их в виде изображений (для этого удобно использовать сохранение презентации в виде отдельных изображений, но об этом поговорим в другой раз).

20 3) Выбрать обстановку квеста из списка, доступного на сайте.
4) Загрузить задания.
5) Получить код и перейти к квесту.
Для того, чтобы пройти веб-квест, участникам нужна только ссылка; никакой регистрации им не требуется. Результата прохождения квеста может быть два: обучающийся открыл дверь комнаты, либо не открыл, т.е. смог собрать код полностью, найдя все задания и решив их, либо не смог.
Исполнителем и активным участником процесса является сам студент. В веб-квесте преподаватель представлен в роли консультанта, помощника. В этой роли преподаватель подталкивает учеников к поиску и собственному анализу, систематизации полученной информации.
Плюсы и минусы Learnis: Плюсы:
• Оригинальный подход создания веб-квеста
• Русскоязычный интерфейс
• Комфортный бесплатный тариф
• Адаптивный дизайн
• Ученикам не обязательно регистрироваться.
Минусов мы предполагаем нет.
Также проведение квеста оказывают положительное влияние на студентов, а именно развивают критическое мышление, так как работа над ним подразумевает такие умения, как умение сравнивать, анализировать информацию, классифицировать, мыслить абстрактно. Благодаря этому у студентов повышается уровень мотивации, появляется желание к изучению новой темы, таким необычном способом, они воспринимают задачу как нечто реальное, что ведет к повышению эффективности деятельности.
Преподаватель создает специальные условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности студентов, поддерживает их инициативу. В свою очередь, обучающиеся становятся равноправными
«соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим учителем ответственность за процесс и результаты обучения. [17]
Веб-квест развивает у учащихся следующие умения: осуществлять поиск информации; выделять ключевые слова; определять тему и проблему;