Файл: Методологическая основа обновленных фгос ноо и требования к результатам освоения программ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Методологическая основа обновленных ФГОС НОО и требования к результатам освоения программ».

ШАГ 1. САМОПРОВЕРКА

Самостоятельная учебная деятельность слушателей на занятии (2 ч.). САМОПРОВЕРКА.

Перед Вами кейсы, которые Вам необходимо решить, обосновывав для себя их решение. Закройте ответы листом бумаги. Решите кейс. Сверьте свои ответы с представленными. Выясните, вследствие чего возникло расхождение?

Обращаем внимание, что отдельные кейсы содержат указание на предметы, классы, темы. При этом педагогические подходы к решению рассматриваемых профессиональных ситуаций универсальны, поэтому кейсы предъявляются слушателям независимо от преподаваемого ими предмета и уровня общего образования.

1. В учительской одной из школы шла оживленная дискуссия о том, как должен вести урок учитель-профессионал. Учителя не сходились во мнениях, каждый отстаивал свою точку зрения, опираясь на собственный опыт. Среди перечисленных подходов, которые учителя выписали на доске, выделите те, с которыми Вы согласны и систематически применяете на своих уроках.


  1. Учитель соблюдает следующую этапность урока: опрос, объяснение нового материала, закрепление нового материала.

  2. Учитель требует неукоснительного соблюдения дисциплины.

  3. Учитель организует изучение нового материла через постановку проблемы.

  4. Учитель не позволяет школьникам эмоциональных проявлений, таких как удивление, недовольство, оживление, боязнь и др.

  5. Учитель поощряет минимальные успехи слабых учащихся.

  6. На уроке преобладают фронтальные методы обучения, когда одно и то же задание все ученики выполняют одновременно.

  7. Учитель применяет на уроке мультимедийные средства обучения.

  8. В конце урока учитель делает заключение о том, что узнали и чему новому научились, оценивает качество учащихся работы на уроке.

Ответ: 3,5,7
2. Учитель А. планирует проведение урока по теме «Три состояния вещества», окружающий мир, 3 класс. Из предложенного ниже списка выберите и расставьте в определенной последовательности только те действия учителя, которые Вы бы спланировали при проведения такого урока.


  1. Учитель показывает демонстрационный эксперимент по превращению воды.

  2. Учитель показывает презентацию по теме урока, объясняет учебный материал.

  3. Учитель объявляет цели и задачи урока.

  4. Учитель читает загадки о разных состояниях воды для мотивации школьников.

  5. Учитель предлагает сформулировать тему урока.

  6. Учитель предлагает сделать выводы по результатам наблюдений.

  7. Учитель организует работу в парах для иллюстрации превращения воды по сказке «Снегурочка».

  8. Учитель выставляет отметки за усвоение нового материала.

  9. Учитель просит школьников назвать, что они узнали на уроке, что было трудно, что интересно.

  10. Учитель подводит итоги урока.


Ответ: 4, 5, 1, 6, 7, 9

3. Учителя, работающие в одной параллели, представили на методическом объединении описание подходов к проведению урока обобщения и систематизации знаний по теме "Лексика. Фразеология" 6 кл. С какими позициями, из представленных ниже, Вы скорее согласны?


  1. Я организую введение в урок: сообщаю школьникам его цели и задачи.

  2. На слайдах презентации я показываю основные понятия темы, привожу примеры для их иллюстрации.

  3. Я подбираю интересную лингвистическую задачу, чтобы мотивировать школьников на учебную деятельность.

  4. Я провожу игру «Фразеологический бой.

  5. Я организую работу в группах по решению лексических заданий.

  6. Я излагаю, а учащиеся записывают в тетради основные выводы по теме

  7. Я организую самостоятельную работу с учебником для учащихся с недостаточным уровнем подготовки.

  8. Я подвожу итоги урока и для диагностики знаний провожу контрольную работу.

  9. Я провожу оценивание школьников с выставлением отметок в журнал.

Ответ: 3, 4, 5, 7, 9

4. При подготовке к обобщающему уроку по курсу «География материков и океанов», 7 кл., молодой учитель запланировал определенные цели. Какие из перечисленных целей урока Вы бы не стали планировать?

  1. Сформировать систему новых понятий.

  2. Развить умение классифицировать знания о географии материков и океанов.

  3. Развить умение связывать полученные знания по курсу с практическим опытом.

  4. Сформировать умение самоконтроля.

  5. Развить умение связывать основные понятия по данного курсу.

  6. Сформировать умение поиска и выделения информации о географии материков и океанов.

Ответ: 1 и 4
5. В школе планируется проведение недели открытых уроков для педагогов соседней школы. Свой профессионализм учителя хотят продемонстрировать на примере организации комбинированных уроков. А какие из подходов, представленных ниже, смогли бы убедить Вас в высоком профессионализме учителей?

  1. Сообщение содержания нового материала с применением презентации.

  2. Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности.

  3. Выполнение практических учебных заданий под руководством учителя.

  4. Организация взаимодействия учеников при решении учебной задачи.

  5. Фронтальная проверка знаний с выставлением поурочных отметок.

  6. Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с электронными ресурсами.

  7. Выступление учащихся с сообщениями по новой теме.

  8. Использование интерактивной доски для формирования метапредметных результатов обучения.

  9. Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью.


Ответ: 2, 4, 6, 8, 9
ШАГ 2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС НОО и ФОП/ ПООП НОО по одному из учебных предметов (1-ый класс).

Сравните требования к результатам освоения программы по ФГОС НОО с требованиями федеральных рабочих программ (учебные предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир) /примерных рабочих программ (учебные предметы: математика, технология, музыка и т.д.)

Результаты работы отразите в сравнительной таблице.

ПРЕДСТАВЬТЕ ТАБЛИЦУ ДЛЯ ПРОВЕРКИ.

Предмет

(указать)

Перечень распределенных

проверяемых элементов содержания

(на примере одного из учебных предметов)

ФГОС НОО

Федеральные рабочие программы (учебные предметы: русский язык, литературное чтение, окружающий мир) /примерные рабочие программы (учебные предметы: математика, технология, музыка и т.д

Вывод















































Сравнительная таблица для НОО

Сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС НОО и универсальному кодификатору. 

Предмет

(указать)


Параметр сравнительного

анализа


ФГОС НОО


Универсальный

кодификатор


Вывод


Математика

Перечень распределенных

проверяемых элементов содержания

(на примере 2 класса)


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (МАТЕМАТИКА)

по ФГОС НОО 2021

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);

— устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения и вычитания в пределах 100;

— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в пределах 100 — устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умножения;

— называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);

— находить неизвестный компонент сложения, вычитания;

— использовать при выполнении практических заданий единицы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копей- ка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;

— определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на»;

— решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая модель); планировать ход решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде арифметического действия/действий, записывать ответ;

— различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольников прямоугольники, квадраты;

— на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник;

— выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;

— находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата);

— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двух шаговые логические рассуждения и делать выводы;

— находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);

— находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических фигур); — представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);

— сравнивать группы объектов (находить общее, различное);

— обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;

— подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;

— составлять (дополнять) текстовую задачу;

— проверять правильность вычислений.

ФГОС НОО 2021

Предметные результаты по учебному предмету «Математика» должны обеспечивать (за курс начальной школы):

1) сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел;

2) сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие правилу/алгоритму;

3) развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с помощью чертежных инструментов; развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими способами измерения длин, площадей;

4) развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных ситуациях;

5) овладение элементами математической речи: умения формулировать утверждение (вывод, правило), строить логические рассуждения (одно-двух шаговые) с использованием связок «если то ...», «и», «все», «некоторые»;

6) приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые формы данными;

7) использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов.

Раздел 2. Перечень распределённых по классам проверяемых элементов содержания по математике

1.Числа и действия над ними

1.1 Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел

1.2 Сравнение чисел в пределах 100, запись равенства, неравенства

1.3 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд

1.4 Сложение и вычитание двухзначных чисел

1.5 Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания

1.6 Компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное). Табличные случаи умножения, деления

1.7 Деление как операция, обратная умножению

2.Величины и действия над ними 2.1 Сравнение предметов по массе (единица массы – килограмм), по стоимости (единицы стоимости – рубль, копейка)

2.2 Измерение длины (единицы длины – метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени – час, минута, секунда)

2.3 Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения задач

3.Текстовые задачи

3.1 Представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. Определение последовательности шагов при решении задач в два действия, выбор соответствующих действий. Запись решения и ответа задачи

3.2 Решение текстовых задач на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление), практических заданий в один-два шага. Проверка полученного ответа

4.Пространственные представления и геометрические фигуры

4.1 Распознавание и изображение геометрических фигур: луча, угла, прямого угла, прямоугольника (квадрата), ломаной, многоугольника 4.2 Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны

4.3 Нахождение длины ломаной, периметра многоугольника

4.4 Вычисление периметра прямоугольника, квадрата

5.Работа с информацией

5.1 Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку

5.2 Нахождение закономерности в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни и объяснение с использованием математической терминологии

5.3 Распознавание верных (истинных) и неверных (ложных) утверждений 5.4 Чтение высказываний с использованием слов «каждый», «все»

5.5 Извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в простейших таблицах (таблицы сложения, умножения, график дежурств, дневник наблюдений и пр.)

5.6 Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изображений) числовыми данными 5.7 Столбчатая диаграмма; использование данных диаграммы для решения учебных и практических задач

Требования к результатам освоения программ по ФГОС НОО 2021 года по предмету математики во 2 классе идентичны универсальному кодификатору.

Предметные результаты по математике за курс начальной школы ФГОС НОО 2021 нашли отражение и в универсальном кодификаторе за 2 класс.


Практическая работа

Сравнительный анализ требований к результатам освоения программ по ФГОС НОО/ФГОС ООО и универсальному кодификатору.

Сравнительная таблица

Предмет/ класс

Параметр сравнительного анализа

ФГОС НОО/ ФГОС ООО

Универсальный кодификатор

Вывод

Русский язык 1-4 класс

Перечень распределенных проверяемых элементов содержания

ФГОС НОО 2009
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

2.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами


В ФГОС НОО 2009 года проверяемые элементы содержания указаны обобщенно, в универсальном кодификаторе прописаны наиболее четкие критерии оценивания результатов чем в самом ФГОС.


Русский язык 1-4 класс

Перечень распределенных проверяемых элементов содержания

ФГОС НОО 2021
1.первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа;

2.понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

3.осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

4.овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка:

аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь; понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого текста; передавать содержание воспринимаемого текста путем ответа на предложенные вопросы; задавать вопросы по услышанному тексту; говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей; соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, просьба); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию;

чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста; использовать выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; находить информацию, заданную в тексте в явном виде; формулировать простые выводы, интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; анализировать содержание, языковые особенности и структуру текста; письмо: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) письменного общения; списывать текст с представленного образца, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; писать подробное изложение; создавать небольшие тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картинок, просмотра фрагмента видеозаписи); использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети Интернет;

5.сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета.

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления

2.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах

4.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами


В ФГОС НОО 2021 года проверяемые элементы содержания прописаны наиболее четкие критерии оценивания результатов чем в кодификаторе.





Русский язык 5 класс

Перечень распределенных проверяемых элементов содержания

ФГОС ООО 2010

1)совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3)использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4)расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5)формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,

морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6)обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

7)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8)формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

3.Смысловое чтение

4.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

5.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

6.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами


В ФГОС ООО 2010 года проверяемые элементы содержания указаны обобщенно, в универсальном кодификаторе прописаны наиболее четкие критерии оценивания результатов чем в самом ФГОС.


Русский язык 5 класс

Перечень распределенных проверяемых элементов содержания

ФГОС ООО 2021

1)совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением;

участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации (создание не менее шести реплик); обсуждение и четкая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;

овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным, ознакомительным)

учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);

понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного; назывного, вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;

передача в устной или письменной форме содержания прослушанных или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с заданной степенью свернутости: подробное изложение (исходный текст объемом не менее 280 слов), сжатое и выборочное изложение (исходный текст объемом не менее 300 слов);

устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объемом не менее 150 слов; извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею,

свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;

создание письменных текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развертывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность;

оформление деловых бумаг (заявление, инструкция, объяснительная записка, расписка, автобиография, характеристика);

составление тезисов, конспекта, написание рецензии, реферата;

осуществление выбора языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;

анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения, выразительного словоупотребления, соблюдения норм современного русского литературного языка; понимание и объяснение основных причин коммуникативных успехов и неудач; корректировка речи;
2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования, важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека: осознание богатства, выразительности русского языка, понимание его роли в жизни человека, общества и государства, в современном мире, различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка;
3)расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков; распознавание звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова;

вычленение морфем в словах; распознавание разных видов морфем;

определение основных способов словообразования; построение словообразовательной цепочки, определение производной и производящей основ;

определение лексического значения слова разными способами (использование толкового словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);

распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;

распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика); определение стилистической окраски слова;

распознавание по значению и основным грамматическим признакам имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имен числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов,

частиц, междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;

определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление,

примыкание);

распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим свойствам главного

слова (именные, глагольные, наречные);

распознавание простых неосложненных предложений; простых предложений, осложненных однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами, уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и вставными конструкциями;

распознавание косвенной и прямой речи;

распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию главных членов (двусоставные и односоставные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные); предложений полных и неполных;

распознавание видов односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения, дополнения, обстоятельства);

распознавание бессоюзных и союзных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений, сложных предложений с разными видами связи; сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными (с однородным, неоднородным или последовательным подчинением придаточных);

распознавание видов сложносочиненных предложений по смысловым отношениям между его частями;

распознавание видов сложноподчиненных предложений (определительные, изъяснительные, обстоятельственные: времени, места, причины, образа действия и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели);

различение подчинительных союзов и союзных слов в сложноподчиненных предложениях;
4)формирование умений проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

проведение фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического анализа слова;

проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или его фрагмента; проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его фрагмента; проведение синтаксического анализа словосочетания, предложения, определение

синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении; проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным признакам (наличия

темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности);

проведение смыслового анализа текста;

проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев;

проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте или текстовом фрагменте;

проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

выявление отличительных признаков текстов разных жанров (расписка, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, реферат, доклад на научную тему, интервью,

репортаж, автобиография, характеристика); проведение анализа текста с точки зрения употребления в нем языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических);
5)обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:

осознанное расширение своей речевой практики;

использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых, орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационно-справочных систем в электронной форме), для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания;
6)овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; соблюдение их в речевой практике, в том числе: соблюдение основных грамматических (морфологических и синтаксических) норм: словоизменение имен существительных, имен прилагательных, местоимений, имен числительных, глаголов; употребление несклоняемых имен существительных; употребление местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста; употребление имен существительных с предлогами в соответствии с их грамматическим значением; употребление предлогов из - с; в - на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием, сложносокращенными словами, употребление причастного и деепричастного оборотов; построение словосочетаний с несклоняемыми именами существительными, сложносокращенными словами; построение предложения с однородными членами, с прямой и косвенной речью, сложных предложений разных видов; соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных и гласных в составе морфем; употребление прописной и строчной букв, графических сокращений слов; слитные, дефисные и раздельные написания слов и их частей;

соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в конце предложения, в простом неосложненном предложении, в простом осложненном предложении, в сложном предложении, при передаче чужой речи;

редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочетов в тексте.


1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

3.Смысловое чтение

4.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

5.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

6.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами


В ФГОС ООО 2021 года проверяемые элементы содержания прописаны наиболее четкие критерии оценивания результатов чем в кодификаторе.