Файл: Образовательное частное учреждение высшего образования московская международная академия Факультет Экономика и управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 427

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательное частное учреждение

высшего образования

«МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ»


Факультет «Экономика и управление»
студент(ка)_______Фёдоров Фёдор Фёдорович_________________________

(ФИО)

форма обучения, курс___заочная, 4 курс______________________________

направление_______ _____________________________________

направленность_______________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:___«Комплексный экономический анализ»____________

на тему:________ «Анализ и обоснование возможности использования в России зарубежных моделей менеджмента»__________
Научный руководитель _____________________________________

(ФИО преподавателя)


Оценка _____________________________________

(заполняется преподавателем)


Москва, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация .........................................................................................................3

Глоссарий...........................................................................................................4

Введение.............................................................................................................6

Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления…………………………..8

    1. Американская модель управления……………………………………8

    2. Японская модель управления..……………………..………………..13

Глава 2. Современный российский менеджмент, его особенности ……………………………………………..........................17

Глава 3. Обоснование возможности зарубежных моделей менеджмента в России……………………………………………………………………...22

Заключение .....................................................................................................27

Список использованных источников ...........................................................29

Аннотация

В данной курсовой работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с возможностью использования в России зарубежных моделей менеджмента.

Предпосылкой для написания данной работы является, что в современной России до сих пор четко не сформирована своя, национальная модель менеджмента, процесс управления в российских компаниях имеет самобытных характер.

Целью работы является, изучение основных зарубежных моделей менеджмента и возможности их использовать в России.

Данная курсовая работа состоит из 29 страниц и включает в себя три главы, глоссарий, введение, заключение и список используемых источников.

Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.


Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как, анализ зарубежного опыта управления, рассмотрены примеры Американской, Европейской и Японской модели управления, выявлены их особенности.

Во второй главе рассмотрена тема: «Современный российский менеджмент, его особенности». Выявлены исторические предпосылки формирования управления в России, а так же описаны положительные и отрицательные аспекты системы.

В третьей главе представлены практические примеры других стран, в сфере управления, на основании которых можно сделать выводы, как применительно это для Российской практики.

В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации для успешного формирования русской модели менеджмента.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание

1.

Аутсайдер

имеет два основных значения: нечто, находящееся вне определенного объекта или категории; нечто последнее.

2.

Демократизация

процесс внедрения демократических принципов в политическую системукультуру и т.д.

3.

Инфляция

это устойчивый процесс снижения покупательной способности денег, их обесценивание.

4.

Корпорация

это юридическое объединение с определенными экономическими целями, предусматривающее долевое участие собственников, правовой статус и правоспособность которой определяется местом ее создания

5.

Концерн

финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений.

6.

Нигилизм

философия, которая ставит под сомнение (в крайней своей форме — абсолютно отрицает) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знаниесуществование и смысл жизни

7.

Патернализм

система отношений, при которой власти обеспечивают базисные потребности граждан, а граждане в обмен на это позволяют властям диктовать модели своего поведения, как публичного, так и частного характера.

8.

Поляризация

усиление различия в положении общественных групп, доходящее до их противостояния друг другу (полярности).

9.

Профсоюз

общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях.

10.

Реорганизация

прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц.


Введение

В настоящий момент в России до сих пор четко не сформирована своя, национальная модель менеджмента, процесс управления в российских компаниях имеет самобытных характер и в основном не связан с зарубежными моделями. Этот факт объясняется тем, что для РФ понятие менеджмент начало зарождаться только в 90-х годах XX в., когда предпринимателям частично разрешили вести коммерческую деятельность. Не имея опыта управления компаниями, владельцам бизнеса приходилось либо предпринимать решения интуитивно, либо обращаться к тем немногочисленным источникам, которые могли ли бы объяснить суть управления и помочь в этом процессе. Но доступ к таким источникам, могли иметь не многие, а те, кто имел, зачастую не могли применить теоретические знания на практике из-за особенностей российского менталитета, из-за отсутствия четкой экономической политики и экономики в целом. Из вышесказанного можно сделать вывод, что только возможность сравнить различные модели, провести их системных анализ позволит оценить возможность внедрения и эффективность использования этих моделей управления.

В современных условиях российским организациям еще предстоит выбрать наиболее подходящую для них модель управления человеческими ресурсами, основываясь на отечественных традициях, а также базой прикладных знаний и навыков, которая заметно изменилась в лучшую сторону. Представляется актуальной адаптация классических моделей управления, американской и японской, а также анализ влияния их на отечественную модель управления и определенный стиль, который в России уже сложился.

Одной из важных проблем, стоящих перед российской экономикой, является недостаточный уровень подготовки управленческих кадров. Одним из путей решения этой проблемы может быть разумное использование зарубежного опыта менеджмента.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что опыт использования моделей менеджмента в зарубежных организациях уже многие десятилетия показывает ошеломляющие результаты. В частности американские и японские организации занимают лидирующие позиции на мировых автомобильных рынках, рынках нано технологий, рынках электротехники, электроники, а так же в иных отраслях. Повышение конкурентоспособности российских предприятий играет важнейшую роль для отдельных компаний и для России в целом. Россия – страна с практически не ограниченной сырьевой базой и человеческими ресурсами, не имеет возможности выводить свои производственные предприятия на лидирующие позиции в мировых рынках из-за существенных пробелов в системе управления такими предприятиями. Но в современном, развивающемся молниеносными темпами информационном мире появляется еще больше возможностей для изучения опыта управления такими предприятиями. Поэтому, крайне важно активно пользоваться доступными источниками информации, анализировать возможность и способы внедрения методов и моделей менеджмента.


Целью курсовой работы является, изучение основных зарубежных моделей менеджмента и возможности их использовать в России.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные зарубежные модели менеджмента;

  • рассмотреть и проанализировать современный российский менеджмент и его особенности;

  • рассмотреть возможности использования зарубежного опыта менеджмента в России.

Объектом курсовой работы являются – модели менеджмента.

Предметом данной работы – основные признаки и элементы каждой модели управления и возможности их использования в российской практике.

Глава 1. Анализ зарубежного опыта управления

1.1. Американская модель управления

Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами:

  • законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон;

  • фактически сложившейся структурой управления и обычаями делового оборота в данной стране;

  • уставом каждого акционерного общества и т.д.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, немецкую или французскую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определённые национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять её в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный - структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.

Американская модель менеджмента применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Она характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т.е. не связанных с корпорацией акционеров (так называемые «внешние» акционеры или «аутсайдеры»), а также чётко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трёх ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров [1].


Менеджмент как наука, научная дисциплина возникла в США в начале XX века. Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и управленец-практик Фредерик Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления [10].

В начале нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских учёных Элтона Мэйо и Фрица Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. Они изучали влияние множества факторов и условий на производительность работника. Они установили, что побудить работника трудиться более производительно можно не за счёт дополнительной оплаты, а за счет удовлетворения некоторых его личных потребностей.

Термин «менеджмент человеческих ресурсов» возник в 60-е гг. Модель «человеческие ресурсы» рассматривается, как стратегическая и ориентирована на активную позицию личности в организации. Каждый человек должен отвечать за результаты своего труда и способствовать их достижению. В свою очередь, организация должна поощрять своих сотрудников.

Современный американский менеджмент базируется на трёх исторических предпосылках:

  • наличие рынка;

  • индустриальный способ организации производства;

  • корпорация как основная форма предпринимательства.

Корпорации имеют статус юридического лица, а их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам. В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.