ВУЗ: Российский государственный аграрный заочный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 2457
Скачиваний: 16
6
1.2. Библиографический список
Основной
1. Новожилов, О.П. Информатика: учеб.для приклад.бакалавриата / О.П.
Новожилов. - 3-е изд.,перераб.и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 619с.
2. Макарова, Н.В. Информатика: учебник для вузов / Н.В.Макарова,
В.Б.Волков. – СПб.: Питер, 2011. – 573с.
3. Информатика: учебник для вузов / под ред. В.В.Трофимова. – М.: Юрайт,
2012. – 911с.
4. Елович, И.В. Информатика: учебник для вузов / И.В. Елович, И.В.
Кулибаба, Г.Г. Раннев; под ред. Г.Г. Раннева. – М.: Академия, 2011. –
394с.
5. Бураков,
П.В. Информатика. Алгоритмы и программирование
[Электронный ресурс]: учеб. пособие / П.В. Бураков, Т.Р. Косовцева. –
СПб НИУ ИТМО, 2013. – 83с. // ФГБОУ ВО РГАЗУ – Режим доступа:
http://ebs.rgazu.ru/?q=node/3202
Дополнительный
1. Информатика: учеб.пособие / под ред. Б.Е.Одинцова, А.Н.Романова. - 2-е
изд.,перераб.и доп. - М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 409с.
2. Информатика. Базовый курс: учебное пособие для высших технических
учебных заведений / [С. В. Симонович и др.]. –СПб.: Питер, 2011. – 639 с.
3. Сергеева,
И.И. Информатика / И.И.Сергеева, А.А.Музалевская,
Н.В.Тарасова. – М.:ФОРУМ ИНФРА–М, 2009. – 335с.
4. Могилев, А.В. Информатика: Учебное пособие для вузов / А.В.Могилев,
Н.И. Пак, Е.К. Хеннер; под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Изд. центр
"Академия", 2008
5. Першиков, В.И., Толковый словарь по информатике. / В.И. Першиков,
В.М. Савинков – 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2008.
6. Фигурнов, В. Э. IBM PC для пользователя. изд. 7 / В.Э. Фигурнов – М.,
Инфра-М, 2008. –640 с.
Интернет ресурсы:
1. http://intuit.ru (Интернет-Университет информационных технологий);
2. http://csin.ru («Теоретический минимум по Информатике». Курсы и учебные
материалы, организованные по темам);
3. http://pmi.ulstu.ru (Электронный учебник «Информатика для Вас»);
4. http://www.mgopu.ru/PVU (Пособие по теоретическим основам информатики,
Российская система открытого образования).
5. http://qbask.narod.ru/index.html (Электронный самоучитель по Qbasic).
7
1.3. Распределение учебного времени по модулям и темам дисциплины
Таблица 1
№
п/п
Наименование модуля (раздела)
дисциплины
Лекц
ии
Лаб
ора
торн
ые
за
нят
ия
.
С
ам
ос
тоятел
ьн
ая ра
бот
а
В
се
го
ча
с.
Рекомендуе
мая
литература
1
2
3
4
5
6
1.
Модуль 1 «Введение»
2(2)
2 (2)
32(32)
36(36)
[4] Гл.1
c.9-25,
[4] Гл.2
c.73-122,
[4] Гл.8
c.368-407
Тема 1.1. Информатика.
Информация
0,5 (0,5)
7,5 (7,5)
8 (8)
Тема 1.2. Системы счисления.
Представление информации в ЭВМ
1 (1)
2(2)
13 (13)
16 (16)
Тема 1.3. Основы информационной
безопасности
0,5 (0,5)
11,5
(11,5)
12 (12)
2.
Модуль 2 «Технические средства
ЭВМ»
2 (1)
- (-)
34 (33)
36 (36)
[4] Гл.2
c.31-57
Тема 2.1. Классификация ЭВМ
0,5(0,25)
5,5(5,75)
6 (6)
Тема 2.2. Центральные устройства
0,5(0,25)
13,5
(13,75)
14 (14)
Тема 2.3. Организация памяти ЭВМ
1 (0,5)
15 (15,5)
16 (16)
3
Модуль 3 «Программные средства
ЭВМ»
2(1)
2 (-)
32 (35)
36(36)
[4] Гл.6
c.219-316,
[4] Гл.7
c.325-360
Тема 3.1. Классификация
программного
обеспечения
по
сфере использования
0,5
(0,25)
7,5
(7,75)
8 (8)
Тема 3.2. Системное программное
обеспечение
1 (0,25)
2 (-)
15
(17,75)
18 (18)
Тема 3.3. Инструментальное
программное обеспечение
0,25
(0,25)
3,75
(3,75)
4 (4)
Тема 3.4. Прикладное программное
обеспечение
0,25
(0,25)
5,75
(5,75)
6 (6)
4
Модуль
4
«Алгоритмические
средства ЭВМ»
2 (2)
4 (4)
30 (30)
36(36)
[4] Гл.4-5
c.150-218,
Тема 4.1. Понятие программной
продукции
0,25
(0,25)
9,75
(9,75)
10 (10)
Тема
4.2.
Алгоритмические
структуры
1 (1)
4(4)
15 (15)
20 (20)
Тема 4.3. Понятие языка
программирования
высокого
уровня
0,25
(0,25)
5,75
(5,75)
6 (6)
Итого:
8 (6)
8 (6)
128
(132)
144
(144)
Примечание: в скобках указаны часы для студентов с сокращенным сроком обучения.
8
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ И
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ
2.1. Модуль 1. Введение
2.1.1. Содержание модуля
Предмет информатики. Информатизация общества. Основные этапы и
перспективы развития вычислительной техники. Основные объекты и методы
изучения науки информатики. Основные разделы информатики. Смежные с
информатикой дисциплины.
Основные подходы к определению понятия «информация». Носители
информации. Сигнал, знак, символ. Виды и свойства информации. Измерение
информации. Информационные процессы поиска, отбора, хранения,
передачи, обработки, защиты. Процесс кодирования. Задачи на кодирование
и декодирование информации. Языки кодирования.
Позиционные и непозиционные системы счисления (с.с.). Перевод
чисел из десятеричной с.с. в другие позиционные с.с. с примерами. Перевод
чисел из различных позиционных с.с. в десятичную с примерами.
Арифметические операции в позиционных с.с. Основные понятия алгебры
логики. Основные формы логических высказываний. Простые и составные
высказывания. Основные логические операции: конъюнкция, дизъюнкция и
инверсия. Логические основы ЭВМ.
Понятие безопасности информации. Уровни защиты информации.
Факторы и потенциальные угрозы безопасности информации. Правовые
основы защиты информации. Физические и технологические средства
защиты информации.
Методы и средства защиты компьютерной информации. Защита
информации в локальных компьютерных сетях.
Компьютерные вирусы как фактор угрозы безопасности информации,
их классификация и особенности. Способы защиты от компьютерных
вирусов.
2.1.2. Методические указания по изучению модуля 1
Изучите материал модуля в межсессионный период, используя
рекомендуемую литературу. Для самопроверки используйте ниже приведенные
вопросы для самоконтроля и тестовые задания для самостоятельной работы.
2.1.3. Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте основные объекты и методы информатики.
2. Выделите общие свойства и отличительные особенности в различных
определениях понятия «информация».
3. Понятие информации. Виды и свойства информации.
4. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.
5. Сформулируйте свойства информации. Приведите примеры.
6. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы.
Формула Хартли. Единицы измерения информации.
7. Объясните
сущность задач на кодирование и декодирование
информации.
9
8. Представление информации. Естественные и формальные языки.
Двоичное кодирование информации.
9. Позиционные системы счисления.
10. Перевод чисел из десятеричной с.с. в другие позиционные с.с. с
примерами.
11. Перевод чисел из различных позиционных с.с. в десятичную с
примерами.
12. Арифметические операции в позиционных с.с..
13. Непозиционные системы счисления.
14. Алгебра высказываний.
15. Основные формы логических высказываний. Простые и составные
высказывания.
16. Основные логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия (с
таблицами истинности).
17. Для чего необходима защита информации?
18. Каковы методы защиты информации?
19. Организация защиты данных в компьютерных сетях.
20. В чем заключается физическая защита данных?
21. Какие существуют программные методы защиты?
22. Классификация и характеристики компьютерных вирусов.
23. Необходимость борьбы с компьютерными вирусами.
24. Методы защиты от компьютерных вирусов. Антивирусные программы.
2.1.4. Задания для самостоятельной работы
1. Дизъюнкция – это:
1) операция логического умножения;
2) операция отрицания в булевой алгебре;
3) операция логического сложения;
4) нет правильного ответа.
2. 1 килобайт - это:
1) 1000 байтов
2) 1024 байтов
3) 1000 битов
4) 1032 бита
3. Число битов в слове «компьютер» равно:
1) 1
2) 72
3) 9
4) 8
4. Число байтов в слове «информатика» равно:
1) 6
2) 22
3) 11
4) 1
10
5. Целому десятичному числу 11
10
соответствует двоичное число:
1) 1001
2) 1011
3) 1101
2.2. Модуль 2. Технические средства ЭВМ
2.2.1. Содержание модуля
Классификация ЭВМ. Основные функциональные характеристики
ЭВМ. Архитектура ЭВМ. Функционально-структурная организация ПК.
Центральные устройства. Процессоры, их виды и характеристики.
Организация памяти ЭВМ. Единицы измерения памяти. Основная
память. Оперативная и постоянная память. Физическая и логическая
структура памяти. Типы запоминающих устройств и их основные
характеристики.
Классификация
внешних
запоминающих
устройств.
Внешние
устройства: диалоговые средства пользователя, устройства ввода-вывода
информации, средства связи и телекоммуникации.
2.2.2. Методические указания по изучению модуля 2
Изучите материал модуля в межсессионный период, используя
рекомендуемую литературу. Для самопроверки используйте ниже приведенные
вопросы для самоконтроля и тестовые задания для самостоятельной работы.
2.2.3. Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите классификационные признаки деления компьютеров.
2. Изобразите схему взаимодействий устройств компьютера согласно
архитектуре фон Неймана.
3. Внутренние устройства системного блока.
4. Системы, расположенные на материнской плате.
5. Микросхема ПЗУ и система BIOS.
6. Шинные интерфейсы материнской платы.
7. Периферийные устройства персонального компьютера.
8. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
9. Процессор. Основные характеристики процессора.
10. Память компьютера
11. Оперативная память.
12. Постоянная память.
13. Внешняя память.
14. Устройства ввода информации.
15. Устройства вывода информации.
16. Монитор. Типы мониторов.
2.2.4. Задания для самостоятельной работы
1. Принцип Фон Неймана касается:
1) принципа кодирования информации;
2) правил перевода чисел из одной системы в другую;
3) построения архитектуры ЭВМ;