ВУЗ: Российский государственный аграрный заочный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 2452
Скачиваний: 16
11
4) правила построения блок-схем.
2. Согласно принципу Фон Неймана ЭВМ состоит из следующих
основных блоков:
1) устройства ввода/вывода информации;
2) постоянного запоминающего устройства;
3) устройство управления;
4) периферийных устройств;
5) процессора;
6) память компьютера;
7) оперативной памяти;
3. Принтер - это:
1) устройство позиционирования на экране и выполнения команд;
2) печатающее устройство для регистрации информации на бумажный
носитель;
3) устройство для отображения вводимой и выводимой из ПК информации;
4) устройство для автоматического считывания с бумажных носителей и
ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей.
4. Дисплей - это:
1) устройство позиционирования на экране и выполнения команд;
2) печатающее устройство для регистрации информации на бумажный
носитель;
3) устройство для отображения вводимой и выводимой из ПК информации;
4) устройство для автоматического считывания с бумажных носителей и
ввода в ПК машинописных текстов, графиков, рисунков, чертежей.
5. Укажите основные функции постоянного запоминающего
устройства:
1) хранить операционную систему;
2) обеспечивать функционирование внешнего запоминающего устройства;
3) осуществлять тестирование устройств компьютера и начало загрузки
операционной системы;
4) обеспечивать работу периферийных устройств компьютера.
2.3. Модуль 3. Программные средства ЭВМ
2.3.1. Содержание модуля
Классификация программного обеспечения по сфере использования.
Системное программное обеспечение. Операционная система (ОС) как
главный компонент базового программного обеспечения. Основные функции
ОС. Основные виды операционных систем. Тенденции развития ОС. Понятие
файловой системы (файлы, каталоги, сектора и кластеры, физические и
логические диски). Защита информации в файловых системах. Командный
процессор. Драйверы устройств. Сервисное программное обеспечение.
Инструментальное
программное
обеспечение.
Компиляторы
интерпретаторы.
Прикладное программное обеспечение. Классификация прикладного
программного обеспечения. Пакеты прикладных программ.
12
2.3.2. Методические указания по изучению модуля 1
Изучите материал модуля в межсессионный период, используя
рекомендуемую литературу. Для самопроверки используйте ниже приведенные
вопросы для самоконтроля и тестовые задания для самостоятельной работы.
2.3.3. Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные функции операционной системы.
2. Расскажите о видах интерфейса пользователя, применяемых в разных
операционных системах.
3. Опишите организацию хранения файлов на диске компьютера.
навигация?
4. Что такое однозадачные и многозадачные операционные системы?
5. Файл. Как задается имя файла?
6. Системное программное обеспечение.
7. В чем заключается многозадачность операционной системы?
8. Классификация компьютерных вирусов.
9. Способы защиты от вирусов.
10. Программы упаковщики (архиваторы).
11. Программы оболочки (например, Total Commander).
12. Инструментальное программное обеспечение.
13. Прикладное программное обеспечение.
2.3.4. Задания для самостоятельной работы
1. Найдите соответствие: SOFTWARE - это:
1) программа вспомогательного назначения;
2) система "включил и работай";
3) программное обеспечение компьютера;
4) программы для подключения к компьютеру новых устройств.
2. Какое из названных действий можно произвести со сжатым
файлом:
1) переформатировать;
2) распаковать;
3) просмотреть;
4) запустить на выполнение;
5) отредактировать.
3. Программой архиватором называют:
1) программу для уплотнения информационного объема (сжатия) файлов;
2) программу резервного копирования файлов;
3) интерпретатор;
4) транслятор;
5) систему управления базами данных.
4. Программы сопряжения устройств компьютера называются:
1) загрузчиками;
2) драйверами;
3) трансляторами;
13
4) интерпретаторами;
5) компиляторами.
5. Полный путь файлу: c:\books\raskaz.txt. Каково имя файла?
1) books\raskaz;.
2) raskaz.txt;
3) books\raskaz.txt;
4) txt.
2.4. Модуль 4. Алгоритмические средства ЭВМ
2.4.1. Содержание модуля
Понятие программной продукции. Этапы решения задач на ЭВМ.
Понятие математической модели. Методы решения задач. Понятие
алгоритма, формы представления алгоритмов. Формализация блок-схем.
Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы.
Понятие языка программирования высокого уровня. Синтаксис и
семантика языка программирования высокого уровня Бейсик. Представление
данных. Данные как объект обработки. Типы данных, способы и механизмы
управления данными. Операции с массивами. Программы и подпрограммы.
2.4.2. Методические указания по изучению модуля 4
Изучите материал модуля в межсессионный период, используя
рекомендуемую литературу. Для самопроверки используйте ниже приведенные
вопросы для самоконтроля и тестовые задания для самостоятельной работы.
2.4.3. Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите свойства алгоритма. Приведите примеры на каждое
свойство.
2. Сформулируйте определение линейного алгоритма, изобразите его блок-
схему.
3. Сформулируйте определение разветвляющегося алгоритма, изобразите
соответствующие блок-схемы.
4. Сформулируйте определение циклического алгоритма, изобразите блок-
схемы цикла с предусловием, цикла с заданным числом повторений.
5. Охарактеризуйте сущность работы транслятора.
6. Объясните принципы работы интерпретатора и компилятора.
7. Дайте классификацию языкам программирования. Охарактеризуйте
процедурные, функциональные, логические, объектно-ориентированные
языки.
8. Назовите основные элементы структуры программы на языке Бейсик.
9. Перечислите основные типы данных языка Бейсик и охарактеризуйте
каждый из них.
10. Дайте характеристику основным операторам языка
Бейсик, запишите
формат каждого из них.
2.4.4. Задания для самостоятельной работы
1. Значением логической переменной может являться:
1) любое число;
2) любой текст;
14
3) истина или ложь;
4) таблица.
2. Что изменяет операция присваивания?
1) значение переменной;
2) имя переменной;
3) тип переменной;
4) тип алгоритма;
3. Переменная - это:
1) служебное слово на языке QBASIC;
2) область памяти, в которой хранится некоторое значение;
3) значение регистра.
4. Для обозначения целочисленных переменных:
1) рядом с именем слева ставится знак %;
2) рядом с именем слева ставится знак #;
3) рядом с именем справа ставится знак %.
5. Какое значение будет выведено на экран?
10 А=2 : В=6
20 IF A>B THEN Y=А
^
3 ELSE Y=В
^
2
30 PRINT Y
1) 36
2) 4
3) 12
4) 8
3. Задания для контрольных работ и указания по их выполнению
3.1. Методические указания по выполнению контрольной работы
В соответствии с учебным планом студент в процессе изучения
дисциплины должен:
─ выполнить одну контрольную работу, получить допуск к собеседованию
и зачет по результатам этого собеседования, которое проводится как в
межсессионный период, так и в период сессии;
─ на лабораторно-экзаменационной сессии прослушать цикл лекций,
выполнить все задания, предусмотренные на лабораторных занятиях и
сдать заключительный экзамен.
Если возникли затруднения с изучением какого-либо вопроса
дисциплины, студент имеет право обратиться на кафедру «Охрана водных
систем и БЖД» (в том числе по электронной почте bgd@rgazu.ru) с целью
получения устной или письменной консультации.
Контрольное задание предусматривает выполнение в контрольной работе
ЧЕТЫРЕХ ниже сформулированных ЗАДАНИЙ.
Порядок выбора исходных данных к выполнению каждого из двух
приведенных заданий изложен в их тексте.
Работа должна содержать полные условия задания, решение с подробным
пошаговым описанием выполняемых действий. В конце работы приводится
список используемой литературы с обязательным указанием выходных данных
15
методического пособия (в том числе года издания). Выполненная контрольная
работа заверяется личной подписью студента.
Выполненная контрольная работа представляется в деканат для
регистрации и последующего рецензирования на кафедре охраны водных
систем и БЖД в письменном или электронном варианте до начала или в
течение первых трех дней сессии.
3.2. Задания для контрольной работы
З А Д А Н И Е 1
Выполните перевод числа из одной системы счисления в другую.
Переведите десятичное число, соответствующее номеру зачѐтной
книжки
(шифр) в двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное. Для проверки
правильности перевода числа, выполните обратную операцию, т.е. переведите
полученное двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное число в десятичное.
Для выполнения контрольного задания 1 необходимо предоставить
подробный алгоритм перевода чисел из одной системы счисления в другую и
результат вычислений представить в виде итоговой таблицы (см. методические
указания для выполнения задания 1)
З А Д А Н И Е 2
Задание 2 предполагает решение 2-х задач: во всех вариантах для
решения первой задачи применяется вероятностный (содержательный) подход
к измерению информации, а во второй задачи – алфавитный (объѐмный)
подход (см. методические указания для выполнения задания 2)
Вариант контрольного задания определяется суммой двух последних
цифр шифра студента и указан в первом столбце таблицы 2.
Таблица 2
Вариант
задания
Задача 1: вероятностный подход к
измерению информации
Задача 1: алфавитный подход к
измерению информации
1
2
3
0
Какое количество информации
несет сообщение о том, что
встреча назначена на 15 число?
При составлении сообщения использовали
128-символьный алфавит. Каким будет
информационный
объем
такого
сообщения, если оно содержит 2048
символов?
1
Определите,
сколько
бит
информации несет сообщение о
том, что на светофоре горит
зеленый свет.
Сообщение занимает 2 страницы. На
каждой странице по 80 строк. В каждой
строке - по 32 символа. Найдите
информационный объем такого текста,
если при его составлении использовали
256-символьный алфавит.
2
Какое количество информации мы
получаем в зрительном сообщении
о
падении
симметричной
восьмигранной пирамиды на одну
из граней?
В процессе преобразования точечного
графического рисунка количество цветов
уменьшилось с 65536 до 16. Во сколько
раз уменьшится объѐм, занимаемый им в
памяти компьютера?
3
Из непрозрачного мешочка
вынимают шарики с номерами и
известно, что информационное
Можно ли уместить на одну дискету
книгу, имеющую 432 страницы,
причем на каждой странице этой книги