ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Скептики. Пиррон, Секст Эмпирик.
Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, сомнение в надёжности истины.
На русский язык «скепсис» часто переводят как «сомнение», но при этом теряются важные оттенки смысла: желание познания искажается до слепого неверия. Между тем скептики стремятся к расширению своего познавательного опыта. В современности под скептицизмом нередко понимается нигилистическая позиция полного отрицания всего, категорическое несогласие с любым тезисом. Такое восприятие является ошибочным. Скептик вообще не может стремиться к отрицанию какой-либо идеи, так как это противоречит позиции «ничего не утверждать и не отрицать».
Скептицизмом называют несколько отличающихся между собой взглядов:
-
обыденный скептицизм — критическое отношение, недоверие к кому-либо или чему-либо, сомнение в истинности и правильности; -
философский скептицизм — сомнение в возможности достоверного знания. Философский скептицизм считается изначальным; -
методологический скептицизм Рене Декарта: попытка опровержения скепсиса сомнением, которая и привела к его знаменитому «я мыслю — значит, существую», которое невозможно подвергнуть сомнению, поскольку акт сомнения в нем означает и акт мышления, и акт существования. Тем не менее, он противоречит принципу скептицизма. -
научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств; -
религиозный скептицизм — сомнение в некоторых религиозных утверждениях на фоне принятия догм религии в целом.
Скептицизм возник и начал развиваться с конца IV века до н. э. В отличие от стоиков и эпикурейцев, скептики не создали своей школы, но античный скептицизм как признанное направление сохранялся несколько столетий. В отличие от других философов, которых скептики называли «догматиками» и которые что-либо утверждали, скептики занимались критикой положений других концепций, ничего не утверждая как истину.
Скептики считали своими предшественниками Гераклита и Ксенофана, а также указывали на софистов и младших элеатов в плане разработки методов аргументации. Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик).
Пиррон
Пиррон считал, что счастье заключается в спокойствии, которое может дать лишь скептицизм. Три главные вопроса и ответа, данные Пирроном:
-
— Какими являются качества вещей? — Мы этого не знаем. (Онтологический аспект). -
— Как мы должны вести себя по отношению к вещам? — Поскольку мы не знаем качеств вещей, мы должны воздерживаться от суждений по их поводу. (Гносеологический аспект). -
— Каковы следствия нашего поведения по отношению к вещам? — Воздержание от суждений даёт покой и счастье. (Этический аспект).
Пиррон придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе всё одинаково (безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Поэтому все вещи неразличимы, неисследуемы и неопределимы, а все наши мнения и ощущения не являются ни истинными, ни ложными. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан принцип воздержания от суждений — афасия (невысказывание, немота), при использовании которого человек ничего не отрицает и не утверждает. По мнению Пиррона, это состояние приводит затем к атараксии (безмятежность). Отсюда выводится бесстрастие, апатия.
Однажды на заданный ему провокационный вопрос: «А не умер ли ты, Пиррон?» он ответил: «Не знаю».
Секст Эмпирик
Его произведения «Пирроновы положения» и «Против учёных» являются основными источниками по философии античного скептицизма.
В этом труде Секст Эмпирик систематизирует основные понятия и методы скептической философии, такие как положение о равной достоверности противоположных суждений (изостения), атараксия — невозмутимость, эпохе — воздержание от суждения, апатия — бесстрастие.
Секст Эмпирик окончательно оформил скептицизм, придав ему завершённость. До него скептики по сути занимались лишь критикой догматических философий, указывая на необоснованность их утверждений, но не подвергали сомнению сам скептицизм. Говоря современными терминами, это был скорее
агностицизм: вера в то, что мир невозможно познать полностью. Скептицизм стал именно скептицизмом благодаря Сексту Эмпирику, который применил принципы сомнения и к самому скептицизму: это единственная философская позиция, которая сомневается в самой себе.
Как указывает Секст Эмпирик, скептическая способность заключается в противопоставлении явления мыслимому, и в результате скептик утверждает что-либо не более, чем другое. Обычно люди в случае оппонирования чему-либо начинают поиск истины, пытаясь установить, где истина, а где ложь. Скептики же противопоставляют тезисам обратные, равные по доказуемости, не признавая что-либо истинным и ложным. Скептики не опровергают оппонентов, доказывая ложность их тезисов — они указывают на то, что невозможно доказать их истинность. При этом аргументы скептика точно также не являются более доказательными, а сама скептическая аргументация является самоопровергающей.
Вопросы:
-
В чём ошибка современного понимания скептицизма?
-- В том, что сейчас под «скептицизмом» нередко понимается нигилизм, но суть нигилизма противоречит сути скептицизма, так как нигилизм – это отрицание, а скептики не могут отрицать.
2. К чему, по мнению Пиррона, приводит скептицизм?
-- К спокойствию и безмятежности, бесстрастию.
3. Как Секст Эмпирик «завершил» скептицизм?
-- Он установил, что сомневаться нужно даже в скептицизме.