Файл: Источники финансирования социального обеспечения (Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 3
Введение
Социальная поддержка населения в Российской Федерации существует в виде особого социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.
Назначение социальной защиты состоит в том, чтобы путем возложения на государство обязанности по предоставлению конкретных мер социальной защиты отдельным слоям населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе, стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.
В, условиях современного финансового кризиса, регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и жизненно необходима. Без полноценного финансового обеспечения системы социальной защиты, невозможно выполнение государством стоящих перед ним социальных и экономических задач.
В Российской Федерации основными задачами бюджетной политики являются выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; повышение жизненного уровня пенсионеров в целях обеспечения выполнения ранее принятого решения о доведении в среднесрочной перспективе размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера; качественное улучшение системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости; обеспечение согласованного осуществления проектов по образованию и здравоохранению и мер структурной модернизации соответствующих отраслей; оказание в сфере образования поддержки регионам, внедряющим в общеобразовательных учреждениях новые системы оплаты труда, развивающим механизмы образовательного кредитования и так далее.
За российским государством в условиях рыночного хозяйства необходимо сохранить долгосрочную и значительную роль в социальной сфере, диверсифицируя формы его участия, и при выборе очередности решения социальных задач на первый план выдвинуть такие задачи, как предотвращение обнищания населения, материальную поддержку социально уязвимых слоев населения, снижение безработицы, профессиональную подготовку молодежи, обеспечение необходимого минимума медицинских услуг.
Пренебрежение к социальным проблемам может привести к высоким социальным издержкам и конфликтам. Весь социальный комплекс должен адаптироваться к новым рыночным формам и методам производства и распределения общественного продукта, что предполагает более экономное использование государственных средств по обеспечению гарантированного объема социальных услуг населению.
Объект курсовой работы - источники финансирования сферы социального обеспечения.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих в процессе обеспечения источниками финансирования социальной защиты населения.
Цель данной работы заключается в изучении источников финансирования социальной сферы, расходов государства на социальную сферу, а так же выявлении основных проблем в финансировании социальной сферы.
Для раскрытия цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- показать сущность социальной защиты, ее функционирование;
- проанализировать источники финансирования социальной защиты населения;
- изучение механизма бюджетного финансирования и планирования затрат на социальную сферу;
- определить направления совершенствования финансирования социальной сферы.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды таких специалистов, как: В.И. Абрамов, Ю. К. Алексеев, О.Н. Ефимов, В.А. Жуков, О.И. Карепина, Т.К. Миронова, О.Н. Никифорова, Г.И. Осадчая, В.Г. Павлюченко, С.Н. Петросов, В. Д. Ронк, И.Н. Тепина, Ю.Н. Учайкин, Якимчук С.В. и др.
Нормативную основу составляют: Конституция Российской Федерации, а так же законодательство составляющее нормативную основу социального обеспечения в Российской Федерации.
В работе использовались методы: всеобщий диалектический метод познания, а также основанные на нем общенаучные, специальные и частноправовые методы исследования.
Структура работы определена целями и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ
Социальная защита населения является важнейшей составляющей социальной политики. Она направлена на предоставление каждому человеку социальных, юридических гарантий и реальных возможностей для реализации его прав для обеспечения уровня жизни, необходимого для нормального существования, развития личности и воспроизводства.
Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите. Чуть позже этот термин стал широко использоваться другими странами, а также его стала использовать международная организация труда.
В научной литературе понятие «социальная защита» трактуется по-разному. Ряд авторов под социальной защитой населения понимают деятельность государства, направленную на реализацию совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности[1]. Ряд авторов рассматривают социальную защиту, как деятельность государственных и негосударственных органов, направленную на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении социально значимых обстоятельств[2].
На наш взгляд наиболее полное определение социальной защиты имеет следующий контекст «социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности реализовать свой трудовой и гражданский потенциал»[3].
В целом, основной функцией социальной защиты является предоставление помощи человеку, попавшему в трудное финансовое положение. Более детально функциональные особенности социальной защиты разъясняются в различных классификациях ее функций[4].
Ряд авторов выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая[5]. Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение. Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека. Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства. Ряд авторов выделяют четыре основные функции[6].
Профилактическая – направленная на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан.
Экономическая функция, направленная на оказание материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации. Социально-реабилитационная функция выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. Политическая функция направлена на обеспечение гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе.
В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. В соответствии с Конституцией РФ, социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, поэтому система социальной защиты населения является единой федеративной, определяющей государственную целостность и разграничение полномочий и предметов ведения между равноправными субъектами (Приложение А).
Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент которой специфичен и играет свою особую роль в обеспечении социальной безопасности человека. Основными институтами социальной защиты являются:
- социальное страхование;
- социальное обеспечение;
- социальная помощь.
Кроме того, сюда можно отнести благотворительность и личные сбережения граждан.
Система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что способствует нормальному воспроизводству рабочей силы.
В качестве субъектов социальной защиты выступают: государство; страховые организации; общественные организации; внебюджетные организации; благотворительные фонды, работодатели. Объектами социальной защиты являются: наемные работники; пенсионеры; инвалиды; бедные семьи; безработные; и др.
Нормативно-правовая база социальной защиты населения представляет собой массив правовых норм, обеспечивающих гарантии социальной защиты граждан.
Конституция РФ закрепляет право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39); на защиту материнства и детства (ст. 38); на судебную защиту (ст. 46); на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Закрепляется право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Гарантируется (ст. 43) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях, а также право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных организациях. Конституция не только провозгласила право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации.
Экономические основы государственных, внебюджетных социально-страховых фондов: пенсионного, обязательного медицинского страхования и социального страхования закреплены в соответствующих федеральных нормативных правовых актах. Экономические основы учреждений социальной защиты населения регламентируются бюджетным и гражданским кодексами РФ, законодательством субъектов РФ, постановлениями Правительства РФ.
Приняты Федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»; – ФЗ «О занятости населения в РФ»; – Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; – ФЗ «О страховых пенсиях»; – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в граждан в РФ»; – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»; – ФЗ «О ветеранах» и других. Принятие данных законов обусловило вступление в силу целого ряда норм, реализация которых непосредственно связана с осуществлением социальной защиты населения.
В 2003-2005 гг. в законодательной базе граждан в РФ произошли изменения, в результате которых повысилась адрестность социальной защиты. Кроме того, в соответствии с законом соответствующие полномочия могли быть делегированы на уровень местного самоуправления вместе с финансовыми средствами на их осуществление. Вместе с тем действующая модель организации социального обслуживания населения не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. В действующих законах отсутствовал исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Положения ряда норм действующих законов не соответствовало нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещении государственного (муниципального) заказа и др.
В 2013 году был принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[7]. В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг, определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Особый упор в законе сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому.