ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Литературное чтение
3 класс
Тема: В.Осеева «Печенье», «Лекарство».
Цели: Провести работу по содержанию рассказов В.Осеевой, совершенствовать навык чтения; развивать речь и мышление учащихся, умение работать с текстом; способствовать формированию нравственных качеств.
Оборудование: книги, название раздела, пословицы, портрет В.Осеевой, презентация, словарная страничка, эпиграф.
Ход урока.
-
Орг. момент. -
Проверка домашнего задания.
-Какое стихотворение читали дома?
(6 человек читают по частям)
- Какие строчки повторяются несколько раз? Для чего это делает С.Маршак?
( В произведении как бы нет конца. Маршак считает, что таких героев много, жизнь и подвиги в ней продолжаются. )
- В каких строчках выражена главная мысль?
(К славному подвигу каждый готов)
- Какой урок может вынести для себя каждый после прочтения этого стихотворения?
(Добрые дела может совершить каждый, но для этого нужно иметь доброе сердце и смелость)
- Как называется раздел учебника, в котором помещено стихотворение С.Маршака?
(За доброе дело стой смело)
- За какие же добрые дела стояли герои этих произведений?
(Иван защитил свой народ от чудо – юда, Валя – брата от собаки, мальчик – огонек спас тонущего мальчика, Матвей Кузьмин привел немцев в тыл, неизвестный герой спас девочку.)
- Какое из произведений взволновало вас больше всего? Почему?
-
Постановка цели урока и формулирование темы.
Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на представленные книги. Какие из них вам знакомы?
- Вашему вниманию представлены произведения разных жанров: это и стихи, и рассказы, и сказки.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела книги «Литературное чтение», Откройте страницу 50 и прочитайте название раздела, произнесите вслух эту пословицу.
Кто родителей почитает, (Слайд 1)
Тот вовек не погибает.
Посмотрите на разворот книги. Как вы думаете, почему дважды автор учебника употребила пословицу?
Ответы учеников.
-
– Мне кажется, что тема эта очень важная. Каждый из нас должен почитать родителей, т.е. чтить их, уважать, любить, заботится о них. -
– Именно в детском возрасте воспитывается уважение к маме и папе, членам семьи, а семья – это самое важное для ребёнка. -
– Каждый член семьи имеет не только права, но обязанности. Дети привыкают к тому, что всё лучшее в семье достаётся им и не замечают, что родители часто отказывают себе в самом необходимом, лишь бы у ребёнка всё было. А мы обязаны заботиться о своих родителях, помогать им.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Помните всегда, что первая ваша обязанность уделять внимание своим родителям. Задумайтесь над этим сейчас. Вам обязательно нужно оставаться хорошими помощниками и заботливыми детьми.
- А кто такие родители?
Толковый словарь. Родители – это мать и отец по отношению к ребенку.
Вы, наверное замечали, что в силу своего возраста, сами того не желая, бываете неуправляемыми, даже дерзкими и часто своим поведением огорчаете своих родителей – самих дорогих и близких вам людей. Давайте познакомимся с Памяткой «Как оставаться хорошими людьми и заботливыми детьми»
Памятка
Как оставаться хорошими людьми и заботливыми детьми
Когда разрушаются семьи-
падают города и государства
Иоанн Златоуст
Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.
Персидскаяпословица
• Настоящий сын бережет покой родителей.
• Настоящая дочь заботится о благе своей семьи.
• Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
• Нельзя пререкаться со взрослыми.
• Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.
• Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
• Не собирайся в дорогу, не предупредив старших.
• Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя.
Я думаю, что на сегодняшний и последующие уроки по данной теме помогут многим из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к близким людям.
- Ребята, как вы думаете, что такое семья? - Я думаю, что это, прежде всего мой дом и мои родители. - А я думаю, что это мама и папа, бабушки и дедушки, братья и сёстры. - Семья – это любовь близких и забота друг о друге. – Семья – это традиции, общие праздники, труд и радость.
Создание кластера «Семья»
Учитель: С давних времён людей волновали вопросы семейных взаимоотношений. В 16 веке на Руси появилась книга «Домострой» о которой расскажет нам историк Илья Чашкин
Историк Илья Чашкин: Во время царствования Ивана Грозного в 16 веке появился «Домострой» - книга, в которой давались поучения и наставления мужу и жене и детям. В ней шла речь об ответственности супругов друг за друга, за своих детей, за престарелых родителей, за духовное и нравственное состояние семьи, за её благополучие. Так, к примеру, назывались некоторые из глав «Домостроя»: «Наказ мужу и жене, и детям, как следует жить»
«Как детей своих воспитывать», «О прибыли запасенного впрок». Вот что написано в 22- ой главе «Как детям отца и мать любить и беречь»
Писец Кузовкин Вячеслав: Чада, любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их , и старость их чтите. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле и благословление дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит»
На мой вопрос, что такое семья, вы ответили, что это общие праздники, семейные традиции. И одна из традиций – это общий сбор за столом, совместный обед, или вечерний чай, или праздничное событие. А сейчас Дима Дегарев прочитает стихотворение
«Большая семья»
Большая семья собралась за столом.
Здесь каждый уже не считается «ртом».
Про этих не скажешь: «сидят едоки»,-
За общим столом собрались мужики.
Вот в красном углу бородатый отец,
Он хоть и седой, но ещё молодец!
По правую руку пристроилась мать,
Морщинки давно перестала считать.
Красивые снохи, как с русских икон.
В застолье порядок царит и закон.
Детишки без счету. Одна лишь беда,
Что это бывает, увы, не всегда.
Один в Красноярске, в Тольятти другой,
А младшенький самый осел под Москвой.
На месяц слетятся, и то через год.
Ну что тут сказать – беспокойный народ.
Грустят старики, но горды за детей –
Взрастили хороших и добрых людей!
А то, что разъехались дети везде,-
Ведь люди кругом, не оставят в беде!
А теперь, Мария Афанасьева расскажет легенду «О дружной семье»
Итак, сегодня вновь нас ждет встреча с произведениями В.Осеевой.
-
Актуализация знаний.
Биография автора. Осеева Валентина Александровна родилась в Киеве 15 апреля 1902 года . Она мечтала стать актрисой. Училась на драматическом факультете института им. Н. В. Лысенко.
• Но закончить его не удалось, так как её семья переехала в Москву
• Работала воспитательницей в Даниловском детприёмнике. • Для своих воспитанников Валентина Александровна сочиняла сказки и пьесы, также придумывала игры.
• По требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка» • В. А. Осеева публиковала свои произведения для детей в журналах :
• В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка».
Книги В.А. Осеевой повествуют о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день. Книги Валентины Александровны постоянно переиздаются.
Теоретическая минутка.
- Все произведения В. Осеевой несут большую воспитательную нагрузку. Она старается воспитывать в своих читателях нравственные качества.
– А что такое нравственность?
(высказывания детей)
Толковый словарь. Нравственность внутренние , духовные качества, которыми руководствуется человек в своем поведении.
- Как вы понимаете выражения
Нравственный поступок. (Поступать по справедливости)
Безнравственный поступок. (Распущенный, недостойный)
- Давайте познакомимся еще с одним произведение В.А.Осевой.
- Попробуйте догадаться с каким произведением будем работать на уроке. А подсказкой будет являться ребус. «Печенье»
Чтение по цепочке рассказа «Печенье»
- Кто является главными героями этого рассказа?
- Какими ты их представляешь?
Анализ произведения.
- О каком внутреннем состоянии мамы говорят слова «она мешала ложечкой неначатый чай»?
- Как вы думаете, что чувствовала бабушка, о которой сказано «она жевала корочку хлеба»?
- Что вы думаете об этих детях?
- Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?
доброта бесчувственность
лживость жадность
совесть эгоизм
любовь бездушие
черствость уважение
- Кто узнал себя в этих героях?
- Можете ли вы привести примеры из своей жизни, которые бы доказывали, что вы не такие.
- Как вы относитесь к героям этого рассказа?
- Какие чувства вы к ним испытываете?
- Почему бабушка и мама молчали?
- В конце рассказа стоит многоточие, зачем?
Чтение рассказа «Лекарство»
(1 ребенок)
- Кто является главным героем этого рассказа?
Анализ с выборочным чтением.
- Прочитайте, как вела себя девочка?
- Исправилась ли она впоследствии?
- Что этому способствовало?
-В каком предложении выражено главное? (Пока девочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)
- Как вы думаете, почему автор назвал так этот рассказ?
- Что было лекарством для мамы?
- Что общего между героями этих рассказов?
Чтение по ролям (работа в парах)
-Подготовьте чтение по ролям
- Подумайте, с какой интонацией нужно читать слова героев?
Работа с пословицами
- Что хотела донести до читателя В.Осеева?
- Выберите пословицы, которые подходят к этим рассказам. (Слайд )
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
Красив тот, кто красиво поступает.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Береги платье снову, а честь смолоду.
-Как вы думаете, кто должен воспитывать в ребенке нравственные качества?
-
Рефлексия. (Слайд )
- Используя цветные фишки, расскажите, какие чувства у вас возникали сегодня на уроке
Красный – радость
Жёлтый – грусть
Синий – огорчение
-
Итог урока (Слайд )
Продолжи предложение.
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось работать…
Я буду помнить о том…
(Слайд )
9.Оценки:
10.Д/з с. 50 – 52 (прочитать рассказ, в котором воспитываются нравственные качества и ответить на вопросы)