Файл: Тема 29. Врожденные аномалии и пороки развития. Основы пластической и реконструктивной хирургии. Общие вопросы трансплантологии. Актуальность темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ксенотрансплантация (гетеротрансплантация) – донор и реципиент принадлежат к разным биологическим видам (от животного к человеку);
Протезирование – когда используются синтетические материалы, неорганические вещества;
Реплантация – возвращение утраченного органа (конечности) на свое анатомическое место;
Имплантация – пересадка ткани или органа в толщу тканей или какую-нибудь полость тела;
Ортотопическая трансплантация – пересадка органа с восстановлением бывших топографоанатомических взаимоотношений (предусматривает удаление пораженного органа);
Гетеротопическая трансплантация – пересадка органа в ненормальное ложе (анастомозирование с окружающими сосудами) с оставлением пораженного органа.
Схема к занятию – см. приложение 2.
Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения
1. Что является причиной кривошеи?
A. Деформация грудной клетки
B. Заболевание легких
C. Укорочение кивательной мышцы
D. Деформацию грудного отдела позвоночника
E. Деформация шейного отдела позвоночника
Эталон ответа: С.
2. Детский кардиохирург диагностировал у новорожденного тетраду Фалло. Какой из пороков не входит в этот симпотокомплекс?
A. Дефект межжелудочковой перегородки
B. Декстрапозиция аорты
C. Обструкция выходного отдела легочной артерии
D. Гипертрофия правого желудочка
E. Гипертрофия левого желудочка
Эталон ответа подготовить самостоятельно.
3. При обследовании ребенка 3 месяцев педиатр констатировал резкое увеличения окружности головы, увеличенные, напряженные пульсирующие роднички. С каким предварительным диагнозом врач должен направить ребенка на консультацию к нейрохирургу?
A. Макроцефалия
B. Микроцефалия
C. Гидроцефалия
D. Мозговая грыжа
E. Краниостеноз
Эталон ответа подготовить самостоятельно.
4. У больного с циррозом печени выполнили трансплантацию левой доли печени от однояйцевого близнеца. Пораженную левую долю удалили для размещения трансплантата. Как определить такую трансплантацию по виду взятого пластического материала и в зависимости от размещения его в организме?
A. Аутогенная, ортотопическая
B. Изогенная, ортотопическая
C. Ксеногенная, гетеротопическая
D. Изогенная, гетеротопиская
E. Сингенная, ортотопическая
Эталон ответа: В.
5. После трансплантации органа у больных используют средства для подавления реакции отторжения трансплантата. Какие препараты используют для этого в современной трансплантологии:
A. Антибиотики
B. Антисептики
C. Цитостатики
D. Антигистамины
E. Иммуностимуляторы
Эталон ответа подготовить самостоятельно.
6.У пострадавшей после травмы ноги выявлен разрыв ахиллова сухожилля. Для пластики укороченного сухожилия использован синтетический материал. Как называется такое пластическое вмешательство?
A. Аутотрансплантация сухожилия
B. Реплантация сухожилия
C. Ксенотрансплантация сухожилия
D. Протезирование сухожилия
E. Аутогенная гетеротопическая трансплантация сухожилия
Эталон ответа подготовить самостоятельно.
7. Для закрытия дефекта носа после травмы у больной использовали индийский метод. Ткани какой части тела используют для индийского метода пластики носа?
A. Используют кожный лоскут бедра
B. Используют кожный лоскут плеча
C. Используют кожный лоскут передней брюшной стенки
D. Используют кожный лоскут лба
E. Используют кожный лоскут ягодицы
Эталон ответа подготовить самостоятельно.
Краткие методические указания
к работе студентов на практическом занятии
В начале занятия проводится определение уровня подготовки студентов к занятию – применяются тесты для определения исходного уровня знаний по теме занятия.
Занятия в основном проводятся в учебной комнате и в перевязочной. При возможности подлежат клиническому обсуждению больные, которые находятся в это время в хирургическом или урологическом отделениях клиники с врожденными аномалиями развития (напрмиер, урахус, подковообразная почка, полное и неполное удвоение почек, дивертикул Мекеля, боковая киста шеи, средняя киста шеи и другие). Для успешного проведения занятия необходимо достаточное количество иллюстративного материала (таблицы, слайды), посвященные аномалиям развития человека.
На занятии надо показать знание классических методов кожной пластики. В перевязочной студенты обследуют больных с трофическими язвами, ранами, ожогами, устанавливают показания к кожной пластике. Необходимо оценить готовность больных к этой операции, при этом используют критерии общего и местного характера. Проводится разбор больного с сосудистой патологией, возможные способы пластических вмешательств у таких больных. Студенты знакомятся с организацией работы отделений трансплантации и пластической (эстетической) хирургии. Знакомятся с основными хирургическими пластическими вмешательствами.
В конце занятия проводится тестовый контроль. Завершается занятие подведением итогов с акцентированием на допущенных ошибках и недостатках.
Приложение 1
Граф логической структуры «Врожденные аномалии и пороки развития»
КЛАССИФИКАЦИЯ
Единичные пороки
Множественные пороки
1.Аномалии размеров – гигантизм, нанизм 1.Дуплицирующие аномалии -
2.Полное отсутствие органов – агенезия, аплазия; сросшиеся близнецы (аутозитные,
3. Неполное развитие органа – гипогенезия, гипоплазия; омфалозитные, паразитные)
4. Чрезмерное увеличение органа – гиперплазия;
5.Аномальное размещение органов – эктопия, экстрофия;
6. Увеличение числа органов – полидактилия;
7.Аномалии формы органов - врожденная косолапость,
подковообразная почка, аплазия одной почки, циркулярная
поджелудочная железа;
8.Аномалии половых органов – крипторхизм, двурогая
матка, истинный и ложный гермафродитизм;
9.Признаки атавизма отдельных органов – трёхкамерное сердце.
Аномалии развития нервной системы
Аномалии органов пищеварения
Аномалии мочеполовой системы
Аномалии развития органов дыхания
1.Аномалии головного мозга 1.Расщепление верхней губы 1.Агенезия, дистопия почек, 1.Аплазия и агенезия легких
(грыжи головного мозга, 2.Расщепление нёбы, макростома гипоспадия и эписпадия 2.Гипоплазия легких
гидроцефалия) 3.Атрезия: пищевода, 12-ти перстной 2.Экстрофия мочевого пузыря 3.Лобарная эмфизема
2.Аномалии спинного мозга кишки, анального отверстия и прямой 3.Фимоз, парафимоз 4. Киста легких
(несращение дужек позвонков, кишки, желчных протоков, 4. Истинный и ложный
спинномозговая грыжа, пилоростеноз, пупочные свищи, гермафродитизм
полное несращение тел и дужек болезнь Гиршпрунга, грыжа
позвонков (рахисхизис) пупочного канатика
Приложение 2
Врожденные аномалии и пороки развития сердца и магистральных сосудов:
Нарушение оттока крови без смешивания артериальной и венозной крови
Смешивание артериальной и венозной крови без нарушения оксигенации (бледные пороки)
Смешивание артериальной и венозной крови с нарушением оксигенации (синие пороки)
1.Сужение устья аорты 1.Открытый артериальный проток 1. Тетрада Фало (tetrada Fallot)
(stenosis ostia aortae) (ductus) 2.Триада Фало (riada Fallot)
2.Сужение легочного ствола 2.Дефект межпредсердечной перегородки 3.Транспозиция магистральных
(stenosis truncus pulmonalis) (defectus septi atriorum) сосудов (transposition aortae et runci
3.Сужение аорты (coarctatio aortae) 3.Дефект межжелудочной перегородки pulmonalis)
(defectus septi ventriculorum) 4. Общий артериальный ствол
4.Предсердечно-желудочное сообщение (truncus arteriosus cjmmunis)
(communicaci atrioventricularis) 5. Атрезия трёхстворчатого клапана 5.Дефект аорто-лёгочной перегородки (atresia valvula tricuspidalis)
(defectus sepyi bulbus cordis)
6.Аномальный дренаж лёгочных вен
А
Аномалии шеи
Аномалии грудной клетки
Отсутствие или недоразвитие конечностей
Деформации конечностей
номалии развития опорно-двигательного аппарата
1.Кривошея 1.Несростание грудной клетки 1.Полное отсутствие одной или 1.Врожденных вывих
2.Дополнительные хребты 2. Воронко-подобная грудь нескольких конечностей тазобедренного сустава
или ребра 3.Кифоз хребта 2.Отсутствие ступни 2.Артрогрипоз
3.Врожденные кисты и свищи 3.Отсутствие пальцев 3.Гигантизм
шеи 4.Отсутствие дистальных или 4.Дополнительные пальцы
проксимальных частей 5.Уменьшение количества
конечностей пальцев
5.Дополнительные конечности 6.Косолапость
Приложение 3
Граф логической структуры "Основы пластической и реконструктивной хирургии. Общие вопросы трансплантологии"
ПЛАСТИЧЕСКИЕ И РЕКОНСТРУКТИВНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА
В зависимости от вида пластического материала
В зависимости от вида трансплантированных тканей
В зависимости от связи с исходным положением
Аутогенная
Аллогенная
Изогенная
Ксеногенная
Сингенная Протезирование органов
и тканей
Кожная
Костная
Мышечная
Сосудистая
Сухожильная
Органная
Нервная
Зависимая - на питающей ножке
Независимая:
- имплантация
- трансплантация
- реплантация конечности
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ
В зависимости от размещения трансплантированных тканей
Эндокринных желез
Печени
Почек
Сердца
Комплекса: сердце-легкие
Основные проблемы
Ортотопическая
Гетеротопическая
Предупреждение тканевой несовместимости
Консервация органов и тканей