ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Эссе по дисциплине «Творческий семестр» на тему:
«Бесы. Осколки фальшивых идей.»
Работу выполнила:
Студент группы ПБ/б-22-2-о Бабкина Ирина
Проверил:
Севастополь
2023 г
Бесы. Осколки фальшивых идей
Проза Достоевского вот уже более ста лет притягивает внимание театральных режиссеров. И сейчас, в современном театре, его романы по-прежнему занимают лидирующую позицию среди прозы, используемой театром. Примечательно, что сам Достоевский писал о своих романах как о непригодном для сцены материале: «Другое дело, если Вы как можно более переделаете и измените роман, сохранив от него лишь какой-нибудь эпизод для переработки в драму или взяв первоначальную мысль, совершенно измените сюжет»
Итоговая идея нового произведения проста — прийти к гармонии и счастью можно только через страдание, через нелегкую борьбу с одолевающими каждого из нас бесами. Главным персонажем являлся Ставрогин, мир которого представал как пограничное пространство между жизнью и смертью, что, несомненно, было подчеркнуто и оформлением. Возможен ли рай на земле? И в чем внутренняя гармония? Сопротивляться ли бесам или поддаться им — выбор каждого человека. В этом состоянии и находится Ставрогин, роль которого на протяжении спектакля исполняет артист Петр Котров, но в этой, первой сцене играет Николай Нечаев, несколько превосходящий Котрова по возрасту. По моему мнению, такой прием не только определяет последующие события спектакля как ретроспекцию, но позволяет показать двойственность героя или, возможно, его ипостаси «до» и «после».
Совсем иной Ставрогин-Котров, поначалу не склонный к самобичеванию, самоуверен, но еще полон сомнений, юношеского самолюбования и молодой энергии победителя, требующей реализации через поиск истин. Постепенно живых реакций и сомнений в нем, искушаемом и иссушаемом бесом нелюбви и неверия, будет оставаться все меньше.
На мой взгляд, самым страшным маркером лифановских «Бесов» становится постоянное присутствие детей, предоставленных самих себе, в бездуховно-нигилистической, исполненной ненависти к себе подобным, жизни взрослых. Намек на отношение современных родителей к собственным детям откровенен. Родителей, увлеченных выяснениями отношений между собой и разговорами о том, что «в России невозможно жить» и «надо все совершенно переделать»! Результат такого воспитания налицо. На глазах мальчишек-ангелочков Верховенский (роль героя-негативиста, циника и манипулятора, недолюбленным в детстве человеком, одержимым адской мстительностью, исполнил Евгений Овсянников) кричит, что есть силы, на отца, в умственных заботах о человечестве, эгоистичном стремлении унизить жену и воспитать учеников-приспешников, просмотревшего собственного отпрыска, для которого теперь и он - не авторитет, поскольку отец, излагавший прописные истины, сам им никогда не следовал. Эта конфликтная линия в спектакле является одной из самых острых.
Музыкальное сопровождение, словно речь беса-искусителя, трибуна, ради самоутверждения способное зажечь толпы, не оставит равнодушным любого зрителя. Это знакомый и понятный молодым циничный взгляд на мир с кардинально измененными моральными и нравственными ценностями, который, как кажется, они в силах разрушить, чтобы построить новый. С Петром Верховенским связан и рыдающий звук виолончели, насквозь прошивающий спектакль. На него, словно на основу, нанизываются одна за другой сцены, подводящие к краху не только Ставрогина, а и страну, представленную балетом, «Березкой», постоянным брожением «между ангелом и бесом». Виолончельная партия исполняется здесь как в записи, так и непосредственно актерами. Надрывное пение инструмента становится звукозрительным контрапунктом к образу Петруши: главная трагедия «Бесов» Лифанова - трагедия сына, жизнь которого определена нерадивым отцом, возжелавший стать пророком для многих, но только не для своего ребенка.
По моему мнению, аудиоряд, вбирающий в себя классику, рэп, народные напевы, расстроенные звуки гармоники Федьки Каторжного (Сергей Санаев), музыку стиля «техно», под которую «отрываются» на дискотеке молодые кружковцы Верховенского, - полноправная часть спектакля, вносящая дополнительные смыслы, поясняющая характеры и судьбы тех, кто обречен существовать в мире «Лебединого озера», ансамбля «Березка», бесполезных споров, соглашательства, граничащего с равнодушием и тотальной нелюбовью.
Оригинальная подача, музыка, хореография актеров в совокупности создали невероятную атмосферу, заставляющую сидеть и не шевелясь следить за каждым жестом артистов, боясь пропустить важное.
В финале на экране со скоростью секундомера пролистываются годы с эпохальными событиями - революциями, войнами, перестройками и прочими катаклизмами. Время останавливается на сегодняшнем дне... Кто-то считает «Бесы» спектаклем-предупреждением, но мне кажется, что эта работа отчасти констатация факта. Кому-то постановка видится назидательной, но пророческие размышления Достоевского никуда не денешь, и здесь тон сохранен в разумных пределах. Сам режиссер определил жанр как «осколки фальшивых идей», адресовав его молодому поколению.
Подводя итоги, хочется отметить, что, пока люди, бездумно принимающие навязанные им жизненные сценарии и потерявшие нравственные ориентиры не увидят различия между политическим и гражданским убийством, разрушение неизбежно. Таким образом, размышления о том, как ранят и убивают осколки фальшивых идей, посеянных родителями, их детей, как в поисках жизненной опоры и веры молодые люди легко увлекаются яркими, громкими, но абсолютно токсичными убеждениями и доктринами, как из желания противостоять тотальной лжи находят единственную правду в смерти, стали главными «болевыми» точками спектакля.