Файл: Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1232

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ПРАКТИЧЕСКОЕ

СОБАКОВОДСТВО





♦САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-
-МОСКВА-
♦КРАСНОДАР-
2016

Т. А. ФАРИТОВ,

Ф. С. ХАЗИАХМЕТОВ, Е. А. ПЛАТОНОВ

Практическое

СОБАКОВОДСТВО

Издание второе, стереотипное

ДОПУЩЕНО
Министерством сельского хозяйства РФ
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки «Зоотехния»




САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА-КРАСНОДАР

2016

ББК46.73я73

Ф 24

Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А.

Ф24 Практическое собаководство: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 448 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная лите­ратура).

ISBN 978-5-8114-1294-5

Учебное пособие предназначено для студентов высших учеб­ных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Зоотехния» и специальности «Ветеринария», рекомендуется в качестве практического руководства для членов кинологических клубов и объединений, а также любителей-собаководов.

ББК 46.73я73

Рецензенты:

А. П. БУЛАТОВ — доктор биологических наук, профессор, заве­дующий кафедрой кормления Курганской государственной сель­скохозяйственной академии им. Т. С. Мальцева, заслуженный деятель науки РФ; Р. Р. ГАДИЕВ — доктор сельскохозяйственных наук, профессор, декан биолого-технологического факультета Башкирского государственного аграрного университета, заслу­женный работник сельского хозяйства РБ, почетный работник ВПО РФ; Н. Н. КЕРДЯШОВ — доктор биологических наук, про­фессор кафедры «Кормопроизводство, кормление и разведение животных» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии.

Обложка

Е. А ВЛАСОВА

© Издательство «Лань», 2016

© Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов, 2016


© Издательство «Лань», художественное оформление, 2016

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Антуан де Сент-Экзюпери

ВВЕДЕНИЕ

Собака (лат. Canis lupus familiaris) — собака домашняя — самое верное и преданное человеку животное, отличающее­ся от других животных своими способностями к обучению, любовью к игре и возможностью адаптироваться к различ­ным ситуациям.

Первые одомашненные собаки охраняли жилище чело­века и помогали ему на охоте. Собаки не потеряли своего значения и в наши дни. Помимо того что они приносят лю­дям радость и душевное удовлетворение, они также явля­ются незаменимыми помощниками людям в различных об­ластях.

Человеком выведено более 400 пород собак, имеющих узкое предназначение: для охоты (гончие и легавые), для перевозки людей и грузов (спортивные породы), для охра­ны (среднеазиатская овчарка), для служебных целей (немец­кая овчарка и немецкий боксер), а также для помощи лю­дям, потерявшим зрение (собаки-поводыри), и т. д.

Следует признать, что о собаках мы знаем гораздо мень­ше, чем хотелось бы. Сколько было случаев, когда собаки, которых люди увозили за сотни километров от привычного места обитания, неведомым образом находили дорогу обрат­но. Кроме того, известно, что они способны вылечить боль, предугадать резкие изменения погоды, стихийные бедствия и катастрофы.

Многие из тех людей, кто думает завести собаку, видят себя в мечтах гордым обладателем «чудо-собаки», вроде спа­сателя-сенбернара, умницы-колли или телохранителя-ов­чарки. Каждому хозяину исключительно важно, чтобы его

собака была исполнительной и послушной. Для достиже­ния этих целей требуется не только умение правильно уха­живать за своим питомцем и кормить его, но и умение воспитывать, обучать и вырабатывать у него определен­ные навыки. Собаку нужно воспитывать так, чтобы она не только любила своего хозяина, но и признавала его пре­восходство и беспрекословно ему подчинялась. Только в этом случае ее владелец будет иметь верного четвероногого помощника.

Для успешной дрессировки нужно внимательно наблю­дать за поведением щенка и знать особенности его характе­ра, зависящие как от воспитания, так и от наследственных качеств. У одних собак физическое воздействие, рывок по­водка и, тем более, удар вызывают состояние депрессии, у других наоборот — чрезвычайное возбуждение. С первыми нужно обращаться особенно ровно и спокойно, а вторые тре­буют к себе строгого отношения. Также следует помнить, что активным участником процесса дрессировки является не только дрессировщик, но и собака. Если внимательно понаблюдать за отношениями дрессировщика и его собаки, можно увидеть, что некоторые собаки в большей степени овладели искусством дрессировки. Отдрессировав своего хозяина как следует, они рано утром или поздно вечером выводят его погулять или побегать. В то же время следует признать, что результат деятельности собаки в процессе дрес­сировки, как правило, в большей степени зависит от дрес­сировщика, чем от нее самой. Иными словами, только дрес­сировщик может подготовить своего питомца к выполнению тех или иных задач во время повседневного обучения. Одна­ко не

будем забывать о том, что взаимные интересы дресси­ровщика и собаки должны сочетаться с взаимными обязан­ностями обоих.

В процессе постоянного общения с человеком собака уз­нает значения новых слов, знакомится с интонациями его голоса, привычками и приспосабливается к ним. Длитель­ным и умелым общением хозяина с собакой достигается пол­ный контакт между ними.

Следует признать, что дрессировка требует разносто­ронних знаний и ответов на многочисленные вопросы, на-

Введение 7

iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii

пример: «Почему одной собаке нравится учиться, а дру­гой — нет?», «Что нужно сделать, чтобы между дресси­ровщиком и собакой возникло доверие и взаимопонима­ние, а дрессировка была эффективной?», «Почему одна собака слушается своего хозяина, а другая — нет?», «Как обучить собаку основным навыкам общего курса дресси­ровки?» и т. п. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этом учебном пособии.

ИСТОРИЯ

О СОБАКАХ-СПАСАТЕЛЯХ

Более тысячи лет назад на высокогорном перевале в Альпах, разделяющем Италию и Швейцарию, Бернар де Монтене открыл приют для путешественников. Перевал всегда был опасным мес­том. Проходящие по заснеженным тропам путники рисковали попасть под снежную лавину и умереть от холода. Многие так и не достигли конца пути. Тогда монахи стали выращивать огром­ных пушистых собак-спасателей, обучая их разыскивать людей, попавших в опасную зону высокогорья, и оказывать им помощь. Собак-спасателей приучали работать в паре. Самец и самка долж­ны были найти потерявшегося в горах путника и отрыть его из- под снега. Затем самка должна согреть путника теплом своего тела, а самец — спешить за помощью. По мнению священника Жана-Мишеля Жерара, настоятеля маленького монастыря в Аль­пах, собаки-спасатели в общей сложности спасли около 2000 че­ловек. Самым знаменитым спасателем за всю историю монасты­ря стал сенбернар по кличке Барри. За 12 лет он спас жизни более 40 человек.

В одно морозное утро Барри, как всегда, вышел на «работу». За ночь в горах выпало много снега. Все тропы были завалены. Барри шел по глубокому снегу, проваливаясь по самую холку. Вдруг за поворотом он заметил следы прошедшей лавины. В нос ему ударил знакомый запах. Барри ускорился и, дойдя до места, стал разгребать снег своими большими сильными лапами. Он про­работал более часа, и вот — показалась человеческая рука. Это
была не просто рука, а рука ребенка. Барри бережно разгреб снег и увидел тело семилетнего мальчика. Пес залаял, но мальчик не шевелился. Тогда Барри лег рядом, прижался к нему и начал ли­зать детские руки и лицо. Мальчик застонал, открыл глаза и, уви­дев перед собой громадную собачью голову, вскрикнул от ужаса. Пес ласково заскулил и завилял хвостом, как бы говоря: «Не бой­ся меня, я — друг». Потом он начал подталкивать мальчика но­сом и подставлять свою шею, приглашая уцепиться за нее и встать на ноги. Однако заледеневшие руки и ноги не слушались ребенка, он чуть приподнялся на корточки и снова упал... Когда в мона­стырском приюте зазвонил колокол, один из монахов пошел от­крывать дверь. За ней стояла собака, а на ее спине, плотно вце­пившись в шерсть, лежал ребенок. Замерзший, но живой.

Этот известный случай прославил Барри на всю Европу. Сегод­ня чучело этой собаки выставлено в Музее естественной истории в Берне, а во Франции Барри даже поставили памятник. Автор книг о животных С. Ф. Старикович обнаружил в книге XIX века старинный текст Шейтлина, посвященный Барри. Думается, что он будет достойным и вашего внимания: «Да, Барри, ты лучшая из собак, лучшее из всех животных! Ты был большой, разумной собакой. Ты спас жизнь более чем сорока людей. Ты, как человек с нежной душой, умел, должно быть, выражать участие, потому что иначе маленький мальчик, вырытый тобой, не осмелился бы взобраться к тебе на спину и дать нести себя... Но как же могли понимать тебя люди, спасенные тобой? Как ты умел ободрить и утешить их? Я бы хотел дать тебе язык, чтобы люди могли по­учиться у тебя... Теперь ты умер, и тело твое стоит в бернском музее. Город хорошо сделал, что, когда ты состарился, стал слаб и не мог больше служить людям, кормил тебя и берег, пока ты не умер. Кто увидит теперь в музее твое чучело, должен снять шля­пу и купить твой портрет. Пусть покажет он своим детям и учени­кам картину, где с ребенком на спине ты стоишь и звонишь у во­рот монастыря, и пусть скажет им — делайте и вы то же, что делала эта собака».

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОТБОР СОБАК

Оценка любой собаки проводится путем непосредственно­го ее осмотра и знакомства с ее родословной карточкой. Внешний вид — один из важных критериев при отборе, так как строение тела собаки во многом определяет ее рабочие качества.


Пригодность служебной собаки определяется путем изу­чения морфологических и физиологических признаков, а также устных и документальных сведений (ее происхожде­ние, условия содержания, сведения о перенесенных болез­нях и др.).

На формирование организма собаки в большой степени влияют кормление и воспитание. Собаки, которых с ранне­го возраста выращивают на свежем воздухе, получают раз­нообразную пищу и правильно воспитываются, как прави­ло, вырастают всесторонне физически развитыми, обладают крепкой нервной системой, хорошей работоспособностью и устойчивостью к инфекционным заболеваниям. Все указан­ные свойства имеют особое значение, поскольку приобрета­емые животные в дальнейшем будут находиться в услови­ях группового содержания, а значит — они подвергнутся большим нервным и физическим нагрузкам. И наоборот, животные, выращенные в тепличных условиях, не имею­щие возможности постоянно двигаться и получать доста­точно информации о внешнем мире, вырастают малоактив­ными, трусливыми и физически слабыми. Такие собаки непригодны для служебного использования.

Чрезвычайно важны сведения о привычках и особен­ностях поведения собаки. Нередко встречаются собаки,

имеющие дурные привычки или склонность к нежелатель­ным действиям. Недостаток витаминов и минеральных ве­ществ в корме может породить и закрепить привычку по­едания кала, что может привести к заражению животных инвазионными и инфекционными заболеваниями. Нару­шение правил воспитания собак может способствовать по­явлению у них чрезмерной игривости по отношению к че­ловеку, а также некоторым предметам: поводку и вещам, используемым для апортирования. Грубое и жестокое об­ращение с собакой вырабатывает у животного боязнь лю­дей, а отклонения в поведении животных затрудняют их дрессировку.

1.1.

ОЦЕНКА ЭКСТЕРЬЕРА

Основными недостатками экстерьера являются:

  • физическая слабость, недоразвитость скелета и муску­латуры;

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, вызываю­щие скованность движений.

Физически слабые собаки обычно имеют утонченный костяк, необъемную, узкую, как бы сдавленную с боков мускулатуру, излишне подтянутый, поджарый живот и плоскую грудь со слабо изогнутыми ребрами. В движениях особей с нарушениями опорно-двигательного аппарата от­сутствуют естественная пластика и непринужденность. Они не могут быстро бегать и устают даже после незначитель­ных нагрузок. Некоторые нарушения можно легко выявить, заставив собаку выполнить хотя бы простейшие прыжки (с бума, через ограду палисадника и др.).