ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1232
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
СОБАКОВОДСТВО
♦САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-
-МОСКВА-
♦КРАСНОДАР-
2016
Т. А. ФАРИТОВ,
Ф. С. ХАЗИАХМЕТОВ, Е. А. ПЛАТОНОВ
Практическое
СОБАКОВОДСТВО
Издание второе, стереотипное
ДОПУЩЕНО
Министерством сельского хозяйства РФ
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по направлению подготовки «Зоотехния»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ-МОСКВА-КРАСНОДАР
2016
ББК46.73я73
Ф 24
Фаритов Т. А., Хазиахметов Ф. С., Платонов Е. А.
Ф24 Практическое собаководство: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2016. — 448 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).
ISBN 978-5-8114-1294-5
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Зоотехния» и специальности «Ветеринария», рекомендуется в качестве практического руководства для членов кинологических клубов и объединений, а также любителей-собаководов.
ББК 46.73я73
Рецензенты:
А. П. БУЛАТОВ — доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой кормления Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т. С. Мальцева, заслуженный деятель науки РФ; Р. Р. ГАДИЕВ — доктор сельскохозяйственных наук, профессор, декан биолого-технологического факультета Башкирского государственного аграрного университета, заслуженный работник сельского хозяйства РБ, почетный работник ВПО РФ; Н. Н. КЕРДЯШОВ — доктор биологических наук, профессор кафедры «Кормопроизводство, кормление и разведение животных» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии.
Обложка
Е. А ВЛАСОВА
© Издательство «Лань», 2016
© Т. А. Фаритов, Ф. С. Хазиахметов, Е. А. Платонов, 2016
© Издательство «Лань», художественное оформление, 2016
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Антуан де Сент-Экзюпери
ВВЕДЕНИЕ
Собака (лат. Canis lupus familiaris) — собака домашняя — самое верное и преданное человеку животное, отличающееся от других животных своими способностями к обучению, любовью к игре и возможностью адаптироваться к различным ситуациям.
Первые одомашненные собаки охраняли жилище человека и помогали ему на охоте. Собаки не потеряли своего значения и в наши дни. Помимо того что они приносят людям радость и душевное удовлетворение, они также являются незаменимыми помощниками людям в различных областях.
Человеком выведено более 400 пород собак, имеющих узкое предназначение: для охоты (гончие и легавые), для перевозки людей и грузов (спортивные породы), для охраны (среднеазиатская овчарка), для служебных целей (немецкая овчарка и немецкий боксер), а также для помощи людям, потерявшим зрение (собаки-поводыри), и т. д.
Следует признать, что о собаках мы знаем гораздо меньше, чем хотелось бы. Сколько было случаев, когда собаки, которых люди увозили за сотни километров от привычного места обитания, неведомым образом находили дорогу обратно. Кроме того, известно, что они способны вылечить боль, предугадать резкие изменения погоды, стихийные бедствия и катастрофы.
Многие из тех людей, кто думает завести собаку, видят себя в мечтах гордым обладателем «чудо-собаки», вроде спасателя-сенбернара, умницы-колли или телохранителя-овчарки. Каждому хозяину исключительно важно, чтобы его
собака была исполнительной и послушной. Для достижения этих целей требуется не только умение правильно ухаживать за своим питомцем и кормить его, но и умение воспитывать, обучать и вырабатывать у него определенные навыки. Собаку нужно воспитывать так, чтобы она не только любила своего хозяина, но и признавала его превосходство и беспрекословно ему подчинялась. Только в этом случае ее владелец будет иметь верного четвероногого помощника.
Для успешной дрессировки нужно внимательно наблюдать за поведением щенка и знать особенности его характера, зависящие как от воспитания, так и от наследственных качеств. У одних собак физическое воздействие, рывок поводка и, тем более, удар вызывают состояние депрессии, у других наоборот — чрезвычайное возбуждение. С первыми нужно обращаться особенно ровно и спокойно, а вторые требуют к себе строгого отношения. Также следует помнить, что активным участником процесса дрессировки является не только дрессировщик, но и собака. Если внимательно понаблюдать за отношениями дрессировщика и его собаки, можно увидеть, что некоторые собаки в большей степени овладели искусством дрессировки. Отдрессировав своего хозяина как следует, они рано утром или поздно вечером выводят его погулять или побегать. В то же время следует признать, что результат деятельности собаки в процессе дрессировки, как правило, в большей степени зависит от дрессировщика, чем от нее самой. Иными словами, только дрессировщик может подготовить своего питомца к выполнению тех или иных задач во время повседневного обучения. Однако не
будем забывать о том, что взаимные интересы дрессировщика и собаки должны сочетаться с взаимными обязанностями обоих.
В процессе постоянного общения с человеком собака узнает значения новых слов, знакомится с интонациями его голоса, привычками и приспосабливается к ним. Длительным и умелым общением хозяина с собакой достигается полный контакт между ними.
Следует признать, что дрессировка требует разносторонних знаний и ответов на многочисленные вопросы, на-
Введение 7
iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii
пример: «Почему одной собаке нравится учиться, а другой — нет?», «Что нужно сделать, чтобы между дрессировщиком и собакой возникло доверие и взаимопонимание, а дрессировка была эффективной?», «Почему одна собака слушается своего хозяина, а другая — нет?», «Как обучить собаку основным навыкам общего курса дрессировки?» и т. п. На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этом учебном пособии.
ИСТОРИЯ
О СОБАКАХ-СПАСАТЕЛЯХ
Более тысячи лет назад на высокогорном перевале в Альпах, разделяющем Италию и Швейцарию, Бернар де Монтене открыл приют для путешественников. Перевал всегда был опасным местом. Проходящие по заснеженным тропам путники рисковали попасть под снежную лавину и умереть от холода. Многие так и не достигли конца пути. Тогда монахи стали выращивать огромных пушистых собак-спасателей, обучая их разыскивать людей, попавших в опасную зону высокогорья, и оказывать им помощь. Собак-спасателей приучали работать в паре. Самец и самка должны были найти потерявшегося в горах путника и отрыть его из- под снега. Затем самка должна согреть путника теплом своего тела, а самец — спешить за помощью. По мнению священника Жана-Мишеля Жерара, настоятеля маленького монастыря в Альпах, собаки-спасатели в общей сложности спасли около 2000 человек. Самым знаменитым спасателем за всю историю монастыря стал сенбернар по кличке Барри. За 12 лет он спас жизни более 40 человек.
В одно морозное утро Барри, как всегда, вышел на «работу». За ночь в горах выпало много снега. Все тропы были завалены. Барри шел по глубокому снегу, проваливаясь по самую холку. Вдруг за поворотом он заметил следы прошедшей лавины. В нос ему ударил знакомый запах. Барри ускорился и, дойдя до места, стал разгребать снег своими большими сильными лапами. Он проработал более часа, и вот — показалась человеческая рука. Это
была не просто рука, а рука ребенка. Барри бережно разгреб снег и увидел тело семилетнего мальчика. Пес залаял, но мальчик не шевелился. Тогда Барри лег рядом, прижался к нему и начал лизать детские руки и лицо. Мальчик застонал, открыл глаза и, увидев перед собой громадную собачью голову, вскрикнул от ужаса. Пес ласково заскулил и завилял хвостом, как бы говоря: «Не бойся меня, я — друг». Потом он начал подталкивать мальчика носом и подставлять свою шею, приглашая уцепиться за нее и встать на ноги. Однако заледеневшие руки и ноги не слушались ребенка, он чуть приподнялся на корточки и снова упал... Когда в монастырском приюте зазвонил колокол, один из монахов пошел открывать дверь. За ней стояла собака, а на ее спине, плотно вцепившись в шерсть, лежал ребенок. Замерзший, но живой.
Этот известный случай прославил Барри на всю Европу. Сегодня чучело этой собаки выставлено в Музее естественной истории в Берне, а во Франции Барри даже поставили памятник. Автор книг о животных С. Ф. Старикович обнаружил в книге XIX века старинный текст Шейтлина, посвященный Барри. Думается, что он будет достойным и вашего внимания: «Да, Барри, ты лучшая из собак, лучшее из всех животных! Ты был большой, разумной собакой. Ты спас жизнь более чем сорока людей. Ты, как человек с нежной душой, умел, должно быть, выражать участие, потому что иначе маленький мальчик, вырытый тобой, не осмелился бы взобраться к тебе на спину и дать нести себя... Но как же могли понимать тебя люди, спасенные тобой? Как ты умел ободрить и утешить их? Я бы хотел дать тебе язык, чтобы люди могли поучиться у тебя... Теперь ты умер, и тело твое стоит в бернском музее. Город хорошо сделал, что, когда ты состарился, стал слаб и не мог больше служить людям, кормил тебя и берег, пока ты не умер. Кто увидит теперь в музее твое чучело, должен снять шляпу и купить твой портрет. Пусть покажет он своим детям и ученикам картину, где с ребенком на спине ты стоишь и звонишь у ворот монастыря, и пусть скажет им — делайте и вы то же, что делала эта собака».
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ОТБОР СОБАК
Оценка любой собаки проводится путем непосредственного ее осмотра и знакомства с ее родословной карточкой. Внешний вид — один из важных критериев при отборе, так как строение тела собаки во многом определяет ее рабочие качества.
Пригодность служебной собаки определяется путем изучения морфологических и физиологических признаков, а также устных и документальных сведений (ее происхождение, условия содержания, сведения о перенесенных болезнях и др.).
На формирование организма собаки в большой степени влияют кормление и воспитание. Собаки, которых с раннего возраста выращивают на свежем воздухе, получают разнообразную пищу и правильно воспитываются, как правило, вырастают всесторонне физически развитыми, обладают крепкой нервной системой, хорошей работоспособностью и устойчивостью к инфекционным заболеваниям. Все указанные свойства имеют особое значение, поскольку приобретаемые животные в дальнейшем будут находиться в условиях группового содержания, а значит — они подвергнутся большим нервным и физическим нагрузкам. И наоборот, животные, выращенные в тепличных условиях, не имеющие возможности постоянно двигаться и получать достаточно информации о внешнем мире, вырастают малоактивными, трусливыми и физически слабыми. Такие собаки непригодны для служебного использования.
Чрезвычайно важны сведения о привычках и особенностях поведения собаки. Нередко встречаются собаки,
имеющие дурные привычки или склонность к нежелательным действиям. Недостаток витаминов и минеральных веществ в корме может породить и закрепить привычку поедания кала, что может привести к заражению животных инвазионными и инфекционными заболеваниями. Нарушение правил воспитания собак может способствовать появлению у них чрезмерной игривости по отношению к человеку, а также некоторым предметам: поводку и вещам, используемым для апортирования. Грубое и жестокое обращение с собакой вырабатывает у животного боязнь людей, а отклонения в поведении животных затрудняют их дрессировку.
1.1.
ОЦЕНКА ЭКСТЕРЬЕРА
Основными недостатками экстерьера являются:
-
физическая слабость, недоразвитость скелета и мускулатуры; -
нарушения опорно-двигательного аппарата, вызывающие скованность движений.
Физически слабые собаки обычно имеют утонченный костяк, необъемную, узкую, как бы сдавленную с боков мускулатуру, излишне подтянутый, поджарый живот и плоскую грудь со слабо изогнутыми ребрами. В движениях особей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отсутствуют естественная пластика и непринужденность. Они не могут быстро бегать и устают даже после незначительных нагрузок. Некоторые нарушения можно легко выявить, заставив собаку выполнить хотя бы простейшие прыжки (с бума, через ограду палисадника и др.).