ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 599
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
русских газетах. -
В 1819 г. Александр поручил императорскому комиссару при польском правительстве
Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей
тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект
польской конституции, использовался и проект Сперанского. В результате был
создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота
Российской империи». Проект сохранял доминирующее положение монарха во
всех областях государственного управления. Новым было создание двухпалатного
парламента, в который депутаты частично назначались царем, частично выбирались
на основании многоступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и
свобод и федеративное государственное устройство. Однако ничего подобного
обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Александр не только
отказывается от преобразований, но начинает проводить все более и более
консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного
А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением готовившего как проект отмены крепостного
права, так и введение военных поселений.
Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости
облегчить положение крепостных крестьян, в решении крестьянского вопроса был
избран путь постепенных частных изменений существующей системы взаимоотношений
крестьян и помещиков:
· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам
покупать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного
труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.
· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать
крестьян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия.
Освобожденные крестьяне переводились в новое сословие, занимавшее
промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами.
Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в
обязательствах.
· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр
неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса.
В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних
формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-денежных
отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение
крепостного права оказывалось экономически невыгодным. Крестьяне получили
личную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и
Черниговской губерний выступить с просьбой обсудить вопрос об отмене
крепостного права не удалась. В русских землях ничего похожего сделано не
было.
Более поздние проекты крестьянской реформы, разработанные А.А. Аракчеевым и
Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секретности, так и остались лишь на
бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую
эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противниками отмены
крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».
Реформа системы образования.
В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образования. Россия испытывала
острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д.
Усложнялось государственное управление, росли промышленность и торговля,
появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало.
Поэтому основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить
образование свободным людям из низших сословий, а затем привлечь их к
государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре
ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные
округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать
учебными программами и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых
университетов и два привилегированных учебных заведения для дворян —
Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась
автономия, были выделены большие средства для создания низших звеньев
образовательной системы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области
просвещения также претерпела значительные изменения и оказалась в общем русле
нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление
цензуры, преобразование Министерства просвещения в Министерство народного
просвещения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора
синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и
ликвидация университетской автономии. Усилилась сословность образования: в
гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские училища. В
учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17
Внутренняя политика России в период царствования Николая I.
Николай I не готовился, да и не хотел править, но, считая, что главное содержание жизни – это служба, принял престол, как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, трактуемого им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок, и не терпел либеральной болтовни, подрывавшей, по его мнению, устои общества.
В 1826 г. было создано II отделение Собственной его императорского величества канцелярии (с. е. и. в. к), приступившее к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип верховенства закона, т. е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством реабилитированного по инициативе Аракчеева М. М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи»), а также составлен «Свод законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.
В 1826 г. учреждено III отделение с. е. и. в. к., занимавшееся политическим сыском, имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона. Начальнику Третьего отделения, а им долгое время был А. Х. Бенкендорф, подчинялся также созданный корпус жандармов.
Появились новые министерства и ведомства (например, в 1837 г. – Министерство государственных имуществ). При этом император использовал свою Канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I.
В мрачное семилетие 1848-1855 гг. реакция, вызванная европейской революцией и неудачами внутриполитического курса, усилилась. Было сфабриковано дело петрашевцев, репрессии обрушивались на инакомыслящих, усилилась цензура, сократился контингент студентов, был запрещен выезд за границу, а иностранцам – въезд в Россию и др.
Реформа государственной деревни. Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ графом П. Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами
, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.
Государственная политика в области образования. Органы государственного управления образованием. Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. – Министерство духовных дел и народного просвещения).
Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения коснулись только системы высшего образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей – уездные училища, а для детей дворян – гимназии.
Система образования. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой.
Начальная школа. Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.
Средняя школа. В соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам (1804) во всех губернских городах планировалось открытиегимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и изящные науки и т. п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян. Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.