Файл: Протославяне древнейшие предки славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 599

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

русских газетах. -

В 1819 г. Александр поручил император­скому комиссару при польском правительстве

Н. Новосильцеву составить конституционный проект. Работа велась в строжайшей

тайне в Варшаве и к 1820 г. была завершена. За основу ее авторы взяли проект

польской конституции, использовался и проект Сперанского. В резуль­тате был

создан достаточно консервативный документ, известный как «Уставная грамота

Российской империи». Проект сохранял доми­нирующее положение монарха во

всех облас­тях государственного управления. Новым бы­ло создание двухпалатного

парламента, в который депутаты частично назначались ца­рем, частично выбирались

на основании много­ступенчатых выборов. Вводились комплекс гражданских прав и

свобод и федеративное го­сударственное устройство. Однако ничего подобного

обнародовано не было. Более того, в начале 20-х годов Алек­сандр не только

отказывается от преобразова­ний, но начинает проводить все более и более

консервативную внутриполитическую линию, опираясь на безупречно исполнительного

А.А. Аракчеева, с одинаковым рвением гото­вившего как проект отмены крепостного

пра­ва, так и введение военных поселений.

Крестьянский вопрос. Несмотря на понимание необходимости

об­легчить положение крепостных крестьян, в ре­шении крестьянского вопроса был

избран путь постепенных частных изменений существую­щей системы взаимоотношений

крестьян и по­мещиков:

· Указ 1801 г. давал право купцам, мещанам, государственным крестьянам

поку­пать ненаселенные земли и вести на них хозяйство с помощью нёмного

труда, это разрушало монополию дворян на владение землей.

· Указ 1803 г. о «вольных хлебопашцах» давал помещикам право отпускать

кресть­ян на волю с землей за выкуп в результате взаимного согласия.

Освобожденные крес­тьяне переводились в новое сословие, зани­мавшее

промежуточное положение между, помещичьими и государственными крестьянами.

Крестьяне получали право собственности на недвижимость и участие в

обяза­тельствах.

· В 1816-1817 гг. освобождены прибалтийские крестьяне. С 1816 г. Александр

неоднократно пытался добиться инициативы дворянства в решении этого вопроса.

В прибалтийских губерниях не существовало крепостного права в его крайних


формах, крестьяне имели некоторые права. Уровень развития товарно-де­нежных

отношений там был выше, чем в Европейской части России, и сохранение

крепостного права оказывалось экономиче­ски невыгодным. Крестьяне получили

лич­ную свободу без земли. Попытка в 1817 г. склонить дворянство Полтавской и

Черни­говской губерний выступить с просьбой об­судить вопрос об отмене

крепостного права не удалась. В русских землях ничего похо­жего сделано не

было.

Более поздние проекты крестьянской ре­формы, разработанные А.А. Аракчеевым и

Я.А. Гурьевым в обстановке строгой секрет­ности, так и остались лишь на

бумаге. Подавляющее большинство российского дворянства, как в александровскую

эпоху, так и позднее, в 50-60 гг., были решительными противника­ми отмены

крепостного права и пошли на это только вследствие нажима «сверху».

Реформа системы образования.

В 1803—1804 гг. была проведена реформа народного образова­ния. Россия испытывала

острую потребность в грамотных чиновниках, дипломатах, инженерах и т.д.

Усложнялось государственное управ­ление, росли промышленность и торговля,

появились пароходы и железная дорога, а образованных людей было крайне мало.

Поэто­му основная цель реформы была в том, чтобы дать возможность получить

образование сво­бодным людям из низших сословий, а затем привлечь их к

государственной службе. Все учебные заведения делились на четыре

ступени, вводилась преемственность между ними. Страна была разделена на учебные

округа, во главе которых стоял местный университет, обязанный обеспечивать

учебными программа­ми и кадрами свои училища и гимназии. Были открыты 5 новых

университетов и два привиле­гированных учебных заведения для дворян —

Царскосельский и Демидовский лицеи. Для университетов предусматривалась

автономия, были выделены большие средства для созда­ния низших звеньев

образовательной систе­мы. Но к 1816- 1817 гг. политика царизма в области

просвещения также претерпела зна­чительные изменения и оказалась в общем русле

нарастания консервативных тенденций. Проявлениями «нового курса» стали усиление

цензуры, преобразование Министерства про­свещения в Министерство народного

просве­щения и духовных дел (1817 г.), назначение министром обер-прокурора

синода князя А.Н. Голицына, гонения на университеты как центры вольнодумства и



ликвидация универ­ситетской автономии. Усилилась сословность образования: в

гимназии принимали только дворян, а мещан - только в приходские учили­ща. В

учебных округах, изъятых из ведения университетов, вводились попечители.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   17


Внутренняя политика России в период царствования Николая I.

Николай I не готовился, да и не хотел править, но, считая, что главное содержание жизни – это служба, принял престол, как служебное поручение. Вдохновляемый идеей долга и служения России, трактуемого им в духе воинской дисциплины, он стремился укрепить в стране порядок, и не терпел либеральной болтовни, подрывавшей, по его мнению, устои общества.

В 1826 г. было создано II отделение Собственной его императорского величества канцелярии (с. е. и. в. к), приступившее к кодификации законов и их упорядочиванию. Эта мера была призвана регламентировать жизнь общества, а главное, утвердить в управлении страной принцип верховенства закона, т. е. показать, что все чиновники, начиная с императора, руководствуются законом, а не своей волей и интересами. Под руководством реабилитированного по инициативе Аракчеева М. М. Сперанского были систематизированы и изданы все законы, принятые с 1649 г. («Полное собрание законов Российской империи»), а также составлен «Свод законов Российской империи», включавший систематизированные по отраслям права действующие законы.

В 1826 г. учреждено III отделение с. е. и. в. к., занимавшееся политическим сыском, имевшее огромные полномочия и фактически поставленное выше закона. Начальнику Третьего отделения, а им долгое время был А. Х. Бенкендорф, подчинялся также созданный корпус жандармов.

Появились новые министерства и ведомства (например, в 1837 г. – Министерство государственных имуществ). При этом император использовал свою Канцелярию, создавал различные секретные и специальные комитеты и, минуя министерские органы, сосредоточил в своих руках решение многих вопросов. Это привело к усилению управленческого централизма и режима личной власти Николая I.

В мрачное семилетие 1848-1855 гг. реакция, вызванная европейской революцией и неудачами внутриполитического курса, усилилась. Было сфабриковано дело петрашевцев, репрессии обрушивались на инакомыслящих, усилилась цензура, сократился контингент студентов, был запрещен выезд за границу, а иностранцам – въезд в Россию и др.

Реформа государственной деревни. Более активно и целеустремленно государство действовало по отношению к государственным крестьянам. Реформа, проведенная в 1837-1841 гг. министром государственных имуществ графом П. Д. Киселевым, упорядочила как отношения государства с крестьянами
, так и наделение их землей, укрепила крестьянское самоуправление, привела к открытию больниц и сельских школ, но сохранила и даже увеличила повинности крестьян, усилила полицейский надзор за ними, что вызвало недовольство крестьян. Кроме того, реформа должна была подтолкнуть и помещиков к улучшению быта своих крестьян. Она стала первым опытом масштабных преобразований в деревне.

Государственная политика в области образования. Органы государственного управления образованием. Потребности экономического развития страны вынуждали правительство расширять сферу образования. Для организации просветительских учреждений и управления ими в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения (с 1817 г. – Министерство духовных дел и народного просвещения).

Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-хступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. На практике изменения коснулись только системы высшего образования, для развития начального и среднего образования ничего сделано не было, их сеть росла крайне медленно. В соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г. учреждалась 3-хступенчатая система образования, находящаяся под сильным полицейским и церковным контролем: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей – уездные училища, а для детей дворян – гимназии.

Система образования. К середине XIX в. сеть низших и средних учебных заведений оставалась неразвитой.

Начальная школа. Для крепостных крестьян не было создано никаких государственных учебных заведений, лишь единицы из них могли научиться грамоте у местного дьячка. В начале века для государственных крестьян начали открывать приходские школы с программой обучения на 1 год, в которой преобладали богословские предметы. К 1854 г. в стране насчитывалось около 2,5 тысяч приходских школ с числом учащихся около 100 тысяч. Программа уездных училищ для мещан была несколько шире, но в ней также преобладали богословские предметы.

Средняя школа. В соответствии с Уставом учебных заведений, подведомственных Университетам (1804) во всех губернских городах планировалось открытиегимназий для выпускников уездных и других училищ независимо от социального происхождения. Устанавливался 4-хлетний курс обучения с достаточно широкой программой (иностранные языки, география, история, математика, статистика, коммерческие и изящные науки и т. п.). Количество гимназий росло крайне медленно, в 1809 г. их было всего 32. По уставу 1828 г. гимназии, курс обучения в которых увеличился до 7 лет, стали закрытыми учебными заведениями для детей дворян. Для них же открывались кадетские училища; по-прежнему практиковалось частное и домашнее обучение, в программу которого входило в основном обучение иностранным языкам, хорошим манерам, музыке, танцам.