Файл: Протославяне древнейшие предки славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 581

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление государства у восточных славян прохо­дило в непростых внешних

условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода

федерация союзов племен, в которую наряду со славяна­ми (словенами и кривичами)

входили неславянские эт­носы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их

называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне,

северяне, радимичи и вя­тичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в

сере­дине VII в. создавшее собственное государство — кага­нат. Центр Хазарского

каганата первоначально находил­ся на территории современного Дагестана, затем

пере­местился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль. Правящая

верхушка Хазарии исповедовала иуда­изм). Стремление варягов и хазар подчинить

восточно­славянские союзы племен во многом объяснялось жела­нием контролировать

важнейшие международные торго­вые трассы — складывавшийся в IX в. путь из

«варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной

федера­ции союзов племен изгнали варягов и прекратили выпла­ту им дани. Однако

затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за

власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство

с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем

разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата

— Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился

в Новгороде, второй — на Белоозере, тре­тий — в Изборске, После смерти Рюрика

новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879—912). В 882 г.,

спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев,

убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи — «мужей» Рюрика), и стал

правите­лем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя

точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом

создания Древ­нерусского государства со столицей в Киеве.

.

«Норманнская теория»

Сведения летописи о начале древнерусской государст­венности послужили основой

появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками

являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Пе­тербургской

Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Мил­лер, А. Л. Шлёцер. Опираясь на

летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались


неспо­собны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне

варягами, русью. Резким против­ником данной теории выступал М. В. Ломоносов,

отста­ивавший южные истоки древнерусской государственнос­ти и отрицавший роль

скандинавов в его формировании. Полемика между «норманистами» и

«антинорманистами» продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории

отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти

другие корни про­исхождения правящей династии. При этом на­зывали и Финляндию

(Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву

(Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии,

Гедео­нов, Забелив). В настоящее время большинство ученых указывают ва

длительный, объектив­ный процесс возникновения государства и субъ­ективный,

второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норман­нской

теории», основанной на тезисе о возможности «на­учить государству», между тем

как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе

дли­тельного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение

не отрицает роли варягов, скан­динавов в сложении государства Русь. Ныне можно

счи­тать установленным, что летописный рассказ о «призва­нии варягов» во главе

с Рюриком достаточно точно отра­жает реально происходившие события. Бесспорно

варяж­ское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга,

Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки

сканди-навских захоронений. Следует констатировать, что скан­динавы приняли

деятельное участие в создании Древне­русского государства, дав его правящую

династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного

славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя

Святослав, что касается слова «русь», то относительно его проис­хождения в

науке нет единства мнений

  1. Понятия «Средневековье» и «феодализм», их соотношение и неоднозначность трактовки в исторической науке. Вотчинная и государственная теории феодализма восточнославянского общества.


В узком смысле слова термин «средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью. В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне), система вассалитета (связывающие феодалов отношениясеньора и вассала), безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов), идеалы монашества и рыцарства(сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу), расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре, но в этом случае он обозначает либо преимущественно хронологическую принадлежность и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья (к примеру — «средневековый Китай»), либо, наоборот, указывает на исторический период, имеющий признаки европейского средневековья (в основном феодализм), но не совпадающий по хронологии со средними веками Европы (например, японское средневековье).

Феодали́зм (от лат. feudum — лен, феодальное землевладение) — политико-правовая система, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам. Именно в таком значении термин употреблялся в XVIII—XIX ст. Попытка Карла Маркса ввести данное понятие в категориальный аппарат исторического материализма, по мнению некоторых учёных, не принесла должного результата: если исходить из того, что способы производства с одной стороны отличаются по соответствующему историческому типу производственной техники, с другой — по соответствующему типу экономической реализации господствующих отношений собственности на средства и условия производства, то нет никаких оснований для выделения феодального способа производства, а значит и феодальной формации.

Слово «феодализм» (первоначально, термин судебной практики) использовалось английскими юристами XVII века как обозначение типа собственности; как общественно-политический термин оно употребляется у Буленвилье и вслед за ним у Монтескьё. Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX века, прежде всего у Гизо.


По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (т. 1—6, 1829—1833)

В марксизме феодализм рассматривался в качестве одной из общественно-экономических формаций, высокой по сравнению с рабовладением.

В XX веке различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма; некоторые вообще не использовали этот термин.

При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы).

Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Здесь, как и в случае с рабством, существует внеэкономическая зависимость эксплуатируемого от эксплуататора, но только не полная, а верховная. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. Таким образом, расщеплённой была не только собственность на землю, но и на личность работников.

Феодализм в западной Европе, по ряду концепций, стал устанавливаться ещё в V веке нашей эры в поздней Римской империи. Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были высокая степень политической децентрализации, дуализм светской и духовной властей, специфика европейского города как центра ремесла и торговли, раннее развитие горизонтальных общественных структур, публичного частного права. Затем, в Средние века, он стал господствовать в Европе вплоть до буржуазных революций. На смену феодальному строю пришел капиталистический.


Существуют разные мнения о том, были ли феодальные отношения (в классическом понимании) в других частях света. Марк Блок считал феодализм преимущественно, если не исключительно, западноевропейским феноменом, сложившимся в результате специфических исторических условий. Главные аспекты критики концепции феодализма как универсальной стадии развития общества заключаются в том, что в большинстве обществ неевропейского ареала отсутствовали такие системно-важные элементы как крупное частное землевладение, крепостное право, иммунитеты служилого сословия.

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17