ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 582
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Время, причины создания Киевской Руси. Оценка Киевской Руси как политического образования.
С течением времени, формируются характерные черты культуры этнической общности - материальные и духовные ценности. Сходство черт религиозных представлений,
хозяйственной деятельности,обрядов,быта,понимание окружающего мира и человеческих отношений, что приводит к формированию национальности.
Постепенно складываются особенности общего самосознания и национальной психологии в которых важнейшее место занимают представления о происхождении людей, животных, явлений и тд. Внешнее проявление этнического самосознания - этноним( совместное самоопределение): для восточных славян это слово «Русь». Первыми из восточных славян стали называть себя русами поляне.
Часть исследователей обращают внимание на созвучность названия «Русь» с названиями рек Рось,Роставица и Росава. На территории полян крупнейшая после Днепра река Рось. В связи с этим есть популярное среди ученых такое мнение: племя полян взяло себе имя одного из племен, проживающего вдоль реки Рось, что впоследствии стало причиной именования "русами" всех жителей образованного с участием полян Киевского государства.
Так же существует Скандинавский вариант возникновения названия русов(норманнская теория). По этой теории русами сначала называли варягов - выходцев из Скандинавии , через время термин «русичи» стал использоваться относительно восточнославянских народов.Существование в разных языках слов однокоренных к термину «Русь» значительно усложняет выяснения происхождения самоидентификации восточных славян.
В X-XI вв официальные названия «Русь», «Русская земля» стали общеупотребимыми на всем пространстве средневекового восточнославянского и соседских государств.
Устойчивое существование сложившейся этнической общности, являющейся общественной системой, самовоспроизводимой путем этнической передачи новому поколению языка,традиций и культуры. Более обеспечивает образование государства.
В VII-VIII веках. союзы славянских племен развились до предгосударственных образований - племенных княжеств, впоследствии племенные княжества объединились в государство. Причиной такого объединения стала, в первую очередь, схожесть языка всех племен. Археологические находки, на юго-западной территории расселения восточных славян, указывают, что материальная культура восточнославянских племен и племенных объединений имеет много общих черт(особенности лепки, обожения и украшения посуды, пошив одежды и др.). На протяжении VIII века на землях полян, древлян,тиверцев, уличей, волынян,восточных хорватов сформировалась однородная,фактически единственная археологическая культура с небольшими отличиями. Это объясняется одинаковым уровнем социальноэкономического развития племен, а в последствии и племенных объединений: сходными чертами в погребальных обрядах, строительстве жилья, производстве. Такое сходство было важной предпосылкой создания единого восточнославянского государства - Киевская Русь с центром на пересечении торговых путей.
В основе создания средневекового русского государства, с раннефеодальной структурой правления, положили союзы племен. Дулебское обединение племен считается одним из самых древних, на это указывают свидетельства арабских письменных источников и археологические находки.Столицой и политическим центром дулебов было Зимнивское городище -поеселение в верховьях Буга.
Из летописных источников известно, что во времена императора Ираклия (610-641 годах) Авары(большой союз кочевых племен см. "события до 862г") «воевали против славян и примучили дулебов». Разгром аварами дулибского объединения позволил полянам возглавить государственноуправительный процесс у славян, что привело к формированию государстваКиевская Русь.
-
Язычество славян. Религиозная реформа князя Владимира I (980 г.), ее характеристика.
Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.
Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий, а не одно единственное. Сегодня язычество понимается не только и не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а вместо язычества веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».
Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, но имели в основе один язык. Так Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах, как о язычниках, то есть, имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и вообще употреблять для обозначения религии.
Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.
После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.
Также следует отметить, что очень часто верования верхушки общества довольно сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях не всегда совпадало со взглядом на язычество мелких деревень.
С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство, начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества. В итоге, после Крещения Руси в 998 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.
Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.
Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.
Общеславянские боги:
Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;
Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.
Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира)Велес — покровитель сказителей и поэзии;
Волос — покровитель скота;
Даждьбог — солнечное божество, считается предком всех русских людей;
Мокошь — покровительница прядения и ткачества;
Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу;
Сварог — бог-кузнец;
Сварожич — олицетворение огня;
Симаргл — вестник между небесами и землей;
Стрибог — божество, связанное с ветрами;
Хорс — олицетворение солнца.
Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.
Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией. Но новым образом мысли, стало иметь огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много) вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12 века, однако затем стало постепенно угасать.
В 980 г князь Владимир предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского
язычества, с целью упорядочить мифологический хаос, царивший в сознании восточнославянских племен. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны ; кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс – бог солнца – святила, небесный Конь, Дажьбог – бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог – бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл – бог – сеятель семян – небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж Мокошь (мать - сыра земля)- богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы (пряха) и урожая, покровительница домашнего очага.
Возникает вопрос: почему именно шесть божеств? Есть ли какой- то смысл в этой численности? Неясно, какой принцип положен при отборе «кандидатов» пантеон: племенные боги или покровители разных «профессий». В первом случае число «шесть» совпадало с количеством племен, входивших в состав Руси этого времени: их перечислил летописец, рассказывая о славянской грамоте (поляне, древляне, северяне, дреговичи, кривичи полоцкие и словене новгородские). Но в это время, похоже, чисто племенная связь с божествами была утрачена, и все они получали и какое- то функциональное значение
Следует подчеркнуть, что в отличие от Перуна, Стрибога, Дажьбога и Мокоши, божеств исконно славянского (общеславянского) происхождения, во Владимиров пантеон оказались включены боги явно восточного (иранского, хорезмийского) ареала, т.е. была отражена диалектика славянского и восточного компонентов древнейшего восточнославянского божества, которые не только сосуществовали и взаимодействовали в архаическом сознании и мифологии восточных славян, но и составляли важный момент восточной и южной политики киевских князей в 970-980 гг. Прокопий Кесарийский, писатель 6 века говорит о религии древних славян: «Они признают единого бога – творца молний и грома (разумеется, Перуна) единым господином вселенной и приносят ему в жертву быков и иных священных животных». Интересно, что, говоря о ревностном служении Владимира языческим богам, летописец замечает: « и начал княжить Владимир в Киеве, и поставил кумиров на холме вне двора теремного: Перуна древяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». При чтении этих слов летописи невольно бросается в глаза то самое обстоятельство, что летописец сравнительно очень много говорит о Перуне, описывая мелкие подробности его идола, - между тем тот же самый летописец, когда речь идет о других богах, едва удостаивает его той необходимой доли внимания, чтобы передать хотя бы имена, на первый взгляд вообще довольно
странные и, за исключением Дажьбога, вообще непонятны для современного русского человека. Таким образом, Перуна представляли славяне, как главное божество языческого пантеона.
-
Крещение Руси. Причины, сущность и значение этого процесса. «Двоеверия» или «народное православие» в русской культуре.