Файл: Протославяне древнейшие предки славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 614

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которая выражалась в неадекватном восприятие окружающего мира.

Но эта война принесла с собой и много положительных результатов. Ну во-первых, потому, что она была не горячей, т.е. в достаточно длительный период не смотря на очень сильные противоречия стороны смогли выяснить отношения не прибегая к силе оружия; во-вторых, она впервые заставила противоположные стороны вести переговоры и вносить определенные правила игры в само противостояние (целая система договоров по ограничению гонки вооружений тому доказательство); гонка вооружений, как явление, имела безусловный знак минус. Она уносила огромные материальные ресурсы, но как и любое явление имела и оборотную сторону. В данном случае можно говорить о “золотом веке” естественных наук, без бурного развития которых ни о какой гонке вооружений нельзя было бы и думать.

Ну и наконец она подчеркнула, что основная составляющая, которая определила победу одной из сторон - это общечеловеческие ценности, перевесить которые не смогло ни фантастическое развитие техники, ни изощренное идеологическое воздействие.

  1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


Внешнеполитичекая доктрина Н.С. Хрущева.

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х гг. (его ярким проявлением стали события 1955 г.: проведение Женевской встречи с участием глав правительств СССР, Англии, Франции и США, подписание Государственного договора о восстановление независимой и нейтральной Австрии, восстановление диалога с Югославией и установление дипломатических отношений с ФРГ), стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновленное советское руководство (в 1956 г. получил отставку министр иностранных дел В. М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал А. А. Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистичную, негибкую и даже опасную. Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный).
Реформаторский курс советского руководства во главе с Хрущевым нашел свое отражение в новой внешнеполитической доктрине, обнародованной с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. Основными положениями ее были: возврат к "ленинским принципам политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем", расширение соревнования двух социальных систем, возможность'со1дания условий для предотвращения войн в современную эпоху. Было также признано многообразие форм перехода различных стран к социализму и многовариантность путей его строительства. Помимо этого, признавалась необходимость, исходя из принципов "пролетарского интернационализма", оказывать всеобъемлющую помощь как странам социалистического лагеря, так и мировому коммунистическому и национально-освободительному движению. Фактически здесь речь шла о "выращивании" союзников СССР по всему миру, о праве вмешиваться во внутренние дела стран, вставших на некапиталистический путь развития в условиях развала колониальной системы.
В качестве главного направления в деле обеспечения мира во всем мире Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил. С августа 1955 г. Верховный Совет СССР принял решение об их сокращении на 640 тыс. человек, а 14 мая 1956 г. о сокращении Советской Армии еще на 1 млн 200 тыс. человек. Значительные сокращения своих армий провели также и другие страны социалистического лагеря. Наконец, в 1957 г. СССР внес в ООН предложения о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия, а также об

одновременном сокращении вооруженных сил СССР, США и Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн человек. Наконец, СССР предложил ликвидировать военные базы на территориях иностранных государств. В 1958 г. советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на проведение ядерных испытаний, обратилось к парламентам всех стран мира поддержать эту инициативу. Крупные сокращения Вооруженных Сил СССР, проведенные в 1955-1960 гг., позволили уменьшить Советскую Армию почти на 4 млн человек и довести ее численный состав до 2,5 млн. Однако разорвать порочный круг гонки вооружений в 50-е гг. так и не удалось. Западные страны скептически относились к советским предложениям и выдвигали такие вполне обоснованные условия, как разработку мер доверия и контроля за сокращением как обычных, так и ядерных потенциалов противоборствующих военно-политических группировок. Большой резонанс в мире вызвало выступление Хрущева осенью 1959 г. на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи лидер Советского государства предложил план полной ликвидации национальных армий и флотов с оставлением у государств лишь полицейских сил. Этот первый визит лидера СССР в США резко повысил авторитет и престиж нашей страны на международной арене, способствовал ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.
Однако инициативы СССР по разоружению опирались на значительные достижения советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Одновременно началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и создание нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР.
Попытка осуществления политики мирного сосуществования в период "оттепели", к сожалению, оказалась, как и многие начинания хрущевского периода, незавершенной. По-прежнему великие державы на международной арене опирались в своих действиях на политику "с позиции силы". Как заявлял и сам Хрущев, "другой политики не может быть, другого языка наши противники не понимают". Именно благодаря угрозе советского "ядерного возмездия" в 1956 г. удалось предотвратить объединенную агрессию стран Запада против Египта в период Суэцкого кризиса. СССР значительно укрепил, а затем последовательно расширил сферу советского влияния в странах, освободившихся от колониальной зависимости как в Азии, так и в Африке.


  1. СССР в середине 1960-х–первой половине 1980-х гг.: кризис «реального социализма».

Смерть Сталина в 1953 г. не привела к каким-либо существенным изменениям в странах региона. В то же время копирование сталинской модели социализма привело к ее кризису, который наиболее отчетливо проявился в Польше и Венгрии.
Кризисы 1956 г. в Польше и Венгрии. В определенной степени они были связаны с XX съездом КПСС, который осудил
культ личности Сталина и сделал вывод о необходимости учета национальных особенностей каждой страны. Внутренние предпосылки - догматизм руководства, тяжелая социально-экономическая ситуация, политический кризис.
В Польше в 1955 г. объем промышленного производства в четыре раза превысил довоенный уровень. Но положение легкой промышленности и сельского хозяйства было катастрофическим. Планы сплошной коллективизации были сорваны недовольным крестьянством, поэтому кооперативы объединяли лишь 9% земельных угодий. Тяжелейшим было материальное положение основной части населения. В марте 1956 г. в Познани и других городах прошли массовые выступления, которые показали неспособность руководства преодолеть социально-экономический и политический кризис и возглавить реформы, массовым стало требование вернуть к власти В .Гомулку. В октябре 1956 г. пленум ЦК ПОРП отправил в отставку почти все руководство партии. Новый состав Политбюро возглавил срочно реабилитированный В.Гомулка, объявивший о проведении реформ, направленных на спасение и обновление социализма.
Была сформулирована концепция строительства социализма в польских условиях, предусматривавшая пересмотр аграрной политики, нормализацию отношений с католической церковью, развитие рабочего самоуправления, установление более равноправных отношений с СССР и т. д.
Принудительная коллективизация была прекращена, в аграрном секторе стали доминировать единоличные крестьянские хозяйства. Упор был сделан на развитие простых форм кооперации.
Был освобожден изолированный в одном из монастырей глава польской римско-католической церкви кардинал С.Вы- шиньский. По желанию родителей дети могли изучать закон божий в специальных катехизисных центрах.
По новому закону о выборах избиратели получили право выбора из нескольких кандидатов, в сейме увеличивалось представительство некоммунистических партий, светских католиков и беспартийных. Но выборы по-прежнему не были свободными, т.к. кандидатов мог выставлять только Фронт единства народа, в котором безраздельно господствовала ПОРП.

Удалось урегулировать некоторые сложные вопросы польско-советских отношений. Получили возможность вернуться из СССР в ПНР более 1 00 тыс. поляков, был определен статус Северной группы советских войск в Польше и др.

В целом октябрьский кризис 1956 г. в Польше разрешился мирно, хотя угроза использования советских войск существовала.
События в Венгрии имели более трагический характер. Осенью 1956 г. в стране сложился широкий политический блок, деятельность которого направлялась на ликвидацию существующей общественно-политической системы. Массовым было резкое осуждение репрессий режима М.Ракоши, вскрытых после XX съезда КПСС. 23 октября 1956 г. в Будапеште состоялась массовая студенческая демонстрация, которая изложила свои требования в Манифесте оппозиции: радикальные демократические реформы, преодоление допущенных ошибок и перегибов, возвращение к руководству ранее репрессированного Имре Надя. Манифестация переросла в восстание. И.Надь был спешно назначен главой правительства, а Я .Кадар - первым секретарем ЦК Венгерской партии трудящихся. По просьбе партийно-государственного руководства в столицу были введены советские танковые дивизии, которые взяли под контроль стратегические объекты. Это усилило антисоветские настроения и привело к появлению лозунга борьбы за национальную независимость. Войска вывели, но столкновения в городе продолжались, превратившись в насилие и террор против сторонников социализма. И. Надь призывал восставших сложить оружие, но 28 октября неожиданно назвал события народно-демократической революцией. В обстановке хаоса и анархии ВПТ приняла решение о самороспуске, а И.Надь объявил о ликвидации однопартийной системы и формировании кабинета министров из представителей партий, действовавших в 19451948 г. Возник ряд новых антисоветских партий, огромную роль стало играть руководство католической церкви. Западные державы перебрасывали в Венгрию оружие и эмигрантов. Под давлением антисоциалистических сил правительство заявило о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора.
Советским руководством и лидерами других социалистических стран венгерские события были охарактеризованы как «контрреволюционный мятеж». Некоторые деятели ВПТ (Я. Кадар и другие) ушли в подполье и создали Временное революционное рабоче-крестьянское правительство. Формально по его просьбе, а фактически по ранее принятому решению лидеров социалистического лагеря в Будапешт 4 ноября 1956 г. были вновь введены советские войска, которые в течение четырех дней подавили восстание. Погибли более 4 тысяч венгерских граждан и 660 советских военнослужащих.