ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 594
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового гос. органа - Земского собора. Земские соборы собир. нерегулярно и занимались решением важнейших гос. дел, прежде всего вопросами внешней пол-ки и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Сост. более 50-ти Земских соборов; последние Земские собирались в России в 80-е годы XVII века. В их состав вход. Боярская дума, Освященный собор – представители высшего духовенства; также присутств. представители дворянства и верхушки пасада. Первый Земский собор был созван в 1549 году. Он принял реш. сост. новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в.
Избранная Рада (1549 г.) Отражением этих настроений стало образование
при дворе Ивана IV в 1549 г. нового правительства, получившего
название Избранная Рада. В него входили: князья Д. Курлятев, А.
Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский, А. Серебряный, А. Горбатый-Шуйский,
бояре Шереметевы. Важную роль играл митрополит Макарий и дьяк
Посольского приказа И. Висковатый. Лидерами Рады стали священник
Благовещенского собора Кремля Сильвестр и спальник царя Алексей
Адашев. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением,
но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению
основательных структурных реформ, направленных на образование
сословно-представительной монархии.
Реформы середины XVI века.
Земский собор (1549 г.)
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) - совещательного
органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства,
купцов, посадских людей. На Земском Соборе обсуждались вопросы внешней
политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании
на смену устаревшему Судебнику 1497 г., нового и сформулировал программу
реформ.
Реформа центральных органов государственного управления
В результате этой реформы была создам новая система центральных органов
управления - приказов, специализированных по роду деятельности. К середине
XVI в. в России действовало около 20 приказов. А. Адашев возглавил
Челобитный приказ, разбиравший жалобы и осуществлявший высший контроль;
И. Висковатый - Посольский приказ, регулировавший отношения с зарубежными
странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный -
распределял земли за службу; Разрядный - отвечал за организацию
дворянского ополчения; Разбойный - за охрану правопорядка. Каждый
приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие.
Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии, с усилением
специализации государственной службы, увеличивалось и число приказов.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г.,
который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в
Юрьев день и увеличил плату за «пожилое».
Впервые устанавливалась ответственность за взяточничество. Общая тенденция к
централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что
также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая
для всего государства единица взимания налогов - большая соха.
В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять
от 400 до 600 га земли.
Реформа системы местного управления. В 1556 г. была отменена система
кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помочи,
которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и
судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из
местных дворян, в черносошных городах - на земских старост, которые
избирались черно-тягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским
старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки
(секретари). Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну,
укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Военная реформа. В 1550 г. из пищальников в Москве было создано
постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и
холодное оружие - мечи и бердыши. Личную охрану царя обеспечивал специальный
отряд в 3000 человек. К концу XVI в. численность стрелецкого войска достигла
25 тыс. человек. Войско делилось на московские и городовые приказы. Стрельцы
были обязаны участвовать в боевых действиях, в мирное время заниматься
военной подготовкой, нести караульную службу. В свободное время им разрешалось
заниматься ремеслом и торговлей. Постоянное стрелецкое войско стало мощной
боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе»
- первый военный устав, по которому устанавливались две формы прохождения
военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по
прибору, то есть по набору. Вливались в войско и казаки с Дона. В 1571
г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной
службы. К концу XVI в. русская армия превышала 100 тыс. человек.
Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
Церковные реформы. На Стоглавом Соборе, названном так потому, что
его решения были сформулированы в 100 главах (1551 г.), были
приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической
ситуации в Русском государстве:
• одобрены реформы Избранной Рады;
•проведена унификация святых, религиозных обрядов, канонов;
• приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен
царский контроль над монастырскими владениями.
Итоги реформ:
Реформы 50-х годов XVI в. имели следующие результаты:
•Усилилась централизация государства и личная власть царя;
• Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления;
• Выросла военная мощь страны;
• Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства;
-
Внешняя политика Ивана IV Грозного.
Укрепление Российского государства в результате реформ, проведенных в 50-е гг., позволило приступить к решению неотложных внешнеполитических проблем. Основными задачами в это время были: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.
Восточное направление внешней политики: присоединение Казанского, Астраханского и Ногайского ханств. С 1545 г. по 1552 г. состоялись несколько походов на Казань и Астрахань, в результате которых к Русскому государству были присоединены Казанское и Астраханское ханства. Причинами борьбы с этими ханствами были: 1) коалиция Казанского, Астраханского, Крымского и Ногайского ханств, находившихся под влиянием Османской (Турецкой) империи; 2) развитие экономики страны остро ставило вопрос о включении в состав Российского государства всего волжского торгового пути плодородных земель Поволжья. В 1552 г. русскими войсками была взята Казань, а в 1556 г. к России было присоединено Астраханское ханство. На верность Ивану Грозному присягнула Ногайская Орда.
Западное направление. В 1558 году Иван начал войну за выход к Балтийскому морю (Ливонская война), закончившуюся в 1583 году потерей части русских земель. При нем к России Ермаком была присоединена Сибирь. Таким образом, территория страны существенно расширилась на восток. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века»).
-
Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIX–XX вв.
Иван IV, борясь с мятежами и изменами феод. знати, видел в них глав. причину неудач своей политики. Он твердо стоял на необх-ти сильной самодержавной власти, осн. препятствием к установлению кот. б. боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. В январе 1565 г. царь выехал в Александровскую слободу. Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, напр. духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел. (Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” – кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел). Во втором послании, обращ. к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом реш. и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Так, используя веру народа в царя, Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои усл.: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину вх. наиболее важные земли Центра, Юго-Запада и Часть Севера (поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом и экон. положении районы). Здесь поселились дворяне, вход. в опричное войско. Содержать войско должно было население земщины. В опричнине царем оставался Грозный, в земщине правила Боярская дума. И в опричнине, и в земщине сущ. свои приказы, казна, армия, но земщина должна была платить опричнине большой налог. В опричнине бояр начинают сгонять со своих земель, делить их земли, отправляя бояр за Казань. Происх. размельчание боярских земель (подрыв с/х). Гвардия опричников состояла из дворян. Они были одеты в рясы, под кот. скрывалась богатая одежда и острые ножи. Когда они соверш. набеги, к их седлам привязывали собачьи головы и метлы. Опричники много молились и убивали людей.
Опричнина – форсированная централизация без достаточных для этого экон. и соц. предпосылок. В этих усл. власть пыталась компенсировать свою слабость террором. Опричнина способствовала усилению самодержавного правления, подрыву роли боярской аристократии, ухудшению пол-я крестьянства, к его большему закрепощению, окончанию боярского сепаратизма, она вызвала структурный кризис в стране (затрагивались все области).В 1572 году опричнина была преобразована в “Государев двор”.
По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей[25] [46]. В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. М. Карамзин, Н. И. Костомаров, Д. И. Иловайский, отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл.
В противоположность им С. М. Соловьёв старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. М. Соловьёва разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин.
Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский, считавший её результатом борьбы царя с боярством — борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.
Е. А. Белов, являясь в своей монографии «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожению привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.