Файл: Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы семьи главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение, благодаря семейным ценностям.pdf
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3 1. Взаимоотношения детей с родителями …………………………………………4 1.1 Роль родителей в жизни детей………………………………………………….4 1.2 Особенности подросткового возраста………………………………………….5 1.3 Сфера общения подростка в семье……………………………………………..6 1. 4 Взаимоотношения подростков с родителями…………………………………7 2. Стань ребенку другом, оставаясь при этом родителем………………………10
Заключение …………………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………………...15
3
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы семьи – главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение, благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей – основа каждой семьи.
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, доверителен и открыт всему новому. Эти взаимоотношения продолжаются всю жизнь, и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие.
Родительско - детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями из всех существующих в обществе.
Целью исследования является изучение вопроса - родители должны стать лучшими друзьями своих детей?
Для наиболее полного раскрытия темы исследования необходимо поставить и решить следующие задачи:
- определить роль родителей в жизни детей;
- изучить особенности подросткового возраста;
- описать сфера общения подростка в семье;
- рассмотреть взаимоотношения подростков с родителями;
- изучить какстать ребенку другом, оставаясь при этом родителем.
Работа состоит из введения, из двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой данного исследования является объективность, использование сравнительного и системного методов.
4
1. Взаимоотношения детей с родителями
1.1 Роль родителей в жизни детей
Никто не сомневается, что самое большое влияние на человека оказывает семья. Именно родители в первую очередь формируют личность своего ребенка. В его глазах родители выступают:
- как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;
- как источник власти, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;
- как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств;
- как старший друг и советчик, которому можно доверить все.
Соотношение указанных функций, их психологическая значимость с возрастом меняются.
Влияние родителей в период взросления можно считать основным.
Родители определяют характер усвоения детьми общественных, религиозных и политических ценностей, помогают им понять происходящее, учат добру и состраданию [2].
Особое значение для формирования моральных воззрений детей в семье имеют следующие факторы:
1. Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку.
2. Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками.
3. Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний.
4. Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии.
5. Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку.
Нравственное развитие ребенка возможно лишь в той семейной атмосфере, где царят взаимное уважение и доверие. Дети, эмоционально
5 зависимые от родителей и испытывающие к ним сильную привязанность, вырастают более совестливыми по сравнению с теми, кто не знал таких отношений.(2)
Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных положительные моральные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся так же относиться и к другим. Неблагоприятная атмосфера, напротив, воздействует на мораль негативно.
Большинство подростков хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, они остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Семья остается тем местом, где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.
1.2 Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – самый трудный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст исследовали многие психологи.
Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С.
Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.) [1].
Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет, развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. У подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом и т.п. Эти изменения имеют
6 опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими. Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена:
Во-первых, происходящими в это время сдвигами, которые носят характер ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер.
Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста [4].
Центральное новообразование этого возраста, возникновение представления о себе как «не о ребенке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
1.3 Сфера общения подростка в семье
Подростковый возраст характеризуется как период внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека проявляется "чувство индивидуальности". В этом возрасте возникают типичные субъективные трудности, которые испытывают и переживают дети и специфические для данного возраста явные или скрытые конфликты [2].
Наиболее типичные виды конфликтных ситуаций:
1. Эмоциональное отвержение.
7
Чаще всего эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувственных ребят.
Они могут испытывать страдания - до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить.
2. Эмоциональное потворство.
Одна из особенностей, отличающих такие семьи: ребенок - центр всей жизни взрослых. Требования здесь к ребенку зачастую минимальны, в лучшем случае они ограничены учением. Запреты мягки. Всегда и во всем родительский контроль уступает место любовному покровительству. Но суровые будни современной жизни ставят все на свои места и тогда подросток оказывается в совершенно другом положении, где и возникают конфликтныеситуации.
3. Авторитарный контроль.
Воспитание происходит по той же методике, что и в эмоциональном потворстве только на первый план выходит авторитет родителей. Вместо мягкого покровительства здесь практикуется строгий контроль. Главная воспитательная линия проявляется в многочисленных вариантах родительского нажима. Конфликты родителей со своими детьми - весьма частое явление.
Основные причины их, со стороны взрослых:
- Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;
- Непослушание дома;
- Пренебрежение родительскими советами [3].
1. 4 Взаимоотношения подростков с родителями
Основная проблема, возникающая у подростков, - проблема взаимоотношений с родителями. В этом возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на доверии и уважении. В большинстве семей этот процесс воспринимается как вызывающее поведение.
8
Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Она протекает с конфликтами.
В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. В зависимости от царящей в семьях обстановки, их можно разделить на пять групп:
1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи.
Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы [5].
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей.
В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются.
3. Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т.д.
У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить.
«Развести в комнате грязь» также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.
4.Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями.
5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь «ненормальные» отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков. Из вышесказанного
9 можно сделать вывод, что позиция подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим [6].
На протяжении всего подросткового возраста наблюдается потребность подростков в том, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с родителями.
Особенно остро это проявляется в старших подростковых классах, обучающиеся которых испытывают огромную потребность в общении со взрослыми «на равных».
10
2. Стань ребенку другом, оставаясь при этом родителем
Всем мамам и папам хочется, что ребенок воспринимал их не только как родителей, но и как друзей: мог делиться своими переживаниями и чувствами и откровенно говорить о том, что с ним происходит.
Родитель и друг: сходства и различия
Роли друга и родителя во многом похожи. И дружеское, и родительское отношение подразумевает взаимное уважение и доверие. Друзья всегда готовы выслушать, предложить пути решения сложившихся проблем и дать советы. Но в то же время друг не несет ответственности за наше здоровье и безопасность, поскольку эта роль априори отводится мамам и папам.
Родители никогда не предложат ребенку пуститься в рискованное приключение или впервые попробовать алкоголь на вечеринке, в отличие от друзей, которые оказываются способными на это, не осознавая возможный риск. Как же можно совместить в процессе воспитания обе роли, не бросаясь при этом в крайности и не потеряв родительский авторитет? Давайте разберемся.
Уважайте своего ребенка: давайте ему право на выбор и будьте с ним честны
Взаимное уважение - это первый ключ к тому, чтобы стать другом своему ребенку. Уважать - значит, давать ребенку право на собственное мнение.
Как вы интересуетесь мнением супруга, супруги или других членов семьи
- так же интересуйтесь и мнением ребенка.
Не так важно, о чем именно идет речь: о планировании места проведения отпуска или выборе блюда, которое будете готовить на праздничный ужин.
Дайте ребенку возможность озвучить его точку зрения и примите ее в расчет.
11
Однако одним только правом на собственное мнение взаимное уважение не ограничивается. Есть еще честность - важный атрибут искренних дружеских отношений. Когда близкие люди что-то скрывают от нас, нам становится неприятно, поэтому перед тем, как утаить что-то от своего ребенка, задумайтесь: что бы почувствовали вы, будучи на его месте?
Взаимное уважение включает в себя также уважение к интересам и праву выбора другого человека.
Вы же не перестанете общаться со своим другом, который любит рыбалку, даже если сами, находясь на природе, предпочитаете собирать грибы?
Стать другом для своего ребенка можно, лишь предоставив ему право на самостоятельный выбор (безусловно, в рамках дозволенного) [8].
Если вы хотите отдать ребенка в бокс, а он в восторге от танцев, пойдите на уступку и разрешите ему выбрать тот кружок, в который он будет ходить действительно с удовольствием, а не по принуждению.
Проводите с ребенком больше времени
Ничто так не сближает родителей и детей, как совместное времяпрепровождение. Мама или папа, проводящие все вечера за компьютером и оставляющие ребенка заниматься своими делами в одиночестве, никогда не смогут стать для него настоящими друзьями, ведь дружба - это, помимо взаимного уважения, еще и время, которое друзья проводят вместе.
Речь здесь идет не только об играх, но и о других видах семейного досуга: совместных прогулках в парке, выездах за город на пикники, посещении интересных выставок и театральных представлений, прогулках на велосипедах, роликах или коньках, просмотре хороших фильмов, приготовлении праздничного ужина и многих других.
Все это способно сблизить вас и сделать ваши отношения более дружными и доверительными.
Слушайте ребенка, старайтесь понять его и поддержать в любой ситуации
12
В чем еще проявляется дружба? Согласитесь, что друг для нас, взрослых,
- это в первую очередь человек, который способен выслушать нас в трудную минуту, оказать поддержку, дать дельный совет.
Точно так же нужно относиться и к трудным ситуациям в жизни собственного ребенка, если вы хотите стать для него другом. Даже если его проблемы кажутся вам незначительными, не стоит от них «отмахиваться» или говорить «разбирайся сам».
Выслушивайте ребенка, когда он хочет вам что-то рассказать, вникайте в его переживания, поддерживайте и помогайте разобраться в ситуации. Только тогда он начнет доверять вам.
Когда наши друзья выглядят расстроенными или озабоченными, мы всегда обращаем на это внимание и спрашиваем, что произошло.
Поэтому если ребенок выглядит обиженным или сердитым, интересуйтесь, что послужило причиной его недовольства, начинайте разговор сами - не ждите, когда он придет и все расскажет вам.
Так стоит поступать и когда дети чему-то сильно радуются: спрашивайте, что рассмешило ребенка или подняло ему настроение. Пусть он привыкает делиться с вами не только проблемами, но и позитивными эмоциями. Только при таких условиях возможна настоящая душевная близость.
Поощряйте идеи ребенка и хвалите его за них [4].
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда нами овладевает какая-то идея и мы спешим поделиться ей со своими друзьями, ведь дружеское одобрение и поддержка делают достижение цели более реальным.
Друзья дают нам силы для осуществления, задуманного, благодаря им мы чувствует особое воодушевление, становимся готовыми действовать решительно, в то время как непонимание окружающих словно тормозит нас и вгоняет в ступор. Чтобы стать для своего ребенка не только родителем, но и другом, поощряйте его стремления и задумки, хвалите его разумные идеи.
Даже если желания ребенка выглядят слишком фантастически, не насмехайтесь над ним и не называйте фантазером, лучше просто поговорите с