Файл: Методические рекомендации для воспитателей Особенности организации и проведения дидактических игр разных возрастных группах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1. Разработайте методические рекомендации для воспитателей: «Особенности организации и проведения дидактических игр разных возрастных группах.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:

• подготовка к проведению дидактической игры

• проведение игры

• анализ игры

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

* отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь;

*установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

* определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры(в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);

* выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

* определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

* подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

* подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

* подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.

• определение роли воспитателя в игре, его участи в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих 
(советом, вопросом, напоминанием);

• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания ребенка.

Под социальной активностью понимается такая ее совокупность, которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:

• умственной – в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;

• двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;

• трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности к готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;

• эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;

• нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;



• коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.


Задание 2. Разработайте конспект дидактической. Подготовьтесь к ее проведению.

Конспект дидактической игры «Семья» в средней группе

 Цель: формирование у детей понятий о семье.

Задачи:

- закрепить у детей представления о семье, ее членах;

- воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- развивать коммуникативные навыки детей;

- воспитывать уважение к повседневному труду родителей;

- воспитывать чувства семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте.


Предварительная работа.

Рассматривание сюжетных картинок и обсуждение с детьми семейных фотографий и рисунков, беседа с детьми на тему «Моя семья», «Чем занимаются члены твоей семьи? » ; беседа с детьми о семье; разучивание пальчиковой гимнастики «Моя семья», «Бабушка» ; наблюдение и запоминание : «Кто как трудится в нашей семье? », чтение художественной литературы о семье: сказок: «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», стихотворений : творчество А. Барто «Было у бабушек сорок внучат», «Младший брат», «Я расту». Работа с детьми: изготовление открытки для семьи. Работа с родителями: рисование рисунков «Моя семья»

Словарная работа.

Активизировать в речи детей употребление глаголов стирает, варит, покупает, убирает, катается, играет, ловит.

Материал и оборудование.

Игрушка Лунтик, сюжетные картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, сестры, брата, бабушки, дедушки, дяди, тети; предметные карточки с изображением предметов, мешочек.

Подготовка.

Проветриваю групповую комнату, предлагаю помощнику воспитателя сделать влажную уборку. Готовлю предметные картинки.

Организация и проведение игры.

Предлагаю детям встать в круг.

В. : «Ребята, давайте поздороваемся друг с другом:

Здравствуй, правая рука.

Здравствуй, левая рука.

Здравствуй, друг, здравствуй, друг.

Здравствуй, весь наш дружный круг».

Предлагаю детям сесть за столы.

Сюрпризный момент:

В. : «Однажды на Луне появился необычный малыш и сказал: «Я родился! » Жил он на Луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. И случилось так, что он попал на землю, где нашел много новых друзей. Ребята, сегодня к нам в гости придет необычный гость. Вы уже догадались кто это? »

Д. : «Это Лунтик! »

В. : «Правильно, ребята. Его зовут Лунтик. Давайте все вместе позовем его! »

Д. : «Лунтик! Лунтик! »

Показываю игрушку.

Лунтик: «Здравствуйте, ребята! »

Д. : «Здравствуй, Лунтик! »

Лунтик: «Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы, ребята, с кем живете? »

Слушаю ответы детей.

Д. : «С мамой, папой, дедушкой, бабушкой… »

В. : «А как это можно назвать одним словом? »

Д. : «Это семья! »

Лунтик: «А что же такое семья? »

В. : «Ребята, давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья? Сейчас мы с Вами встанем возле своих стульчиков и поиграем с нашими пальчиками в игру, которая называется «Моя семья».


Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика.

«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья».

В. : «Молодцы, присаживаемся на стульчики»

Лунтик: «Что такое семья я понял! »

В. : «Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята, я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делают родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей! ». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается, если кончились маленькие карточки.

В. : «Ребята, а теперь мы с Вами отдохнем немножко».

Динамическая пауза. Физкультминутка.

Физ. минутка: «Семейная зарядка»:

Осенью, зимой, летом и весной,

Мы во двор выходим дружною семьей

 Встанем в круг и по порядку

 Каждый делает зарядку:

Мама руки поднимает,

Лена руки опускает (руки вверх и вниз,

Папа ловко приседает (приседание,

Повороты вправо – влево (повороты всем корпусом,

Делает мой братик Сева,

Все потом шагают вместе (ходьба на месте)

Ну, а я бегу на месте.

В. : «Молодцы, ребята»

Предлагаю детям сесть на свои стульчики.

В. : «Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье! »

Лунтик: «Спасибо, вам, ребята! Я решил никогда больше не улетать на Луну! У меня нет мамы и папы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке!

Д. : «До свидания, Лунтик! »

В. : «Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд друг о друге, забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! »