ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»
Тема: «Разработка управленческих решений»
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки: Экономика Направленность (профиль): Экономика предприятий и организаций Кафедра: Экономики предприятий Дата защиты: ________________ Оценка: ________________ | | Студент : Зяблов С.Н. Группа : ИДО ОЗБ ЭПиО-22 НТ2 Руководитель: Шеина Е.Г. |
Нижний тагил
2022 г.
Содержание:
-
Введение……………………………………………………………………стр.3 -
Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона…………………………………………………………………….стр.5 -
Процессорные технологии разработки и реализации управленческих решений…………………………………………………………………….стр.9 -
Объяснение алгоритма выполнения методики «Цветок лотоса»……стр.25 -
Заключение ………………………………………………………………стр.29 -
Список литературы………………………………………………………стр.30
-
Введение:
В современных условиях стремительно развивающейся экономики механизмы и процессы принятия решений являются важными аспектами не только эффективности управления организацией, но и деятельности отдельного субъекта. Причем, человеческое поведение практически всегда содержит значительный рациональный компонент. В качестве основополагающей посылки используется тезис о возможности адаптировать средства к целям, действовать в соответствии с задачами и складывающимися обстоятельствами, выбирать наилучший из альтернативных вариантов.
К настоящему времени сложилось достаточно много школ, описывающих процесс принятия решений в различных областях экономики (чаще всего - внутри организаций и фирм, но также и применительно к домашним хозяйствам). Одной из наиболее значимых среди них является поведенческая экономическая теория. Эта теория пытается исследовать реальное поведение экономических субъектов и стремится построить обобщенную модель принятия решений. Признанным основоположником поведенческой экономической теории считается нобелевский лауреат, американский экономист, профессор психологии и информатики Герберт Саймон. Изучению проблемы создания научных основ управленческого поведения и принятия решений в больших организациях он посвятил всю жизнь и приложил немало усилий для того, чтобы убедить своих коллег, других экономистов, в том, что их представление об "экономически мыслящем человеке" как о калькуляторе, молниеносно подсчитывающем затраты и прибыль, не соответствует действительности.
Подход, разработанный Г. Саймоном, применим в случаях, когда полноценное применение рациональной модели оказывается невозможным из-за нехватки времени, недостаточности исходной информации или отсутствия возможности эффективной обработки или анализа этой информации (методов, моделей, компетенций персонала). В этом случае для определения стратегии рассматриваются не все возможные альтернативы, а только некоторая (как правило, относительно небольшая) их часть. При этом люди не стремятся построить оптимальную стратегию, а стараются найти некоторый приемлемый вариант - не обязательно оптимальный, но в то же время устраивающий всех.
Принятие решений, грамотных управленческих решений, один из важнейших условий успешной деятельности фирмы.
Актуальность работы видно «на лицо». От того на сколько правильное, продуманное решение будет принято, и на сколько оно будет новым, необычным, на столько успешно будет развиваться фирма. Поэтому разработка и принятие управленческих решений основное звено в деятельности фирмы. Иначе говоря, без управленческих решений у фирмы нет будущего.
Следовательно необходимо детально изучить процесс и этапы принятия решений, а так же факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на процесс принятия управленческого решения, которое благоприятно повлияет на деятельность фирмы в целом.
Цель моей работы :
а)изучить теорию ограниченной рациональности, разработанную Г. Саймоном.
б)изучить процесс принятия управленческих решений.
В)изучить метод принятия управленческих решений «цветок лотоса».
2. Концепция ограниченной рациональности Г. Саймона
Классическая модель "экономического человека", допущения, используемые при анализе поведения человека. Специфика принятия решений в теории ограниченной рациональности Г. Саймона. Анализ целей деятельности фирм в рамках модели "экономического человека".
Основателем поведенческой экономической теории является Герберт Александер Саймон – нобелевский лауреат, американский экономист и профессор психологии и информатики. Всю свою жизнь он посвятил исследованию проблемы поведения и принятия решений на предприятиях. Так же он приложил большое количество усилий, чтобы убедить своих коллег в том, что их представление об «экономическом человеке» не верны.
Его вклад в экономическую науку относится к «теории принятия решений в деловых организациях», то есть фирмах. Посреди его экономических трудов отличаются монографии «Административное поведение» (1947), «Модели человека: социальная и рациональная» (1957), «Организации» (вместе с Дж. Марчем, 1958 г.). Он с собственными работниками сделал несколько эмпирических исследовательских работ того, как реально проходит процесс принятия решений в компаниях, дал данным исследованиям первое теоретическое оформление и, в конце концов, придумал на базе данной теории нормативные методы принятия «правильных» решений.
Саймону была присуждена Нобелевская премия по экономике в 1978 году «за новаторское исследование процесса принятия решений в рамках экономических организаций».
В ходе собственных исследовательских работ Саймон сделал обобщенную модель экономического поведения, которая получила название теории ограниченной рациональности. Отправной точкой для Саймона явилась потребность пересмотреть нереалистическую предпосылку абсолютной информации, применяемую в неоклассической теории. Дабы максимизировать полезность или прибыль, экономическому субъекту просто не хватает счетных возможностей. Проблема саймоновского субъекта состоит не столько в том, что у него не достаточно информации, сколько в том, что ее очень много сравнительно способностей ее обработки. Процесс принятия решений в модели Саймона возможно описать двумя основными понятиями — поиска и принятия удовлетворительного варианта.
Концепт Саймона стал ответом на слабость и недостатки теории «рационального выбора», которая в свою очередь давала положительные прогнозы о рациональном поведении людей и организаций в системе экономических отношений.
Не смотря на критику со стороны сторонников «рационального выбора», концепция Саймона получила широкое распространение среди теорий и практик менеджмента. Она стала одной из моделей управленческих решений и нашла свое место в разнообразных сферах человеческой деятельности.
Три предпосылки «ограниченной рациональности»:
-
субъекты не способны определять цели и просчитывать долгосрочные последствия принятых ими решений, что говорит о их умственном развитии и среде обитания; -
субъекты пытаются решать все последовательно; -
субъекты ставят цели уровнем ниже, тем самым не пытаясь сделать все по максимуму, а удовлетворяясь тем что имеют.
Проанализировав проблему рациональной системы человека, Г. Саймон приходит к заключению об ограниченности интеллекта человека. Эта ограниченность на самом деле сознательно формируется самим человеком, так как он ограничен во времени и информации. Значит можно сделать вывод, что ограничения в которых находится субъект слабы, то сразу появляются положительные решения, а проблемой становится выбор оптимального решения.
Таким образом, Г. Саймон создает иллюзию решения проблем в рамках своей концепции, а выбор ограничений является завершающим этапом. Но на самом деле на это все не заканчивается, так как проблема выбора ограничений является центральной, то есть Саймон подсознательно и не подсознательно меняет преимущества в своей концепции.
Герберт Саймон в собственных трудах изучал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение человека в организациях. Критически относясь к абстрактным обобщениям Тейлора и основам управления Файоля, он анализировал действия «делового человека», что было мотивированно индивидуальной заинтересованностью.
Суть теории Г. Саймона заключается в том, что человек работающий в организации трудится на благо фирмы при этом преследуя свои личные интересы. Целями сотрудника являются: улучшение благосостояния и получение ценного опыта. По сути это самые главные цели, но Саймон утверждает, что это только малая часть того, что может получить работник от организации.
Согласно концепции Саймона необходимо определить цели организации, которые будут способствовать определению целей сотрудника. Следовательно, нужно мотивировать работника, чтобы его цель и цель организации имела хотя бы общий конечный результат.
Каким образом достичь полного понимания между работником и работодателем? Этим вопросом задаются многие фирмы и пытаются найти ответ. В наше время существует много коммерческих и некоммерческих организаций, и каждая из них имеет свои цели. При этом каждая из них начинала свою деятельность с нуля и также она столкнулась с проблемой планирования дальнейшего развития. На этом этапе фирмы ставили перед собой различные цели и задачи, а для достижения их нужна была рабочая сила, а именно коллектив, который будет выполнять поставленные цели. Следовательно, нужно нанимать людей, а для того чтобы они хорошо работали, их нужно мотивировать. Как говорилось ранее нужно чтобы интересы работника пересекались с интересами организации. Как выпуск новой продукции так и достижения могут быть любыми, но при этом чтобы прибыль от продукции приходилась и на работника, который непосредственно занимался разработкой данной продукции. Итогом данной деятельности является объединение целей обеих заинтересованных сторон. Идёт развитие работника, следовательно, развивается фирма и наоборот.
Для достижения результата нужно знать, чего хочет достичь организация, а значит надо выстроить последовательность действий, таким образом, чтобы было разделение основных целей на подцели, подцелей на задачи и т.д., и на каждом этапе нужна своя мотивация сотрудника, но так чтобы он принял одно верное решение для организации, которое совпадает с его собственными интересами.
Таким образом, концепция «административного человека» находит свое применение каждый день во многих организациях России и подразумевает, что только с помощью общих целей работника и предприятия можно достичь успеха.
Поводя итог работы, можно сказать, что человек в нынешних условиях пытается найти такой вариант, который устроил бы всех без исключения. Теория «ограниченной рациональности» делает акцент на важности правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации. Специально подчеркивается, что организационное поведение, особенно принятие решений, требует прежде всего следовать правилам, а не просчитывать последствия. Саймон, как и Вебер, отличал формальную рациональность от технической. Модель, развитая Саймоном, может также использоваться для объяснения того, каким образом структуры, созданные для обеспечения рациональности, при определенных условиях могут иметь обратный эффект.
3.Процессорные технологии разработки управленческих решений.
Реализация целевых технологий. Разработка по принятию управленческих решений в условиях возможных неопределенностей. Управление на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний. Взаимодействие между руководителем и подчиненным.Поэтому целью данной работы является изучение процесса принятия управленческих решений.
В качестве задач необходимо рассмотреть классификацию и факторы, влияющие на процесс принятия решений, от кого в первую очередь зависит принятие грамотного решения, определение группы лиц, принимающих решения на фирме. А так же этапы разработки и принятия управленческих решений.
1. Классификация и основные требования по принятию управленческих решений
1.1 Классификация решений
Решение - это выбор альтернативы
Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:
стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);
подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);
сфера действия (технические, экономические и др. решения);
цель (коммерческие и некоммерческие решения);
ранг управления (верхний, средний, низший);
масштабность (комплексные и частные решения);
организация выработки (коллективные и личные решения);
продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
объект воздействия (внешние и внутренние);
методы формализации (текстовые, графические, математические);
формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
сложность (стандартные и нестандартные);
способ передачи (вербальные, письменные, электронные).