Файл: Разработка управленческих решений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2-й этап – планирование процесса принятия решений. Вводом 2-го этапа является выход первого, то есть цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой должно быть выработано решение, и предварительное решение о структуре процесса его выработки, составе целевой организации и завершения работ.

Целью деятельности на этом этапе должен быть план работы группы выработки предложений, детально отражающий содержание работы, состав группы и завершения работ, система контроля хода и качества вырабатываемого решения, включающая организацию контроля и силы, осуществляющие контроль, а также реальные организации созданные средства реализации этого этапа: группа выработки переложений и контроля хода и качества выработки предложений.

Следовательно, сущностью деятельности на втором этапе является осуществление двух функций управления этой деятельностью: планирование и организации, в результате которого разрабатывается план выработки решения и система контроля, предназначенные для реализации этого плана и осуществления контроля хода и качества запланированных работ.

Следует иметь в виду, что результат деятельности на этом этапе получается на основе уточняемого (на первом этапе) решения руководителя.

Любое планирование является уточнением, детализацией варианта деятельности, то есть решения. Отсюда следует вывод о том, что процесс разработки плана должен совпадать в основном с процессом разработки решения, однако методы, применяемые на этапах планирования, должны быть другими: ведь речь идет лишь о получении, детализации уже выбранного и принятого варианта действий, а не о поисках наиболее приемлемого.

3-й этап - методика уточнения системы задач и определения подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели. Входом рассматриваемого этапа являются цель деятельности и основные задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели, определенные руководителем на первом этапе процесса выработки решения.

Выходом этапа являются система задач, обеспечивающих эффективное достижение цели, и подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение этих задач с учетом технологии их выполнения.

Сущностью деятельности на этом этапе является уточнение системы задач и определение подсистем мероприятий, обеспечивающих достижение цели.


4-й этап – методика определения набора средств и внутренней среды, влияющих на достижение цели деятельности. Входом четвертого этапа является система задач и определенная подсистема мероприятий, обеспечивающих достижение цели.

Выходом является определение системы факторов внешней и внутренней среды, влияющих как на эффективность деятельности в целом, так и на отдельных ее этапах.

Сущностью же деятельности на этом этапе, очевидно, является анализ особенностей выполнения каждой задачи, каждого мероприятия и на его основе постановки им в соответствие определенного набора факторов внешней и внутренней среды таких, от которых зависит качество их выходов.

Факторы внешней среды, очевидно, ни что иное, как характеристики, координаты состояния системы. Факторы внешней среды - это такие факторы, которые, вообще говоря, не зависят от управляющих воздействий непосредственно, хотя результаты деятельности системы могут изменить и характер влияния этих факторов и сами факторы. Внутренние факторы это управляемые факторы, которые характеризуются системами показателей, по величине которых и следует судить об эффективности деятельности системы в целом. Деятельность, очевидно, должна быть организована так, чтобы обеспечить возможно большее значение этих показателей при существующих ограничениях на время и ресурсы. Иначе говоря, они полностью зависят от выработанных и существенных управляющих воздействий, которые, в свою очередь, также являются факторами внутренней среды.

Предлагаемая методика работы на четвертом этапе, основанная на методологии системного анализа и синтеза, обеспечивает достижение цели деятельности на этом этапе - его выхода.

5-й этап – прогнозное моделирование деятельности по достижению цели. Выходы третьего и четвертого этапов являются входами -следующего пятого этапа - прогнозного моделирования пpогноза достижения цели будущей деятельности, на управление в которой и принимается решение.

Выходом пятого этапа должен быть набор просмотренных вариантов действий и признаки выбора лучшего из этих вариантов или оптимальный вариант действий, если возможна оптимизация.

Целью моделирования при выработке решения является получение такой информации о будущем процессе деятельности, которая позволила бы произвести выбор лучшего варианта этого процесса.

На первом шаге моделирования определяется вид основного показателя качества деятельности по достижению цели.

На следующем, втором шаге необходимо определить виды и качество требуемых ресурсов и их наличие.



Под качеством требуемых и наличных ресурсов мы будем понимать следующее:

для исполнителей - производительность, безошибочность работы, зависящие от уровня обученНости, моральных, социально-психологических и физиологических характеристик;

для других видов ресурсов - производительность, надежность и т.д.

необходима отметить при этом, что система задач и мероприятий и их технология определены заранее.

Итак, известно, что нужно сделать, какими силами и средствами располагаем для этого, определены факторы внешней и внутренней среды, от которых зависит успех будущей деятельности.

Однако, для того, чтобы решить вопрос о том, каким образом действовать, чтобы эффективно достичь цели деятельности, необходимо осуществить моделирование будущей деятельности по цели. Естественно, следующим шагом должен быть смысловое, оперативное, вербальное описание вариантов будущих действий, следовательно, выходом третьего шага этапа моделирования является множество возможных вариантов действий. На этом этапе исключаются те варианты, которые явно являются не эффективными : шаг характерен еще тем, что при отсутствии времени, на этапе моделирования из полученных версий, моделей, вариантов, действий производится качественный выбор лучшей, которой после согласования и одобрения становится решением, в то же есть время для количественного анализа определенный в третьем шаге моделирования вариантов действий, моделирования переходит к следующему, четвертому определению показателя или показателей эффективности и параметров, от которых этот (эти) показатель (показатели) зависят.

В общем случае, ввиду сложности процессов деятельности в иных системах, не удается найти жесткую функциональную зависимость между показателем качества и параметрами, от которых он зависит. Поэтому модель, выбор вида которой будет производиться на следующем пятом шаге, не может быть однотипной. Чаще всего для социальных систем, наиболее приемлемыми видами модели предстоящей деятельности могут быть структурированные модели. На следующем, шестом шаге производится разработка выбранной модели, сущность которой будет сводиться к формализации процесса деятельности. Хотя модель в общем случае не может быть оптимизационной, допустимо включение в нее в качестве отдельных модулей задач оптимизации отдельных этапов деятельности при обязательном согласовании цели на этом этапе с общей целью деятельности.


Итак, принятие любого решения – это творческий процесс, по крайней мере на первой стадии разработки, когда приходит идея, начинается ее актуальность и необходимость, и, как следствие постановка целей и задач, и поиск альтернативных средств ее реализации. Как правило этим занимается руководитель и старшими менеджерами. Далее необходимо определить мероприятия, обеспечивающие достижение цели. Далее определить внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решений. Самым необходимым этапом принятия управленческих решений является прогнозирование и моделирование, поскольку необходимо знать, что принесет принятое решение, для того, чтобы застраховаться от возможных угроз внешней среды.

4.Алгоритма выполнения методики «Цветок лотоса»
Метод состоит в декомпозиции целей при разработке многокомпонентного планового документа или плана мероприятий многоэтапного сложного события. Основное назначение метода — детальное отображение последовательности исполнения всех необходимых этапов, дающих возможность предусмотреть потребности во всех видах ресурсов. ...

Вы начинаете с проблемы или идеи и расширяете эту тему на подтемы, пока не создадите несколько различных точек входа. В «Цветке лотоса» лепестки, или темы, вокруг центра цветка метафорически разворачиваются по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании такого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока тема не будет всесторонне исследована. Группа тем и подтем, так или иначе раскрытых, предоставляет ряд новых возможностей.



ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Нарисуйте схему «Цветок лотоса» и запишите проблему или идею в центре диаграммы.

2. Запишите существенные компоненты или темы вашего предмета в кружках, наиболее близких к центральному кругу, обозначенных буквами от A до H. Оптимальное число тем для схемы – от шести до восьми. Если у вас больше восьми тем, нарисуйте дополнительные схемы.

Чтобы решить, какие темы использовать, ответьте на следующие вопросы: Каковы мои конкретные цели? Каковы постоянные величины в моей проблеме? Если бы темой была книга, какими были бы названия глав? Каковы параметры моей проблемы?

3. Используйте идеи, записанные в кружках, в качестве центральных тем для лепестков цветка лотоса или рамок. Таким образом, идея или тема, которую вы записали в кружке А, станет центральной темой для находящейся внизу посередине рамки A. Теперь она становится основой для генерации новых восьми идей или тем.


4. Продолжайте этот процесс, пока не закончите схему цветка лотоса.

Предположим, например, что вы хотите увеличить прибыль своей организации, повысив производительность или снизив затраты. Вы можете написать «повысить прибыль» в центральной рамке. Затем, в кружках вокруг центральной рамки, обозначенных буквами от А до H, запишите восемь наиболее значимых областей в вашей организации, где вы можете повысить производительность или снизить затраты. Также запишите те же самые значимые области в кружках с соответствующими буквами по всей схеме.




Каждая область теперь представляет главную тему, которая объединяет окружающие ее рамки. Например, в приведенной в качестве примера диаграмме слово «технология» в кружке A служит темой для находящейся внизу группы рамок.

Для каждой темы попытайтесь придумать восемь способов повысить прибыль. Полезно сформулировать каждую тему как вопрос к самому себе. Например, спросите: «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы повысить производительность?» и «Как мы могли бы использовать технологию, чтобы уменьшить расходы?» Если вы заполните всю схему, у вас будет 64 новые идеи или способа повысить производительность или уменьшить расходы.

В «Цветке лотоса» идеи превращаются в другие идеи и темы. Поскольку компоненты этой техники динамичны, кажется, что идеи возникают под воздействием собственных концептуальных движущих сил. «Цветок лотоса» позволит отслеживать целые системы взаимодействующих элементов. Идеи и мысли – это не просто отдельные действия и части, существующие где-то в вашем сознании. Если вы не будете видеть целую систему и все ее компоненты, можете не заметить ключевых связей и взаимодействий.

Крис Мессина, член правления университета, хотела повысить прибыль своего учебного заведения. Она выбрала темы «поставщики», «дорожные расходы», «партнеры», «способы доставки», «персонал», «технология», «производственные мощности» и «оценка».

Крис придумала восемь идей для каждой темы. Например, в рамку «способы доставки» она записала идею использовать видеофоны для взаимодействия со студентами в других университетах при проведении викторин по общим знаниям. Расширяя далее эту рамку, она превратила «видеофоны» в следующую тему и записала еще восемь идей о том, как повысить прибыль с помощью видеофонов. Одна из идей, принятых университетом, заключалась в преподавании иностранных языков носителями языка из других стран. Другой метод подачи материала, разрабатываемый университетом, – программа интерактивных электронных семинаров, куда приглашаются специалисты со стороны, а преподаватель участвует больше как равный, чем как руководитель.