Файл: Краткий очерк А. Ф. Лосева Диалектика творческого акта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творчество -В первом случае это – художественный образ, во втором –закон, понятие, изобретение. Тем не менее у науки и искусства единый способ высказывания – язык символов.
Природа художественного образа обладает полисемантичностью. Посредством науки и искусства реализуется важнейшая потребность человека познавать, объяснять и понимать окружающий мир и себя в этом мире.
Пятый тезис. Научная истина не обладает такой тесной связью с экзистенциальным
измерением бытия, как истина искусства. С помощью науки человек объясняет мир.
С помощью искусства он его понимает. И наука, и искусство привносят в этот мир смыслы, которые оправдывают нахождение в нем человека. Благодаря науке и искусству человек обретает определенные ориентиры для роста и развития. Выбор объекта, методов и ориентиров исследования определяется культурой мышления, мировоззренческими установками, уровнем духовной состоятельности личности.
Таким образом, творчество в любом символическом воплощении (художественным
или научным образом) – это, по сути, всегда способ совершения и совершенствования человекомирных отношений, поиск соразмерности уникального и универсального бытия, осуществление духовных потенций сознания в преобразовательной деятельности человека.
Шахно.
Наблюдается несоответствие теории потребностям практики, в связи с тем, что они базируются на различных социокультурных основаниях. Классическая художественная школа на первое место ставит проверенные веками постулаты академического творчества – преобладание традиции, правильный рисунок, следование формам классического искусства. Современная художественная практика базируется на иных критериях, технологиях и материалах, таких как поиск новых форм репрезентации, полное отрицание традиции, развитие альтернативных форм художественного творчества, которое становится одной из составляющих арт-рынка, современной
сферы товаров и услуг. Творчество является многоаспектным сложным явлением, науки, занимающиеся его изучением, характеризуют данный феномен с учетом специфики своего предмета. В связи с развитием общества, философских, культурологических, психологических и педагогических наук происходит постоянная смена трактовок понятия «творчество». Основой для исследования проблемы становления и развития творчества являются работы мыслителей и творцов со времен Античности до современности. Первые размышления об искусстве связаны с именами Платона и Аристотеля. Эпоха Возрождения постулирует принципы гуманизма и разрабатывает принципиально новый подход к творчеству как к главной силе миросозерцания, создающей красоту. В работах мыслителей эпохи Барокко также была продолжена теория творчества. без творчества превосходная натура останется несовершенной. Классицизм трактовал творчество как методическое мастерство, основанное на единстве действия, места и времени, строго следующее установленным правилам разума. Европейская философия ХХ в. также ставила
перед собой проблему осознания понятия творчества, но рассуждения строились не напрямую, а в связи с проблемами автора, текста, языка и других составляющих творческого процесса.
Творчество имманентно понятию культуры, являясь атрибутом создания нового, оно связано с тем, что необходимо обществу и человеку, ограничено во времени и пространстве способностями личности и имеет различный характер в зависимости от предмета, метода, материалов. Сущность любой творческой деятельности заключается в создании чего-либо качественно нового, имеющего ценность, соответственно, творчество может формироваться в любой сфере деятельности, где человек действует не по инструкции, не применяя ранее предложенных алгоритмов. Существуют различные виды творчества, соответствующие видам практической и духовной деятельности, в которой оно осуществляется: научное, философское, религиозное, художественное, повседневно-бытовое и т. п. Алексей Федорович Лосев выделяет два вида творчества: творчество, связанное с созерцанием, к нему относятся искусство и наука, и творчество, связанное с самотворением – жизнетворчество. Главной и единственной целью
художественного творчества является постижение идеи, избавление сознания от мира как представления. Художественное творчество трехфазно: первой стадией
является зарождение замысла созидаемого произведения, далее следует фаза вынашивания этого замысла и в завершении происходит его материализация в законченное и самостоятельное произведение искусства.
Таким образом, специфической особенностью творчества является его направленность к состоянию эстетического освобождения бытия ,факторы, влияющие на содержание художественного творчества, такие как язык, мировоззрение, стиль, находятся одновременно внутри и вне автора. Важной составляющей художественного творчества является личность, понимаемая онтологически.
Художественное творчество ставит перед собой цель создания разнообразных произведений,
стремится задействовать в этом процессе участников социокультурной системы, зритель вовлечен в процесс институционального функционирования искусства, его роль возрастает.
Борев Эстетика
Гуманисты эпохи Возрождения воспевают красоту природы, неисчерпаемое богатство духовных сил человека. Эстетика Возрождения устремлена к природе и неотделима от естественно-научных изысканий. Изучение анатомии позволило постичь строение тела человека, понять его пропорции, гармонию, красоту. Художники решали проблемы света и тени, рельефности, объемности изображения.
Художники Ренессанса создали возвышенный образ человека, раскрыли его мощь и величие. Человек сам создает себя, он «causa sui», он причина себя
Томмазо Кампанел- ла размышлял о художественном творчестве. Он обращает внимание на воспитательную функцию искусства и подчеркивает, что поэзия дает примеры, которые побуждают душу к добру.
В эпоху Возрождения одной из центральных ли- тературно-эстетических проблем является вопрос о значении и соотношении древнего классического и современного национального элементов литературы, т. е. вопрос о традициях (древнегреческой и древнеримской литературы) и новаторстве (образование национальной формы и национального строя литературного произведения).
Особенности искусства:
-
Ренессансный художественный образ колеблется между идеальным и жизненно-реальным
-
2. Еще одна особенность искусства Возрождения: начиная с Боккаччо и Симоне Мартини, катарсис как очищение зрителя страхом и состраданием сменяется очищением красотой и наслаждением25/. -
2. Еще одна особенность искусства Возрождения: начиная с Боккаччо и Симоне Мартини, катарсис как очищение зрителя страхом и состраданием сменяется очищением красотой и наслаждением25/.
Социальные функции искусства:
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность).
Искусство преобразует реальность:
1) через идейно-эстетическое воздействие на людей. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Изображение любви французскими писателями XVII в. повлияло на строй этого чувства во Франции, эротизм же кино и романов XX в. во многом определил сексуальную революцию 60-70-х годов;
2) через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность.Искусство пробуждает чувствительность к нарушениям общественной гармонии, стимулирует социальную активность личности, порабощенный исландский народ в безгероическую пору своей истории создал ориентирует ее на приведение мира в соответствие с идеалом. Так саги, в которых жили и действовали вольнолюбивые и мужественные богатыри.;
3) через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности(автор перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность — художественный мир);
4)
через обработку строительного материала образа(художник преобразует мрамор, краски, слова, создавая скульптуру, картину, поэму).
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).
4 .Художественно-кояцептуальная функция (искусство как анализ состояния мира)
4 .Художественно-кояцептуальная функция (искусство как анализ состояния мира)
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4 .Художественно-кояцептуальная функция (искусство как анализ состояния мира)
5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание).
6. Коммуникативная функция (искусство как общение)
7. Информационная функция (искусство как сообщение).
8. Воспитательная функция (искусство как катарсис)
9. Внушающая функция (искусство как суггестия)
10. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентации).
эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства
11. Специфидеская функция — гедонистическая (искусство как наслаждение.)
3 вопрос.
Художественная литература принадлежит к более обширной сфере человеческой деятельности – искусству. Словесное художественное произведение – это, с одной стороны, объективная данность. Но с другой стороны, вне воспринимающего сознания оно не существует, и здесь необходимо говорить о субъективной данности эстетического переживания. С третьей стороны, смысл художественного произведения имеет интерсубъективную (межличностную, дискурсивную) природу.
Для того чтобы воспринимать словесное искусство адекватно, мы должны понимать природу словесного искусства, произведение как объективную данность, законы, по которым оно создается. Художественный текст предельно упорядочен и предельно смыслосообразен. В одной из современных литературоведческих концепций, автором которой является В.И. Тюпа, предпринята попытка сформулировать эти законы словесного искусства.
Понятие художественности(как и определение «художественный») служит для указания на специфику искусства, его содержанием является то, что отличает данный род деятельности (способ мышления, область культуры) от философии и религии, от науки и публицистики, производительного труда и политики.
Основу специфики искусства составляет его эстетическая природа. Творчество художника есть деятельность, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу этических отношений между людьми. Художественность является высшей культурной формой эстетического отношения человека к миру, поскольку «эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве»
(М. Бахтин).
законыискусства (законы художественности).
1. Закон целостностипредполагает внутреннюю завершенность (полноту) и сосредоточенность (неизбыточность) художественного целого. В принципе это означает предельную упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта; в тексте шедевра нет ничего случайного, безразличного, необязательного. Однако история литературы знает и такие неоконченные тексты («Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова) или намеренно оборванные автором («отрывок» А.С. Пушкина «Осень»), которые являются достаточными объективными предпосылками для возникновения внутренней целостности произведения и полноценного эстетического отношения к нему.
2. Эмоциальная рефлексия как своего рода «механизм» эстетического переживания порождает художественный закон условности. Даже самое жизнеподобное искусство сплошь условно (конвенциально, знаково), поскольку призвано возбуждать не прямые эмоциональные аффекты, но текстуально опосредованные «переживания переживаний». Если на театральной сцене, представляющей трагедию, прольется настоящая кровь, эстетическая ситуация будет разрушена. В соответствии с законом условности произведение искусства не сводится к тексту, а представляет собой некий конвенциональный мир.
Условен язык художественного произведения. Творец художественного мира, автор произведения обращается к нам не на житейски практическом языке слов, а на художественном языке, который является вторичным. Так, о своем реальном горе, которое выступает как переживание нравственное и духовное, человек может высказаться, используя житейский язык, первичную знаковую систему. Чувство же, высказываемое в элегии, сочиненной по поводу утраты, – это уже переживание вторичное и опосредованное (в частности, опосредованное жанровой традицией написания элегий). Эмоциональная рефлексия здесь требует от автора творческого самообладания и обращения к вторичной знаковой системе – языку элегической поэзии.
3.Закон внутренней адресованности осознан теорией литературы относительно недавно. Лишь в XX в. становится ясно, что художественное целое, именно как целое, всегда направляется к более или менее далекому, неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. Внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факультативна и отнюдь не характеризует его художественной специфики. Последняя состоит в том, что произведение – в силу своей условной целостности (замкнутости и сосредоточенности) – заключает в себе уготованную читателю-адресату внутреннюю точку зрения, с которой оно только и открывается во всей своей целостности.