Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
Наиболее распространенным является подход, согласно которому классификация формально-юридических источников права рассматриваются с точки зрения их иерархии. Система формально-юридических источников права (далее - система источников права) является органическим целым, все элементы которого - это отдельные виды источников, расположенные в определенном порядке. Этот порядок зависит от юридической силы, какую имеет определенный источник. В целом существует два подхода относительно определения структурной организации системы источников права. За первым из них система источников права не имеет иерархии и четкой внутренней подчиненности, а ни один из источников права не может обладать абсолютным верховенством по отношению к другим, хотя для закона характерна тенденция преимущества. Закон признается равным по юридической силе с другими источниками права (характерно для скандинавских стран). Второй подход определяет наличие вертикальной связи между источниками права. Иерархическая структура источников устанавливает градацию источников права.
В зависимости от способа принятия можно указать формально-юридические источники, принятые уполномоченными органами государственной власти; на референдуме народом; акты, принятые в порядке делегированного правотворчества и путем санкционирования. В этом контексте формально-юридические источники права можно разделить на две группы в зависимости от отношения государства к правовых форм, носителей правовых норм, а именно: источники, установленные государством (нормативно-правовые акты) - государство активна в создании нормы, прямо проявляет свою волю в конструировании содержания права, где правовая норма создается профессиональным специально уполномоченным государственным аппаратом; источники, санкционированные государством, когда государство одобряет созданную не им социальную норму, придавая ей юридическое значение (правовые обычаи, юридические (судебные) прецеденты), нормативные договоры, доктрины и религиозные нормы (мусульманское право) (Н. Вопленко).
По уровню правового регулирования формально-юридические источники права делятся на национальные, региональные (наднациональные), международные; по государственному устройству - унитарное, которая состоит из общегосударственной системы источников права, системы источников права административно-территориальных единиц и системы источников права автономных образований (в случае их наличия), и федеративную, что объединяет систему источников права федерации и систему источников права субъектов федерации (Г. Тополевський).
По предмету правового регулирования различают отраслевые формально-юридические источники права, а именно: источники конституционного, административного, гражданского права и т.д.
В зависимости от принадлежности к определенной правовой семье различают источники права романо-германской, англосаксонской, традиционной мусульманской правовой семьи. Основными формально-юридическими источниками права романо-германской правовой семьи является нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебная практика, нормативно-правовой договор; англосаксонской - судебный прецедент, нормативно-правовой акт, правовой обычай; стран мусульманского права - Коран, Суна, иджма, правовая доктрина, къияс; семьи традиционного права - правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент.
В зависимости от способа оформления и формы внешнего проявления источники права делятся на писаные и неписаные, формальные и неформальные. Писаные источники права играют определяющую роль в системе романо-германского права в целом и действуют как документ, имеющий определенную форму (например, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент). Неписаные источники не имеют формы документа, но могут проявляться в виде активного поведения, что имеет юридическое содержание, влияет на процесс формирования и развития формально-юридических источников права. К ним следует отнести правовые обычаи, правовые доктрины, общие принципы права.
В зависимости от комплекса критериев (по юридической силе, социальной значимости, степени распространенности среди других источников права) различают первичные и производные источники права. Западные ученые-юристы в области сравнительного правоведения считают этот критерий одним из главных. По мнению Е. Пирсон, в теории источников романо-германского права важнейшим фундаментальным разделением источников права на разные группы является их классификация на первичные, в которых содержатся нормы, имеющие обязательную силу для судов, и на производные источники, которые иногда называются просто источниками или документами. Первичные источники охватывают нормативные акты и обычаи с преобладанием первых над вторыми, иногда к ним также относят общие принципы права. Вторичные (производные) источники права имеют значение лишь тогда, когда первичные источники полностью отсутствуют или когда они неполны или неясны. Это судебные прецеденты и научные труды известных ученых-юристов. Соотношение между первичными и производными источниками права в различных национальных правовых системах имеет отличия. В частности в правовой системе Франции общие принципы права и правовые обычаи включают в первичных источников наряду с нормативными актами, поскольку они являются основой права. Общие принципы права рассматриваются как источник, в иерархическом смысле находится над всеми другими источниками права. В правовой системе Италии первичными источниками права называют акты делегированного законодательства и региональные законодательные акты. Производными источниками права признают "формальные административные акты" в форме ордонансов, что принимают центральные и местные органы исполнительной власти. Все вторичные источники права подчинены первичным и не могут им противоречить (Г. Марченко).
Кроме того, формально-юридические источники права можно классифицировать на традиционные и нетрадиционные. Нетрадиционные источники права представляют собой систему нормативных предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности не уполномоченными на то государственными органами или хотя и уполномоченными, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми актами, которые возникают без прямого государственного вмешательства, но за следующим государственным одобрением (А. Рожков).
Речь идет о санкционировании форм права. В то же время нетрадиционные источники права государство признает как возможные дополнительные регуляторы общественных отношений. Это в частности правовые обычаи, судебная практика, правовая доктрина, нормативные договоры в сфере частного права. В целом понятие "нетрадиционные источники" имеет условный характер и конкретизируется в отношении конкретных источников права. Значение этой классификации заключается в обращении внимания на нетипичность определенных источников права (Н. Вопленко).
В отечественной и зарубежной юридической литературе сохраняется традиция рассмотрения материальных, социальных, природных и других (реальных) источников права преимущественно в теоретическом аспекте, а формально-юридических источников - в практическом. Выделение источников права в материальном, идеологическом, познавательном смысле имеет определенную исследовательскую ценность. Однако независимо от критериев классификации источников права, они выступают в рамках одной правовой системы как единое целое, формирует систему и наполняет ее нормативным содержанием (Г. Марченко).
Глава 2. Виды источников права
2.1. Нормативно- правовой акт
Правовые акты можно разделить на две основные группы: нормативные правовые и индивидуально - правовые.
Нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт - это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений.
Нормативные акты характеризуются многообразием в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, методов воздействия на эти отношения, органов, принявших акты, формы актов, их юридической силы. В информационных правовых системах необходимо учитывать весь нормативный массив в его многообразии: законы и подзаконные акты, включая акты министерств и ведомств.
Учету подлежат не только нормативные акты, принятые уже в Российской Федерации, но и акты Совета Министров СССР и РСФСР, законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета СССР и РСФСР, не утратившие силу, а также декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР, постановления ЦИК СССР и РСФСР, если они действуют до сих пор.
В существующие информационные правовые системы входит большое число ведомственных нормативных актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, а также подлежащих регистрации, но фактически тем не менее не зарегистрированных. Информация о таких актах необходима пользователям.
Индивидуально - правовые акты.
В отличие от нормативных правовых актов индивидуально - правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.
Определенный круг организаций и специалистов интересуют индивидуально - правовые акты органов власти (решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т.п.), акты, касающиеся отдельных предприятий, и другие акты, не имеющие нормативного значения.
Представляется вполне возможным введение в систему классификации без дополнительных сложностей рубрик, отражающих и акты, не имеющие общего нормативного значения, при условии, что это не окажет влияния на общую концепцию системы классификации.
Такая полнота позволит в дальнейшем достичь единообразия в классификации правовых актов для разных потребностей.
Договоры публичного права.
Из правовых актов в особую группу выделяются договоры публичного права, которые, в свою очередь, можно разделить на международные и внутригосударственные.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди внутригосударственных договоров важное значение имеют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судебная практика.
В информационный массив, подлежащий классификации, входят и акты судебной практики:
- решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательные не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;
- обзоры судебной практики, в которых по существу содержатся рекомендации для судов и других органов;
- опубликованные решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов, институционных коммерческих арбитражей по конкретным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.
Все вышеперечисленные судебно - правовые акты входят в информационный массив, подлежащий классификации, и распределяются с помощью предметного классификатора по соответствующим разделам.
Научная доктрина.
Представляется в принципе возможным, чтобы система классификации, отражающая объективно существующую систему права и законодательства, позволяла бы в определенной (но, разумеется, не исчерпывающей) мере учитывать и научную доктрину (теоретические работы, комментарии законодательства, комментарии юридической практики и т.д.). Работу в этом направлении целесообразно начинать с создания библиографической базы данных, отражающей научную доктрину. После накопления библиографического материала появится возможность для создания информационного массива, включающего в себя положения, более широко отражающие научную доктрину (например, высказанные в литературе предложения о совершенствовании действующего законодательства).
Единица классификации.
Для осуществления точного поиска правовой информации по определенному вопросу нормативный акт должен классифицироваться (рубрицироваться) не только в целом, но и по нормативным частям, из которых он состоит. Это становится особенно необходимым с увеличением в российском законодательстве количества комплексных актов, содержащих нормы разных отраслей права.
При этом очень важно правильно выбрать единицу классификации.