Файл: Занятие 8 Обучающийся Синица Ирина Руслановна Преподаватель Семенов Денис Викторович.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы философии

Практическое занятие №8


Выполнил:

Обучающийся Синица Ирина Руслановна

Преподаватель:

Семенов Денис Викторович


Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»

Ответьте на вопросы:
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?
г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

Ответ:

  1. Идеализм

  2. Платон

  3. Идею витают на небе и их души там наблюдают, потом при рождении душа вселяется в тело, что уже видела на небе раньше.

  4. Это часть исторической эволюции научного познания.

Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи:

«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»

Ответьте на вопросы:
а) Что считает Леонардо главным способом познания?
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.

Ответ:

  1. Глаза

  2. Назвать Леонардо да Винчи гением - легко. Он и был им. Назвать его экспериментатором, ученым - запросто. Он был таковым. Леонардо вообще отличался универсальностью, что даже не каждому гению свойственно. Великий художник, скульптор, инженер... Но был ли он также и философом? Ведь он, будучи гением, задумывался о смысле мироздания, о смысле жизни человека.

Но специальных трудов по философии Леонардо да Винчи не писал. Он вообще отличался прагматичностью ума. Те идеи, которые он обдумывал, должны были иметь какой-то практический выход, иначе они не имели для него смысла. То есть чисто абстрактное умствование, без того, чтобы выводы можно было бы как-то применить в реальности, Леонардо да Винчи не были свойственны. В этом смысле он, конечно, никакой не философ. Леонардо да Винчи выразил своим творчеством философию этого времени - гуманизм, антропоцентризм, опору на опыт, интерес к изучению природы, скептицизм по отношению к религиозным догмам. Но сам он, по большому счету, не был философом, хотя имел вполне определенные философские взгляды.


Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».

Ответьте на вопросы:
а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?
б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?
в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

Ответ:

  1. Высказывание Ф.Бэкона обусловлено провозглашенной им целью науки в увеличении власти человека над природой и его предложением реформы научных методов в очищении разума от заблуждений (идолов или призраков), обращения к опыту и обработке этого опыта посредством индукции, основу которой должен составлять эксперимент. Это высказывание актуально тогда, когда человек обладает знанием по быстрому и конкретному отысканию знаний (информации) в любой области и плодотворному их применению.

Знания приводят к огромным достижениям в практической сфере и изменениям в материальном мире. Но это ведет за собой несостоятельность увидеть мир в целом. Кроме этого, знание способствует изменению и духовного мира. И именно тот, кто создает эти истины и обладает силой. Истина творится силой. Сила — и есть истина. Но получение этих сил требует немало усилий. Кроме того, важно, чтобы знания оказались в нужных руках.

  1. Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание — сила». В этом кратком по содержанию афоризме можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф.Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение человек-природа, которое трансформируется в отношение субъект-объект, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности. "Естественнонаучный способ представления исследует природу, как поддающуюся расчету систему сил. В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений. Исходя из этого, он ставил «дом Соломона» — дом мудрости в его работе «Новая Атлантида» — в центр общественной жизни. При этом Ф. Бэкон призывал «всех людей к тому, чтобы они не занимались ею ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Для Бэкона природа выступает объектом науки, которая предоставляет средства человеку для упрочения его господства над силами природы.


Стремясь соединить «мысль и вещи», Ф. Бэкон сформулировал принципы новой философско-методологической установки. «Новая логика» противостоит не только традиционной аристотелевской концепции мышления, его органону, но и средневековой схоластической методологии, отвергавшей значимость эмпирии, данные чувственно воспринимаемой реальности. По мнению К. Маркса, Ф. Бэкон является родоначальником «английского материализма и всей современной экспериментирующей науки» и «у Бэкона, как первого своего творца, материализм таит еще в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку».

Ф.Бэкон уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «ЗНАНИЕ - СИЛА!», в нем можно усматривать лозунг и пафос всей философской системы Ф. Бэкона. Благодаря ему, по-новому понимается отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА, которое трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ, и входит в плоть и кровь европейской ментальности, европейского стиля мышления, сохраняющегося и поныне, мы все ощущаем на себе влияние идей Бэкона. Человек

представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию. Активистский утилитаризм полагает, что с появлением человека природа распадается на субъект и объект, которые одновременно и разделены и связаны посредство инструментальной деятельности.

Технократическое мышление не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию, и педагогу-предметнику, и воспитателю. Технократическое мышление - это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком, его ценностями, культурой.
Технократическое мышление - это Рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства.

Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только сама деятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей.

  1. Нет не является. Потому что знания дает заводам и производствам изобретая создать экологическая производства. И не престают дальше что то изобретать для более экологического производства

Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:

«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

Ответьте на вопрос:

Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ. 

Ответ:

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой. Поэтому мы отличаем эстетику, т.е. науку о правилах чувственности вообще, от логики, т.е. науки о правилах рассудка вообще". Итак, рассудок, согласно первой, в определенной степени негативной дефиниции, не есть способность созерцания, есть нечувственная способность познания. Позитивно же рассудок определяется и как спонтанность познания, и как способность мыслить.

Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…» (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660)


Ответьте на вопросы:
а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?

Ответ:

  1. Локк системно изложил свои гносеологические и онтологические воззрения в главном трактате своей жизни, посвященном теоретической философии – «Опыт о человеческом разумении».

  2. У Локка, существуют только единичные вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума.

Самый достоверный род познания — интуиция. Интуитивные познания есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнение.

  1. В "Опыте о человеческом разумении" (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, Локк утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. На русском языке осуществлено два издания трудов английского просветителя, философа-материалиста, основоположника материалистического сенсуализма.

Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…

Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7).

Ответьте на вопросы:
а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?
б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?

Ответ:

а) Познание – это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание – основной предмет гносеологии, то есть теории познания. Выделяют два уровня научного познания:

эмпирический – опытный и чувственный;

теоретический – рациональный.

Эмпирическое познание выражается наблюдением, экспериментом и моделированием, а теоретическое – обобщением результатов эмпирического уровня в рамках гипотез, законов и теорий.