ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс: 3
Тема: «Мир ценностей»
Цели: формирование представления о системе ценностей человека, духовных и материальных ценностях.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Этап | Время | Содержание | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный | 3-5 мин | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть и мне не терпится начать с вами работу. - Предлагаю создать положительный настрой и пожелать друг другу удачи. Повернитесь к соседу по парте и приготовьте одну ладошку. Сейчас вы поочередно будете касаться пальцами и дарить друг другу пожелания. желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение." - Ну а теперь с хорошим настроением приступим к нашему классному часу. - Сейчас, я прочитаю вам 2 притчи, а вы внимательно послушайте. Буду задавать вам вопросы. *** «Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты». - Какой смысл скрыт в этой притче? – Имела смысл такая жизнь для него самого? *** «В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. - Как вы думаете, что она искала? Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились». - Как поняли эту притчу? - Чем похожи притчи? - Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки? - Можно это назвать ценностями для них? - Как вы думаете, какая будет тема нашего классного часа? -Давайте поставим для работы цели . Что мы должны сегодня узнать? | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. - Бессмысленно прожита жизнь. Предположения детей. - Мир ценностей. - Познакомиться с ценностями; - Понять систему собственных ценностей. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Основной | 20 мин | - А как бы вы дали определение слово «ценность»? - Давайте заглянем в словарь и узнаем значение слова «ценность». Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление. - Ценности бывают двух видов – материальные и духовные. - К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче? - А забота старушки о других? - Верно. Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать. - Приведите примеры материальных ценностей. Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в школе и в квартире, также относится к материальным ценностям. - Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение. - Приведите примеры духовных ценностей. К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо. - Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и помогают подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные? - Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и помогать другим людям создают основу человеческого счастья. «В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей». - Мои слова подтвердит стихотворение Ирины Самариной. Послушайте. Время сейчас такое Время сейчас такое… Искренность? Нет, не видел… Люди теперь с ценою В самом гламурном виде. Книг электронных мода, Ценности так банальны. Вместо секретов – коды, Радости виртуальны. Кажется всё подделкой – Сердце внутри пустое… Искренность стала мелкой. Время сейчас такое… Мир в цифровом формате. Нравственность? Нет, не знаю… Совесть теперь не катит, Лучше про связь «Вай-Фая». Время сейчас такое: Овцы рычат на волка. Искренность? - Спит с покоем Правда – в стогу иголка… - О чем это стихотворение? Что о них говорится? - Верно, ребята. - А вот что говорят великие древние мыслители и философы. Подумайте, какую мысль до нас они хотят донести. (Учитель раздает нескольким детям карточки и просит их прочитать всему классу) Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других». И. С. Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево». - Ребята, мы вот говорим с вами про духовные ценности, про то, что важно думать не только о себе, но и о других людях. А можно ли обойтись без материальных ценностей? Почему? - Верно. Я для вас подготовила следующее задание. На листочке изображена таблица с примерами духовных и материальных ценностей. Вам необходимо определить вид ценности и рядом с каждым словом в пустой строчке написать букву «м», если это материальные ценности и букву «д», если это духовные ценности. Работать будете в парах. Приступайте!
- Проверим. Отвечать будем поочереди. Читает один, остальные подают сигнал согласия или несогласия. - Мнения разошлись… Докажите свою точку зрения. - Какие свои ценности добавили бы? - Сейчас немного передохнем и проведем физминутку. Встаньте со своих мест. Физминутка Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. (встать на носочки, потянуться) Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. (выполнить 2 наклона вперёд достать руками носки ног (2-3 раза)) И попрыгаю немножко, И руками покручу, (прыжки на двух ногах 3-4 раза выполнить вращение руками 3-4 раза) Постою на правой ножке И головкой поверчу… (стойка на правой ноге (2-3 сек.) наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)) Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь! (сесть на место) - Все вы знаете мультфильм «Цветик – Семицветик», в котором девочка Женя получила удивительную возможность исполнения свои семи желаний. Вспомните, что загадала девочка? - Воспользоваться такой же возможностью я предлагаю и вам, но желание вы можете выбрать только одно. Может быть, кто-то из вас хочет, чтобы ему подарили собаку или котёнка, кто-то хочет получить в подарок компьютер или мобильный телефон, а кто-то желает, чтобы его близкие были здоровы. - Подумайте и расскажите мне о своих желаниях. Определите, ваше желание определяется материальными ценностями или духовными. - Ребята, в жизни происходит много различных ситуаций, которые требуют выбора в пользу материальных или в пользу духовных ценностей. Вашему вниманию предлагается несколько различных ситуаций, в которых вам придется сделать выбор. Я вам буду зачитывать ситуацию, а вы должны обсудить в паре и сделать выбор. 1 ситуация. Ваша семья целый год откладывала деньги, чтобы купить вам спортивный велосипед. Но перед вами встал выбор: поехать отдыхать к бабушке или купить велосипед и остаться на все лето в городе? Чтобы выбрали вы? Почему? 2 ситуация. На день рождения родители хотели подарить вам планшет. Но внезапно заболел твой четвероногий друг. Требуется срочная операция. Нужны деньги. Как в этой ситуации поступишь и почему? 3 ситуация. Бабушка решила сделать тебе подарок: купить компьютер или красочно оформленную книгу твоего любимого автора. Спросила об этом тебя. Что выберешь ты и почему? - В разных ситуациях вы поступали по-разному. У вас впереди интересная жизнь, которая не раз поставит вас перед выбором. Что выбрать: лично для себя или для другого человека? Решать вам. Поэтому, наверное, и нельзя знак вопроса заменить другими знаками (больше, меньше или равно). - Давайте вспомним, какое последнее желание загадала Женя? - Почему это желание сделало Женю по-настоящему счастливой? - А сейчас вы определите самые главные для вас ценности. Инструкция. Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте их внимательно. Если хотели бы добавить своё, допишите ниже на пустых строках. - Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок. Список ценностей:
- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их. - Ещё две. - Последнее – три ценности. - Осталось три. Послушаем, что получилось… - Какой мы можем сделать вывод по данному заданию? - А какая ценность является самой главной для каждого человека? - Верно, самой главной ценностью является сама жизнь. (Учитель достает шаблон ромашки, в сердцевине которого написано слово «жизнь»). - А сейчас соберём «секрет счастливой жизни». Подумайте, что должно присутствовать в жизни человека, чтобы она была счастливой. Обсудите в группах по 4 человека и напишите свой ответ на лепестке. - Как красиво получилось, мы с вами собрали ваши духовные ценности в букет. | Ответы детей. - Материальные. - Духовные. - Автомобиль, портфель, деньги… - Радость, справедливость, уважение, доброта… Ответы детей. - О ценностях. Меняется время и ценности вместе с ним. Истинные ценности забываются человеком. Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает. Ответы детей. Ответы детей. Слушают задание Выбирают листья, пишут свое имя - Вспоминают кратко сюжет. 1.Вели, чтобы я была дома с баранками! 2. Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! 3.Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! 4. Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! 5. Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! 6.Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины 7. Вели, чтобы Витя был здоров! Озвучивают желания и анализируют к какой группе они относятся. Решают ситуации в парах. Анализ решений ситуаций - 7. Вели, чтобы Витя был здоров! - Отвечают на вопрос. - У каждого человека свои ценности. - Жизнь. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Заключительный | 1-2 мин | - Наш классный час подходит к концу. Давайте проанализируем нашу работу. Поделитесь своими впечатлениями, продолжая фразы на слайде: *«Сегодня я открыл для себя, что … .» * «Меня удивило, что … .» * «Мне захотелось … .» * «Теперь я буду … .» - Ребята, а всем вам я желаю, чтобы ваше сердце было добрым, и чтобы это добро вы несли на радость людям. Спасибо вам за общение. Всего вам доброго! | Ответы детей. |