ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Класс: 3

Тема: «Мир ценностей»

Цели: формирование представления о системе ценностей человека, духовных и материальных ценностях.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.


Этап

Время

Содержание

Примечание

1. Организационный

3-5 мин

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть и мне не терпится начать с вами работу.

- Предлагаю создать положительный настрой и пожелать друг другу удачи. Повернитесь к соседу по парте и приготовьте одну ладошку. Сейчас вы поочередно будете касаться пальцами и дарить друг другу пожелания.

желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуй! (прикосновение."
- Ну а теперь с хорошим настроением приступим к нашему классному часу.

- Сейчас, я прочитаю вам 2 притчи, а вы внимательно послушайте. Буду задавать вам вопросы.

***

«Молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монету. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поиске других монет. И, действительно, они иногда попадались ему под ногами. Так прошла его жизнь. Когда он умирал, его, глубокого старика, спросили, что такое жизнь. Он ответил: «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».
- Какой смысл скрыт в этой притче?

– Имела смысл такая жизнь для него самого?

***

«В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы

она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди

недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

- Как вы думаете, что она искала?

Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила

по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились».
- Как поняли эту притчу?

- Чем похожи притчи?

- Чем были монеты для парня и собирание битого стекла для старушки?

- Можно это назвать ценностями для них?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего классного часа?

-Давайте поставим для работы цели . Что мы должны сегодня узнать?


Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

- Бессмысленно прожита жизнь.
Предположения детей.

- Мир ценностей.

- Познакомиться с ценностями;

- Понять систему собственных ценностей.

2. Основной

20 мин

- А как бы вы дали определение слово «ценность»?

- Давайте заглянем в словарь и узнаем значение слова «ценность». Из словаря С.И. Ожегова можно узнать, что «ценность» – это ценный (важный, значимый) предмет, явление.

- Ценности бывают двух видов – материальные и духовные.

- К каким ценностям отнесём монеты, которые делали молодого человека богаче?

- А забота старушки о других?

- Верно. Материальные ценности – это все то, что можно купить, создать, построить. Другими словами, что есть возможность увидеть, потрогать, использовать.

- Приведите примеры материальных ценностей.

Покупаются – одежда, автомобили, лекарства. Создаются – заводы, промышленность. Строятся – дома, магазины, школы. Все что находится в школе и в квартире, также относится к материальным ценностям.

- Духовные ценности – это то, что невозможно увидеть, ощутить тактильно, продать и купить. Эти ценности находятся внутри каждого человека. Для кого-то имеют большее, а для кого-то наименьшее значение.

- Приведите примеры духовных ценностей.

К ним относятся: свобода, радость, справедливость, достоинство, творчество, гармония, уважение. Список может продолжаться до бесконечности, каждый определяет для себя то, что наиболее значимо.

- Как считаете, какие ценности важнее в жизни человека и помогают подниматься по ступенькам к счастью жизни: материальные или духовные?

- Действительно, человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и помогать другим людям создают основу человеческого счастья.

«В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей».

- Мои слова подтвердит стихотворение Ирины Самариной. Послушайте.

Время сейчас такое

Время сейчас такое…

Искренность? Нет, не видел…

Люди теперь с ценою

В самом гламурном виде.

Книг электронных мода,

Ценности так банальны.

Вместо секретов – коды,

Радости виртуальны.

Кажется всё подделкой –

Сердце внутри пустое…

Искренность стала мелкой.

Время сейчас такое…

Мир в цифровом формате.

Нравственность?

Нет, не знаю… Совесть теперь не катит,

Лучше про связь «Вай-Фая».

Время сейчас такое:

Овцы рычат на волка.

Искренность? - Спит с покоем

Правда – в стогу иголка…
- О чем это стихотворение? Что о них говорится?

- Верно, ребята.

- А вот что говорят великие древние мыслители и философы. Подумайте, какую мысль до нас они хотят донести.

(Учитель раздает нескольким детям карточки и просит их прочитать всему классу)

Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту же мысль продолжает уже в 1 веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастлив». Хочешь жить для себя, живи для других».

И. С. Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево».

- Ребята, мы вот говорим с вами про духовные ценности, про то, что важно думать не только о себе, но и о других людях. А можно ли обойтись без материальных ценностей? Почему?

- Верно. Я для вас подготовила следующее задание. На листочке изображена таблица с примерами духовных и материальных ценностей. Вам необходимо определить вид ценности и рядом с каждым словом в пустой строчке написать букву «м», если это материальные ценности и букву «д», если это духовные ценности. Работать будете в парах. Приступайте!


справедливость

Д

одежда

М

красота

Д

свобода

Д

автомобиль

М

деньги

М

милосердие

Д

еда

М

дружба

Д

честность

Д

игрушки

М

семья

Д

дом, квартира

М

драгоценности

М

знания

Д

творчество

Д


- Проверим. Отвечать будем поочереди. Читает один, остальные подают сигнал согласия или несогласия.

- Мнения разошлись… Докажите свою точку зрения.

- Какие свои ценности добавили бы?
- Сейчас немного передохнем и проведем физминутку. Встаньте со своих мест.

Физминутка

Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь.

(встать на носочки, потянуться)

Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь.

(выполнить 2 наклона вперёд достать руками носки ног (2-3 раза))

И попрыгаю немножко, И руками покручу,

(прыжки на двух ногах 3-4 раза выполнить вращение руками 3-4 раза)

Постою на правой ножке И головкой поверчу…

(стойка на правой ноге (2-3 сек.) наклоны головы вправо-влево (4-6 раз))

Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!

(сесть на место)

- Все вы знаете мультфильм «Цветик – Семицветик», в котором девочка Женя получила удивительную возможность исполнения свои семи желаний. Вспомните, что загадала девочка?

- Воспользоваться такой же возможностью я предлагаю и вам, но желание вы можете выбрать только одно. Может быть, кто-то из вас хочет, чтобы ему подарили собаку или котёнка, кто-то хочет получить в подарок компьютер или мобильный телефон, а кто-то желает, чтобы его близкие были здоровы.

- Подумайте и расскажите мне о своих желаниях. Определите, ваше желание определяется материальными ценностями или духовными.

- Ребята, в жизни происходит много различных ситуаций, которые требуют выбора в пользу материальных или в пользу духовных ценностей. Вашему вниманию предлагается несколько различных ситуаций, в которых вам придется сделать выбор. Я вам буду зачитывать ситуацию, а вы должны обсудить в паре и сделать выбор.
1 ситуация.

Ваша семья целый год откладывала деньги, чтобы купить вам спортивный велосипед. Но перед вами встал выбор: поехать отдыхать к бабушке или купить велосипед и остаться на все лето в городе? Чтобы выбрали вы? Почему?

2 ситуация.

На день рождения родители хотели подарить вам планшет. Но внезапно заболел твой четвероногий друг. Требуется срочная операция. Нужны деньги. Как в этой ситуации поступишь и почему?

3 ситуация.

Бабушка решила сделать тебе подарок: купить компьютер или красочно оформленную книгу твоего любимого автора. Спросила об этом тебя. Что выберешь ты и почему?

- В разных ситуациях вы поступали по-разному. У вас впереди интересная жизнь, которая не раз поставит вас перед выбором. Что выбрать: лично для себя или для другого человека? Решать вам. Поэтому, наверное, и нельзя знак вопроса заменить другими знаками (больше, меньше или равно).

- Давайте вспомним, какое последнее желание загадала Женя?

- Почему это желание сделало Женю по-настоящему счастливой?

- А сейчас вы определите самые главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей. Пожалуйста, прочитайте их внимательно. Если хотели бы добавить своё, допишите ниже на пустых строках.

- Отметьте 10 ценностей, которые наиболее важные для вас лично, обведите номер в кружок.

Список ценностей:

  1. Любить семью, близких.

  2. Дружба.

  3. Помогать родителям.

  4. Быть добрым.

  5. Сочувствовать и помогать другим.

  6. Справедливость.

  7. Учиться и быть образованным.

  8. Уважать старших.

  9. Свобода.

  10. Радость.

  11. Книги, картины, скульптуры.

  12. Преданность.

  13. Забота.

  14. Беречь природу.


- Представьте, к вам постучались в дом и потребовали отдать две ценности. Какие отдадите? – Зачеркните их.

- Ещё две.

- Последнее – три ценности.

- Осталось три. Послушаем, что получилось…

- Какой мы можем сделать вывод по данному заданию?

- А какая ценность является самой главной для каждого человека?

- Верно, самой главной ценностью является сама жизнь.

(Учитель достает шаблон ромашки, в сердцевине которого написано слово «жизнь»).

- А сейчас соберём «секрет счастливой жизни». Подумайте, что должно присутствовать в жизни человека, чтобы она была счастливой. Обсудите в группах по 4 человека и напишите свой ответ на лепестке.

- Как красиво получилось, мы с вами собрали ваши духовные ценности в букет.

Ответы детей.

- Материальные.
- Духовные.


- Автомобиль, портфель, деньги…


- Радость, справедливость, уважение, доброта…


Ответы детей.

- О ценностях. Меняется время и ценности вместе с ним. Истинные ценности забываются человеком.
Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. 

Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, отчаивается, страдает.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слушают задание

Выбирают листья, пишут свое имя

- Вспоминают кратко сюжет.

1.Вели, чтобы я была дома с баранками!
2. Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!
3.Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
4. Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!
5. Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!
6.Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины
7. Вели, чтобы Витя был здоров!
Озвучивают желания и анализируют к какой группе они относятся.

Решают ситуации в парах.

Анализ решений ситуаций


- 7. Вели, чтобы Витя был здоров!

- Отвечают на вопрос.

- У каждого человека свои ценности.

- Жизнь.


3. Заключительный

1-2 мин

- Наш классный час подходит к концу. Давайте проанализируем нашу работу. Поделитесь своими впечатлениями, продолжая фразы на слайде:
*«Сегодня я открыл для себя, что … .»

* «Меня удивило, что … .»

* «Мне захотелось … .»

* «Теперь я буду … .»
- Ребята, а всем вам я желаю, чтобы ваше сердце было добрым, и чтобы это добро вы несли на радость людям. Спасибо вам за общение. Всего вам доброго!

Ответы детей.