Файл: Примерная рабочая программа по учебному предмету Адаптивная физическая культура для обучающихся с легкой умственной отсталостью.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОДОБРЕН решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22)
КОМПЛЕКТ ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Москва, 2022
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел ................................................................................................ 4
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» для обучающихся с легкой умственной отсталостью,
осваивающих АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1 вариант ....................................................... 7 2.1.
Пояснительная записка .............................................................................. 7 2.2.
Планируемые результаты освоения программы ................................... 18 2.3.
Содержание программы ........................................................................... 34 2.4.
Тематическое планирование.................................................................. 145 2.5.
Критерии и нормы оценки результатов освоения обучающимися программы по адаптивной физической культуре ............................................ 147 2.6.
Материально-техническое обеспечение реализации программы...... 158
3. Примерная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная
физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжёлой,
глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными
нарушениями развития .................................................................................... 165 3.1.
Пояснительная записка .......................................................................... 165 3.2.
Планируемые результаты освоения программы ................................. 171 3.3.
Содержание программы ......................................................................... 177 3.4.
Тематическое планирование.................................................................. 211 3.5.
Оценка достижения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы ....................... 212
3 3.6.
Материально – техническое обеспечение реализации программы ... 213
4
1. Целевой раздел
Комплект примерных рабочих программ по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью включает примерную рабочую программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
I вариант; и примерную рабочую программу по адаптивной физической культуре для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития, осваивающих
СИПР на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), II вариант (в соответствии с
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г.).
Примерные рабочие программы по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработаны с учётом актуальных нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(утверждены
Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28.);
5
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Примерные рабочие адаптированные основные общеобразовательные программы по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработаны с учётом примерных программ:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
По своему назначению примерные рабочие программы по предмету
«Адаптивная физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – примерные рабочие программы, программы) являются ориентиром для составления рабочих программ учебного курса «Адаптивная физическая культура» педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программы дают представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательной деятельности с обучающимися с умственной отсталостью средствами
6 учебного предмета «Адаптивная физическая культура»; устанавливают примерное предметное содержание, предусматривают его структурирование по разделам и темам, определяют количественные и качественные характеристики содержания, примерные (возможные) планируемые результаты освоения программы учебного курса «Адаптивная физическая культура» обучающимися. Программы разработаны с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.
Программы построены по модульному принципу. Содержание образования по предмету распределено по тематическим модулям.
Распределение программного материала по годам и периодам обучения, последовательность тем в рамках модуля определяются педагогами образовательных организаций при составлении авторских рабочих программ по адаптивной физической культуре самостоятельно с учётом вариативных особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью в конкретной образовательной организации.
В программе нашли своё отражение положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о психолого- педагогических особенностях обучающихся с интеллектуальными нарушениями, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). Содержание программы по АФК для обучающихся с умственной отсталостью имеет коррекционную направленность и должно разрабатываться с учётом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
7
2. Примерная рабочая программа по учебному предмету
«Адаптивная физическая культура» для обучающихся с легкой
умственной отсталостью, осваивающих АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1 вариант
1.1.
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) является ориентиром для составления рабочих программ по адаптивной физкультуре педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Она даёт представление о целях, общей стратегии коррекционно-образовательного процесса обучающихся средствами учебного предмета «Адаптивная физкультура». Программа может служить ориентиром при определении видов деятельности и содержания образования по разделам программы по адаптивной физкультуре.
Цели и задачи примерной рабочей программы по адаптивной
физической культуре
Цели примерной рабочей программы по адаптивной физической культуре:создание условий для всестороннего развития личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в качестве задач реализации содержания учебного предмета «физическая
8 культура» в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, включая соблюдение режима дня, сбалансированного питания и сна;
- воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, доступными видами спорта, пользоваться санитарно-гигиеническими средствами и оздоровительными силами природы;
- развитие физических способностей: скоростных, силовых, скоростных, выносливости, гибкости;
- формирование у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
- овладение основами доступных видов спорта (лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование эмоционально-волевой сферы;
- воспитание моральных и нравственных качеств и свойств личности.
Специфические (коррекционные) задачи программы по адаптивной физической культуре:
1. Коррекционно-развивающаяся деятельность по общей физической подготовке, включая:
1.1. Формирование и совершенствование основных движений (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание, обучение плаванию; обучение общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметами, формирование навыка плавания и др.
Особое внимание уделить:
- компенсации утраченных или нарушенных двигательных функций;
- формированию движений за счет сохранных функций;
9
- развитию согласованности движений отдельных частей тела (рук, ног, туловища, головы);
- согласованию симметричных и асимметричных движений;
- согласованию движений и дыхания.
1.2. Коррекция и развитие кондиционных способностей (скоростных, силовых, гибкости, общей выносливости). Особое внимание уделить целенаправленному «подтягиванию» отстающих в развитии физических способностей, включая развитию силы, элементарных форм скоростных способностей, общей выносливости, подвижности в суставах.
1.3. Коррекция и развитие координационных способностей:
- статического и динамического равновесия
- ориентации в пространстве;
- к дифференцировке движений по силе, времени и пространству;
- ритмичности движений;
- способности к расслаблению;
- ритмичности движений;
- на точность движений рук и мелкой моторики.
2. Коррекция и профилактика нарушений физического развития и функциональных возможностей организма обучающихся, включая:
- формирование и коррекция осанки;
- профилактика плоскостопия и формирование свода стопы;
- гармонизация физического развития;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, включая речевое дыхание.
3. Коррекция психического развития и сенсорно-перцептивных функций:
- развитие зрительно-предметного, зрительно-пространственного и слухового восприятия;
- дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
10
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- дифференцировка зрительных, слуховых, тактильных ощущений;
- развитие воображения;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Познавательное развитие:
- формирование представлений и знаний об элементарных движениях, частях тела, суставах (название, понятие, роль в движении), об упражнениях, их технике и влиянии на организм, требованиях к осанке, дыханию, питанию, режиму дня, гигиене тела и одежды, закаливанию, значению движений в жизни человека и самостоятельных занятий;
- расширение и закрепление знаний, основанных на межпредметных связях, являющихся составной частью физических упражнений
(формирование пространственных представлений, речевой и коммуникативной деятельности, знакомство с животным миром и т.п.).
5. Воспитание личности обучающегося с умственной отсталостью.
Основное содержание разделов программы по адаптивной физической культуре построено с учётом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники разучиваемого движения.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий.
Применение дифференцированного подхода к разработке программы по адаптивной физической культуре обеспечивает разнообразие содержания,
11 предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития с учётом их особых образовательных потребностей.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной
отсталостью
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемые на занятиях адаптивной физической культурой:
использование специальных средств адаптивной физической культуры с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся;
непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого в процессе коррекционной работы на занятиях адаптивной физической культурой, на занятиях по коррекционному курсу «Лечебная физическая культура», в процессе реализации программы воспитания;
научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
проявление доброжелательного и уважительного отношения к обучающимся с умственной отсталостью через использование позитивных
12 средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся на занятиях адаптивной физкультурой;
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося, к обучению и социальному взаимодействию со средой через организацию командных игр, командного взаимодействия;
специальное обучение способам усвоения общественного опыта - умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру, установки на здоровый образ жизни.
Общая характеристика учебного предмета «Адаптивная физическая
культура»
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» входит в число обязательных предметных областей учебного плана. В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Адаптивная физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура».
Общее количество часов, отведенных на изучение учебного предмета
«Адаптивная физическая культура», с (I¹) I по IV класс составляет 504 часа за
5 учебных лет (включая I¹ класс при варианте обучения с I¹ по IV класс) и 405 часов за 4 учебных года (при варианте обучения с I по IV класс):
I¹ класс – 99 часов;
I класс – 99 часов;
II класс – 102 часа;
III класс – 102 часа;
IV класс – 102 часа.