Файл: Домашние лабораторные работы по физике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 353

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДОМАШНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

7-9 КЛАСС
Известно, что наибольший интерес при изучении физики учащиеся проявляют при выполнении самостоятельных практических действий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому логично использовать физический эксперимент при выполнении учащимися домашних работ. Предлагаю систему домашних лабораторных работ для учащихся 7-8-9 классов. В 7 классе в течение учебного года выполняются 17 работ, в 8 классе - 7 работ, в 9 классе - 5 работ. Большое количество домашних лабораторных работ в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая, что на изучение физики в 7-9 классах отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, такое количество домашних лабораторных работ не ведет к перегрузке, причем работа дается на выходные дни, чтобы у учащихся было время на выполнение эксперимента и осмысление полученных результатов. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента.
При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.

Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.

Таким образом, применение в практике обучения физике домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.

Предлагаю вашему вниманию тексты и презентации домашних лабораторных работ по физике. Распределение материала соответствует учебникам физики 7-9 класс Громов С.В., Родина Н.А.. Данные лабораторные работы могут быть адаптированы к учебникам Перышкина А.В..


Список домашних лабораторных работ по физике в 7 классе.

(Распределение материала соответствует учебнику

физики 7 класс

Громов С.В., Родина Н.А.)





Название работы





Тема: Движение и взаимодействие тел


1

Определение пройденного пути из дома в школу.

2

Определение времени затраченного при движении из школы домой.

3

Взаимодействие тел.

4

Определение плотности куска мыла.

5

Тяжел ли воздух?

6

Определение массы и веса воздуха в твоей комнате.

7

Почувствуй трение.





Тема: Работа и мощность


8

Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице.

9

Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме.

10

Выяснение условия равновесия рычага.





Тема: Строение вещества


11

Взаимное притяжение молекул.

12

Как впитывают влагу различные ткани?

13

Смешиваем несмешивающиеся.

14

Рост кристаллов.

15

Определение зависимости давления газа от температуры.

16

Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.

17

Плавает или тонет?



Правила выполнения домашних лабораторных работ.
1.Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут тебе лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах предосторожности.

2.Если в описании работы необходима помощь родителей, то попроси их остаться с тобой до конца опыта.

3.Подготовь все необходимо заранее.

4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стекло.



5. По окончании эксперимента убери все приборы.

Домашняя лабораторная работа № 1
Тема: «Определение пройденного пути из дома в школу»

Цель: научиться определять пройденный путь из дома в школу.

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

  1. Выбрать маршрут движения.

  2. Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага. (S’)

  3. Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту.(n)

  4. Вычислить длину пути: S=S’*n, в метрах, километрах, заполнить таблицу.

  5. Изобразить в масштабе маршрут движения.

  6. Сделать вывод.



N

S, см

N, шт.

S, см

S, м

S, км

1

















Домашняя лабораторная работа № 2
Тема: «Определение времени затраченного при движении из школы домой»

Цель: научиться определять время движения тела.

Оборудование: часы.

Ход работы:

  1. Выбрать маршрут движения.

  2. С помощью часов определить время движения из школы домой.

  3. Выразить время в часах, минутах, секундах.

  4. Сделать вывод.


Домашняя лабораторная работа № 3
Тема: «Взаимодействие тел»

Цель: Выяснить, как при взаимодействии тел изменяется их скорость.

Оборудование: стакан, картон.

Ход работы:

  1. Поставить стакан на картон.

  2. Медленно потянуть за картон.

  3. Быстро выдернуть картон.

  4. Описать движение стакана в обоих случаях.

  5. Сделать вывод.



Домашняя лабораторная работа № 4
Тема: «Вычисление плотности куска мыла»

Цель: Научиться определять плотность куска мыла.

Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка.

Ход работы:

  1. Взять новый кусок мыла.

  2. Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах)

  3. С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см)

  4. Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3)

  5. По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V

  6. Заполнить таблицу:




M, г

а, см

b, см

с, см

V, см 3

р., г/см 3





















7.Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3

8. Сделать вывод.

Домашняя лабораторная работа № 5
Тема: «Тяжел ли воздух?»

Оборудование: два одинаковых воздушных шара, проволочная вешалка, две прищепки, булавка, нить.

Ход работы:

1.Надуть два шарика до одиночного размера и завязать ниткой.

2.Повесить вешалку на поручень. (Можно положить палку или швабру на спинки двух стульев и прицепить вешалку к ней.)

3.К каждому концу вешалки прикрепить прищепкой воздушный шарик. Уравновесить.

4.Проткнуть один шарик булавкой.

5.Описать наблюдаемые явления.

6.Сделать вывод.


Домашняя лабораторная работа № 6
Тема: «Определение массы и веса в моей комнате»

Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.

Ход работы:

1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.

2. Вычислить объем комнаты: V=а* b*с .

3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m=р*V.

4. Вычислить вес воздуха: р= mg.

5. Заполнить таблицу:


а, м


b,м


c, м


V, м 3


Р, кг/м 3


т,кг


P, H

















6.Сделать вывод.


Домашняя лабораторная работа № 7
Тема: «Почувствуй трение»

Оборудование: жидкость для мытья посуды.

Ход работы:

1. Вымыть руки и вытереть их насухо.

2.Быстро потереть ладони друг о друга в течение 1-2 мин.

3.Нанести на ладони немного жидкости для мытья посуды. Снова потереть ладони в течении 1-2 мин.

4. Описать наблюдаемые явления.

5.Сделать вывод.
Домашняя Лабораторная работа №8
Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома»

Оборудование: рулетка.

Ход работы:

1.С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки:S0.

2.Вычислить число ступенек : n

3.Определить высоту лестницы: S= S0*n.

4.Если это возможно, определить массу своего тела, если

нет, взять приблизительные данные : m, кг.

5.Вычислить силу тяжести своего тела : F=mg

6.Определить работу: А=F*S.

7.Заполнить таблицу:



S0 , м


n, шт.


S, м


m, кг


F, Н


А, Дж















8.Сделагь вывод.


Домашняя Лабораторная работа №9
Тема: «Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медлен­но и быстро с первого на второй этаж школы или дома»

Оборудование: данные л/р. №8, секундомер.

Ход работы:

1. Используя данные л/р. №8 определить работу, совершаемую при подъеме по лестнице: А.

2.С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t1 .

3.С помощью секундомера определить время, затраченное на быстрое поднятие по лестнице: t2 .

4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/ t2

5. Результаты записать в таблицу:


N


А


t1 , c


t2 , с


N1 , Вт


N2 , Вт


1













6.Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа №10
Тема: «Выяснение условия равновесия рычага»

Оборудование: линейка, карандаш, резинка, монеты старого образца (1 к, 2к, Зк, 5к).

Ход работы:

1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в равновесии.

2. Положить на один конец линейки резинку.

3. Уравновесить рычаг с помощью монет.

4. Учитывая, что масса монет старого образца 1к - 1г, 2к - 2г, Зк - Зг, 5к - 5г. Вычислить массу резинки , m 1кг.

5. Сместить карандаш к одному из концов линейки.

6. Измерить плечи l1 и 12,в м.

7. уравновесить рычаг с помощью монет, m 2 ,кг.

8. Определить силы, действующие на концы рычага F1= m1g, F2=m 2g

9. Вычислите момент сил M1=F1l 1, М2212

10. Заполните таблицу.


11 , м


12, м


m 1, кг


m 2, кг


F 1, Н*м


F2, Н*м


М1 , Н*м


M 2, Н*м