ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОМАШНИЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
7-9 КЛАСС
Известно, что наибольший интерес при изучении физики учащиеся проявляют при выполнении самостоятельных практических действий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Поэтому логично использовать физический эксперимент при выполнении учащимися домашних работ. Предлагаю систему домашних лабораторных работ для учащихся 7-8-9 классов. В 7 классе в течение учебного года выполняются 17 работ, в 8 классе - 7 работ, в 9 классе - 5 работ. Большое количество домашних лабораторных работ в 7 классе на начальном этапе обучения повышает интерес к изучению физики, закладывает прочную базу теоретических знаний, усвоенных ребенком в процессе самостоятельной деятельности. Учитывая, что на изучение физики в 7-9 классах отводится 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год, такое количество домашних лабораторных работ не ведет к перегрузке, причем работа дается на выходные дни, чтобы у учащихся было время на выполнение эксперимента и осмысление полученных результатов. Учащиеся получают инструкцию по выполнению домашней лабораторной работы, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм выполнения эксперимента.
При выполнении работ учащиеся углубляют свои знания, повторяют изученный на уроках материал, развивают память и мышление, учатся анализировать идею и результаты опытов, самостоятельно делают выводы. Работы вызывают у учащихся чувство удивления, восторга и удовольствия от самостоятельно проделанного научного эксперимента, а полученные при этом положительные эмоции надолго закрепляют в памяти нужную информацию.
Все предлагаемые работы связаны с жизнью ребенка, дают возможность научиться давать объяснение окружающим его явлениям природы.
Таким образом, применение в практике обучения физике домашних лабораторных работ активно влияет на выработку практико-ориентированных умений учеников и повышает их интерес к предмету, позволяет в какой-то мере преодолевать издержки «мелового» способа преподавания физики в современной школе.
Предлагаю вашему вниманию тексты и презентации домашних лабораторных работ по физике. Распределение материала соответствует учебникам физики 7-9 класс Громов С.В., Родина Н.А.. Данные лабораторные работы могут быть адаптированы к учебникам Перышкина А.В..
Список домашних лабораторных работ по физике в 7 классе.
(Распределение материала соответствует учебнику
физики 7 класс
Громов С.В., Родина Н.А.)
№ | Название работы |
| Тема: Движение и взаимодействие тел |
1 | Определение пройденного пути из дома в школу. |
2 | Определение времени затраченного при движении из школы домой. |
3 | Взаимодействие тел. |
4 | Определение плотности куска мыла. |
5 | Тяжел ли воздух? |
6 | Определение массы и веса воздуха в твоей комнате. |
7 | Почувствуй трение. |
| Тема: Работа и мощность |
8 | Вычисление работы, совершаемой учеником при подъеме по лестнице. |
9 | Определение мощности, которую ученик развивает при подъеме. |
10 | Выяснение условия равновесия рычага. |
| Тема: Строение вещества |
11 | Взаимное притяжение молекул. |
12 | Как впитывают влагу различные ткани? |
13 | Смешиваем несмешивающиеся. |
14 | Рост кристаллов. |
15 | Определение зависимости давления газа от температуры. |
16 | Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. |
17 | Плавает или тонет? |
Правила выполнения домашних лабораторных работ.
1.Научные эксперименты очень занимательны. Они помогут тебе лучше узнать окружающий мир. Однако никогда не забывай о мерах предосторожности.
2.Если в описании работы необходима помощь родителей, то попроси их остаться с тобой до конца опыта.
3.Подготовь все необходимо заранее.
4. Соблюдай осторожность при работе с горячей водой, бытовыми химикатами (мыло, жидкость для мытья посуды), ножницами, стекло.
5. По окончании эксперимента убери все приборы.
Домашняя лабораторная работа № 1
Тема: «Определение пройденного пути из дома в школу»
Цель: научиться определять пройденный путь из дома в школу.
Оборудование: сантиметровая лента.
Ход работы:
-
Выбрать маршрут движения. -
Приблизительно вычислить с помощью рулетки или сантиметровой ленты длину одного шага. (S’) -
Вычислить количество шагов при движении по выбранному маршруту.(n) -
Вычислить длину пути: S=S’*n, в метрах, километрах, заполнить таблицу. -
Изобразить в масштабе маршрут движения. -
Сделать вывод.
N | S, см | N, шт. | S, см | S, м | S, км |
1 | | | | | |
Домашняя лабораторная работа № 2
Тема: «Определение времени затраченного при движении из школы домой»
Цель: научиться определять время движения тела.
Оборудование: часы.
Ход работы:
-
Выбрать маршрут движения. -
С помощью часов определить время движения из школы домой. -
Выразить время в часах, минутах, секундах. -
Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа № 3
Тема: «Взаимодействие тел»
Цель: Выяснить, как при взаимодействии тел изменяется их скорость.
Оборудование: стакан, картон.
Ход работы:
-
Поставить стакан на картон. -
Медленно потянуть за картон. -
Быстро выдернуть картон. -
Описать движение стакана в обоих случаях. -
Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа № 4
Тема: «Вычисление плотности куска мыла»
Цель: Научиться определять плотность куска мыла.
Оборудование: кусок хозяйственного мыла, линейка.
Ход работы:
-
Взять новый кусок мыла. -
Прочитать на куске мыла чему равна масса куска (в граммах) -
С помощью линейки определите длину, ширину, высоту куска (в см) -
Вычислить объем куска мыла: V=a*b*c (в см3) -
По формуле вычислить плотность куска мыла: p=m/V -
Заполнить таблицу:
M, г | а, см | b, см | с, см | V, см 3 | р., г/см 3 |
| | | | | |
7.Перевести плотность, выраженную в г/см 3, в кг/м 3
8. Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа № 5
Тема: «Тяжел ли воздух?»
Оборудование: два одинаковых воздушных шара, проволочная вешалка, две прищепки, булавка, нить.
Ход работы:
1.Надуть два шарика до одиночного размера и завязать ниткой.
2.Повесить вешалку на поручень. (Можно положить палку или швабру на спинки двух стульев и прицепить вешалку к ней.)
3.К каждому концу вешалки прикрепить прищепкой воздушный шарик. Уравновесить.
4.Проткнуть один шарик булавкой.
5.Описать наблюдаемые явления.
6.Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа № 6
Тема: «Определение массы и веса в моей комнате»
Оборудование: рулетка или сантиметровая лента.
Ход работы:
1. С помощью рулетки или сантиметровой ленты определить размеры комнаты: длину, ширину, высоту, выразить в метрах.
2. Вычислить объем комнаты: V=а* b*с .
3. Зная плотность воздуха, вычислить массу воздуха в комнате: m=р*V.
4. Вычислить вес воздуха: р= mg.
5. Заполнить таблицу:
а, м | b,м | c, м | V, м 3 | Р, кг/м 3 | т,кг | P, H |
| | | | | | |
6.Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа № 7
Тема: «Почувствуй трение»
Оборудование: жидкость для мытья посуды.
Ход работы:
1. Вымыть руки и вытереть их насухо.
2.Быстро потереть ладони друг о друга в течение 1-2 мин.
3.Нанести на ладони немного жидкости для мытья посуды. Снова потереть ладони в течении 1-2 мин.
4. Описать наблюдаемые явления.
5.Сделать вывод.
Домашняя Лабораторная работа №8
Тема: «Вычисление работы, совершаемой ученика при подъеме с первого на второй этаж школы или дома»
Оборудование: рулетка.
Ход работы:
1.С помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки:S0.
2.Вычислить число ступенек : n
3.Определить высоту лестницы: S= S0*n.
4.Если это возможно, определить массу своего тела, если
нет, взять приблизительные данные : m, кг.
5.Вычислить силу тяжести своего тела : F=mg
6.Определить работу: А=F*S.
7.Заполнить таблицу:
S0 , м | n, шт. | S, м | m, кг | F, Н | А, Дж |
| | | | | |
8.Сделагь вывод.
Домашняя Лабораторная работа №9
Тема: «Определение мощности, которую ученик развивает, равномерно поднимаясь медленно и быстро с первого на второй этаж школы или дома»
Оборудование: данные л/р. №8, секундомер.
Ход работы:
1. Используя данные л/р. №8 определить работу, совершаемую при подъеме по лестнице: А.
2.С помощью секундомера определить время, затраченное на медленное поднятие по лестнице: t1 .
3.С помощью секундомера определить время, затраченное на быстрое поднятие по лестнице: t2 .
4. Вычислить мощность в обоих случаях: N1, N2, N1 = A/ t1, N2 = A/ t2
5. Результаты записать в таблицу:
N | А | t1 , c | t2 , с | N1 , Вт | N2 , Вт |
1 | | | | | |
6.Сделать вывод.
Домашняя лабораторная работа №10
Тема: «Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: линейка, карандаш, резинка, монеты старого образца (1 к, 2к, Зк, 5к).
Ход работы:
1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в равновесии.
2. Положить на один конец линейки резинку.
3. Уравновесить рычаг с помощью монет.
4. Учитывая, что масса монет старого образца 1к - 1г, 2к - 2г, Зк - Зг, 5к - 5г. Вычислить массу резинки , m 1кг.
5. Сместить карандаш к одному из концов линейки.
6. Измерить плечи l1 и 12,в м.
7. уравновесить рычаг с помощью монет, m 2 ,кг.
8. Определить силы, действующие на концы рычага F1= m1g, F2=m 2g
9. Вычислите момент сил M1=F1l 1, М2=Р212
10. Заполните таблицу.
11 , м | 12, м | m 1, кг | m 2, кг | F 1, Н*м | F2, Н*м | М1 , Н*м | M 2, Н*м |
| | | | | | | |