ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- доходы от реализации товаров, работ, услуг государственным структурам (например, в рамках выполнения госконтракта);
- иные поступления, которые классифицируются как доход в рамках коммерческой деятельности (например, полученные штрафы и неустойки, результаты переоценки активов и т. п.).
-
Расходы бюджетного учреждения могут происходить только по строго фиксированным направлениям (ст. 70 БК РФ), заложенным в утвержденную смету. Как правило, это:
- зарплата работников и обязательные взносы с нее в фонды;
- расходы на командировки, если того требует деятельность, представительские;
- компенсации работникам и иногда населению (установленные государством);
- расчеты за товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения деятельности (выполнения госзадания). При этом госконтракт на такие услуги может заключаться по стандартной конкурсной процедуре, а может и не заключаться (и тогда бюджетная организация выступает просто как сторона по договору).
На закупки бюджетников без заключения госконтракта действуют установленные лимиты. На 2017–2018 годы ограничение составляло 2000 МРОТ (закупки сверх этого должны идти через тендер (конкурс) и заключение госконтракта с поставщиком, предложившим наилучшие условия).
Таким образом, как можно видеть, формирование финансового результата идет по заранее запланированному порядку, в соответствии с утвержденной учредителем сметой деятельности организации.
Результат деятельности определяется с использованием счетов раздела 4 «Финансовый результат» плана счетов по приказу № 174н.
По п. 148 инструкции к приказу № 174н (далее — инструкция), счет 0 401 00 000 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта» подразделяется на группировочные счета:
-
0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»; -
0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»; -
0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»; -
0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»; -
0 401 50 000 «Расходы будущих периодов».
На счете 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» учитываются доходные поступления, которые можно признать в течение года, если одновременно выполняются 2 условия:
-
определяется дата получения дохода (или дата перехода имущественного права); -
сумму дохода можно оценить.
Доходы на счете 0 401 10 000 группируются по субсчетам в зависимости от видов поступлений (сообразуясь со сметой доходов организации):
-
0 401 10 120 «Доходы от собственности» — по доходам, извлекаемым организацией из имеющегося у нее госимущества, не связанным с переходом права собственности. Характерный пример — сдача в аренду помещений.
ПАО «Ростелекмо» может совершать сделки с госимуществом только с выполнением строгих условий, в частности, бывает нужно получать согласие собственника (государственной структуры). Но если сделка все же заключена — доходы относятся к собственным доходам организации и остаются в ее распоряжении.
Правила формирования бухгалтерских записей по плану счетов для бюджетников стандартные. То есть доход отражается по кредиту счета учета дохода.
Пример проводки:
Дт 0 205 21 560 (увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности) Кт 0 401 10 120.
-
0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» — большая часть рассматриваемых учреждений оказывает именно услуги. Услуги, оказанные за плату сверх госзадания, на допустимые для данного бюджетника виды деятельности, учитываются на этом счете. -
0 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — под принудительно изымаемыми суммами подразумеваются штрафные удержания с исполнителей при нарушении ими условий договоров с учреждением. Согласно разъяснениям Минфина РФ, данные поступления тоже относятся к собственным доходам, остающимся в распоряжении бюджетника (письмо от 24.11.2014 № 02-06-10/59651). -
0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» используется для учета доходов от имущества (активов), которые не попали на счет 0 401 10 120 — от реализации имущества (с разрешения собственника), от оприходования годных к употреблению МПЗ, от демонтажа имущества и т. п. -
0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов» — на счете фиксируются все результаты производимых переоценок, в том числе курсовые разницы по долгам и средствам в инвалютах. -
0 401 10 180 «Прочие доходы» — у бюджетной организации список достаточно обширен. В частности, на этот счет попадают (п. 150 инструкции):
- субсидии на выполнение госзадания;
- прочие целевые субсидии;
- бюджетные инвестиции;
- гранты и аналогичные поступления.
По счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» фиксируются произведенные расходы (согласно смете). Счет тоже имеет группировочные счета с разной кодировкой:
-
0 401 20 210 «Расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда» — применяется с дальнейшей группировкой по КОСГУ (последние 3 цифры):
- 211 — расходы по обычной зарплате;
- 212 — прочие выплаты и компенсации;
- 213 — начисления в фонды по зарплатным и прочим выплатам;
-
0 401 20 220 «Расходы на оплату работ, услуг» — в разбивке по видам работ и услуг по КОСГУ. -
0 401 20 270 «Расходы по операциям с активами» — здесь отражают амортизацию, единовременное списание стоимости передаваемых в производство объектов (по учетной политике), потери от естественной убыли МПЗ по законодательно установленным нормам. -
0 401 202 90 «Прочие расходы» — на счете группируются иные расходы, допустимые в пределах сметы, но не относящиеся к перечисленным выше группам (например, проценты за пользование долговыми средствами).
Когда завершается отчетный год, необходимо выполнить закрытие счетов учета доходов и расходов по этому году. Для этих действий предназначен счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Получившиеся сальдо по счетам доходов и выбытий закрываются (списываются) на счет калькуляции финансового результата. Итоговое сальдо по 0 401 30 000 после проведения всех закрытий за текущий год и даст представление о том, каков финансовый результат организации на отчетную дату.
Полный порядок закрытия года бюджетной организацией с типовыми проводками на 0 401 30 000 представлен в инструкции к приказу № 157н.
Помимо указанных выше счетов, в зависимости от типа бюджетной организации, проводки по закрытию могут дополняться списанием итоговых сальдо по счетам внутриведомственных расчетов, расчетов с финансовым органом и т. п.
Кроме того, в деятельности бюджетных организаций тоже существует такое понятие, как доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, которые необходимо учесть при формировании финансового результата. Также не следует забывать о том, что операции в части, не относящейся к расчетам по госзаданиям, подлежат налогообложению, что тоже влияет на окончательный результат — чистую прибыль либо убыток бюджетной организации.
Например, ПАО «Ростелеком» в декабре 2017 года заключило соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания в сумме 12000000руб. В январе 2018 года эта сумма поступила на лицевой счет учреждения.
Исходя из Указаний № 65н доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, учитываются по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ (ранее применялась статья 130 КОСГУ).
В бухгалтерском учете учреждения в соответствии с Инструкцией № 174н отражаются следующие записи (табл.2):
Таблица 2 – Корреспонденция по доходам от оказания платных услуг (работ)
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Декабрь 2017 года | |||
Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии на выполнение госзадания до наступления даты предоставления субсидии на основании соглашения | 4 205 31 560 | 4 401 40 130 | 12 000 000 |
Межотчетный период (01.01.2018) | |||
Отражен перенос остатка по счету в связи с изменением рабочего плана счетов и порядка применения КОСГУ | 4 401 40 130 | 4 401 40 131 | 12 000 000 |
Январь 2018 года | |||
Поступили денежные средства в сумме субсидии на выполнение госзадания | 4 201 11 510 Забалансовый счет 17 (КОСГУ 131) | 4 205 31 660 | 12 000 000 |
Признаны доходы текущего отчетного года за счет ранее начисленных доходов будущих периодов по субсидии на госзадание | 4 401 40 131 | 4 401 10 131 | 12 000 000 |
Финансовый результат формируется по общим правилам бухгалтерского учета, но с применением отдельного плана счетов и специфических требований, сформулированных специально для бюджетников. Базой для корректного формирования доходов и расходов является утвержденная смета учреждения-бюджетника.
Окончательный финансовый результат за отчетный период формируется путем закрытия счетов учета доходов и расходов на специально предназначенный для этого счет по бюджетному плану счетов.
-
Анализ документального оформления, синтетического и аналитического учета обязательств
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
-
принятие и подтверждение финансовых обязательств; -
санкционирование выполнения финансовых обязательств; -
подтверждение выполнения финансовых обязательств.
ПАО «Ростелеком», являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами ПАО «Ростелеком» может иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).
Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.
Бюджетное обязательство — то, что ПАО «Ростелеком» предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Например, заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., ПАО «Ростелеком» приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет
ПАО «Ростелеком» данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.
Принятие бюджетных обязательств осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
ПАО «Ростелеком» вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н).
Но, так или иначе, все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на ПАО «Ростелеком».
Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:
-
с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства)
Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).
Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств в конкретной сфере бюджетного финансирования.
Таким образом, в регистрах бухучета применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:
-
первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н); -
следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506); -
следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции); -
еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ.
При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:
-
при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9); -
при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).