ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.
В числе самых распространенных хозяйственных операций, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:
-
оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами; -
выплата заработной платы сотрудникам; -
освоение целевой субсидии.
Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.
Рассмотрим типовые бухгалтерские проводки по учету расчетов с поставщиками и покупателями в бюджетном госучреждении на конкретных примерах.
ПАО «Ростелеком» заключило договор с ООО «Продавец» на сумму 100 000 рублей на приобретение медицинского оборудования за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По условиям договора предусмотрен аванс в сумме 30 000,00 рублей. Бухгалтер составил следующие записи (табл.3):
Таблица 3 – Оплата работ
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс на расчетный счет ООО «Продавец» | 4 206 31 560 | 4 201 11 610 | 30 000,00 |
Учреждение получило оборудование | 4 106 31 310 | 4 302 31 730 | 100 000,00 |
Зачтен выплаченный аванс за поставку оборудования | 4 302 31 830 | 4 206 31 660 | 30 000,00 |
Перечислен остаток за оборудование | 4 302 31 830 | 4 201 11 610 | 70 000,00 |
ПАО «Ростелеком» оказывает платные услуги. С ООО «Информбюро» был заключен договор об оказании информационных услуг на сумму 25 000,00 рублей. По условиям договора предусмотрена частичная оплата в сумме 10 000,00 рублей и частичный взаимозачет: ПАО «Ростелеком» предоставляет услуги (аренда бассейна) на сумму 15 000,00 руб. Бухгалтер отражает записи (табл.4):
Таблица 4 – Оплата услуг
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Обязательства по оплате выполненных информационных услуг приняты к учету, подписан акт выполненных работ | 2 401 20 226 | 2 302 26 730 | 25 000,00 |
Начислен доход за оказанные платные услуги | 2 205 31 560 | 2 401 10 130 | 15 000,00 |
Отражен произведенный взаимозачет между организациями | 2 302 26 730 | 2 205 31 660 | 15 000,00 |
Произведена окончательная оплата поставщику | 2 302 26 730 | 2 201 11 610 | 10 000,00 |
Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:
-
Дт 1 502 11 226; -
Кт 1 502 12 226.
В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:
-
включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств; -
включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
ПАО «Ростелеком» получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы. В данном случае мы будем использовать проводки:
1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):
-
Дт 5 506 10 225; -
Кт 5 502 11 225.
Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:
-
5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия); -
506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями); -
10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году; -
225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.
Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.
2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):
-
Дт 5 502 11 225; -
Кт 5 502 12 225.
Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.
Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:
-
502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства; -
12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Принятые бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в НПА для бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.
-
Анализ документального оформления, синтетического и аналитического учета инвентаризации финансовых обязательств
Инвентаризация финансовых обязательств может быть как плановой — в соответствии с требованиями законодательства, так и инициированной — по решению руководства либо на основе критериев, определенных в локальных нормативах учреждения.
Финансовые и иные обязательства должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):
-
по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики; -
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; -
в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями; -
при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); -
при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса); -
в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА; -
при составлении годовой отчетности; -
при реорганизации или ликвидации учреждения.
ПАО «Ростелеком» вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.
Инвентаризация должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, ему необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.
Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:
1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.
Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя, без которой инвентаризация не может быть проведена.
В ПАО «Ростелекмо» сформирована постоянно действующая комиссия, имеющею соответствующие полномочия, поскольку ПАО «Ростелеком» предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.
2. Отражение сведений о приказе в журнале.
Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.
3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).
Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.
4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.
В данном случае речь идет о заполнении как минимум:
-
описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
-
описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).
Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.
Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом, который регламентирует инвентаризацию.
5. Заполнение отчетных документов:
-
акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17); -
cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.
Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.
Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:
-
перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации; -
причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).
В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.
Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.
Инвентаризационная опись применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:
-
величину долга — в целом, по основной части, процентам; -
величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней; -
подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов; -
просроченную задолженность.
Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.
Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:
-
сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам); -
сведения о контрагентах; -
суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям; -
подтвержденные и неподтвержденные долги; -
суммы с истекшим сроком исковой давности.
Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.
ПАО «Ростелеком» заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:
-
данные о дебиторской и кредиторской задолженности; -
данные о просроченных задолженностях; -
аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.
Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.