Файл: Исследовательская деятельность в образовании Краткое описание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследовательская деятельность в образовании

Краткое описание: 

Библиографическая ссылка для цитирования: Сазонов В.Ф. Исследовательская деятельность в образовании [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2022: [сайт]. Дата обновления: 30.09.2022. URL: https://kineziolog.su/content/issledovatelskaya-deyatelnost-v-obrazovanii (дата обращения: __.__.20___). _________________________

В современных условиях содержание образования должно быть ориентировано не только на усвоение готовых специализированных знаний, но и на формирование различного рода компетенций, готовности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию ("образование в течение жизни"). Поэтому важное значение, кроме запоминания учебной информации ("получения знаний"), приобретает исследовательская деятельность обучающихся.

Анализ профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель), структуры этой деятельности и комплекса профессиональных компетенций показал, что исследовательская деятельность проявляется как один из ведущих компонентов деятельности педагога, представленной трудовыми действиями в сочетании с необходимыми умениями и знаниями и определяют необходимость подготовки студентов педагогического направления к исследовательской деятельности.

Профессиональными задачами, согласно стандарту, выступают: постановка и решение исследовательских задач в области науки и образования; использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Организация исследовательской деятельности занимает важное место в процессе  профессиональной подготовки будущих педагогов и имеет мощный инновационный образовательный потенциал.

Исследовательскую деятельность рассматривают как специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются противоречия, новые, прежде не известные стороны, грани изучаемого объекта. В образовательный процесс в вузе вводится такая деятельность обучающихся как научно-исследовательская работа студентов
 (НИРС) и учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Познавательная деятельность — это сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Основными видами познания являются: чувственное и рациональное:

  • Чувственное - осуществляется через ощущения, восприятие и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.

  • Рациональное - основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания.

Черты научного познания

  • объективно (соответствует действительности);

  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);

  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);

  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Главным смыслом исследования в сфере образования является то, что оно является учебным.

Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в науке.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение учеником субъективно нового знания.

Цель исследовательской деятельности в образовании заключается в приобретении учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности,  развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Результаты и знания, самостоятельно получаемые учеником в результате исследовательской или проектно-поисковой деятельности, являются новыми не для человеческой культуры, а для конкретного учащегося, т.е. личностно значимыми.

Самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей

Последователь И. Г. Песталоцци немецкий педагог-демократ А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить”

. Исследовательская деятельность учащегося – это, в первую очередь, процесс самостоятельного добывания учащимся нового знания. Эта деятельность может иметь самые различные формы, – от применения исследовательских приёмов на уроке до оформления научно-исследовательских работ. Но все формы обязательно предполагают, что деятельность учащихся производится на условиях сотрудничества. Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося, а с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной  активности ученика в его собственную познавательную активность.

Преобразование любого учебного материала в объект научного исследования позволяет усилить мотивационные моменты образовательного процесса, повышает эффективность усвоения знания. В процессе реализации проекта осуществляется саморазвитие личности руководителя проекта - учителя, при одновременном создании условий для развития личности учащегося, выполняющего проект. Принципиальным положением проекта является формирование исследовательской культуры как цели и желаемого результата качества образования.

Учебно-исследовательская деятельность - это самостоятельная поисковая форма учебной работы, основанная на взаимодействии субъектов образовательного процесса, предполагающая активное освоение и использование обучающимися теоретических и эмпирических методов научного познания, ориентированная на формирование у них исследовательских компетенций (https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissertation/2017/12/10/dissertac...).

В качестве содержания образования в этом случае выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности.

 Этапы исследования:

                 постановка проблемы;

                 изучение теории, посвященной данной проблематике;

                 подбор методик исследования и практическое овладение ими;

                  сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

                  собственные выводы.

Исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет её, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.


В процессе осуществления исследовательской деятельности учащиеся создают новые для себя образовательные продукты: гипотезы, методы, средства, выводы. Посредством этого развиваются творческие способности. Они, в свою очередь, повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность является более конкурентоспособной на рынке труда.

 

Ценности исследовательской деятельности:

  • установление истины,

  • личная мотивированность,

  • деятельностный способ получения знаний,

  • творческий подход,

  • выход за рамки нормативов и стандартов для получения новых знаний,

  • коммуникация,

  • продуктивность,

  • защита своих позиций.

Принципы исследовательской деятельности:

 Соответствие методам естественнонаучного исследования. Учебные исследования учащихся принципиально отличаются от научных экспериментов: по степени новизны, по используемой аппаратуре, по сложности, по допускаемым погрешностям в измерениях и т.п. Однако важно, чтобы учащиеся в своих исследованиях проходили все стадии, которые характерны для «взрослых», «настоящих» исследований: осознание проблемы, определение цели исследования, формулировка гипотезы, разработка теоретической модели, определение методики исследования, его проведение, фиксация, обработка и интерпретация результатов, формулировка выводов. Прохождение учениками указанных стадий познавательной деятельности формирует исследовательский стиль мышления и соответствующие умения.

Поуровневого подход к выполнению исследовательских заданий. Уровень владения исследовательскими умениями у обучающихся различен, поэтому важно предоставить им возможность выбора уровня самостоятельности в исполнении исследовательских процедур.

А. Леви выделил три уровня в выполнении учениками экспериментальных исследований:

  • первый уровень: учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты;

  • второй уровень: учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты;

  • третий уровень: учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.


Н.И. Запрудский дополнил данный перечень ещё двумя уровнями:

  • нулевой уровень: учащиеся работают по готовой инструкции, в которой прописаны цель и порядок выполнения работы, гипотеза не указывается, работа учеников носит репродуктивный характер (более того, они зачастую на опыте определяют то, что им уже известно и приведено в учебнике). Именно на нулевом уровне исследования работают учащихся, выполняя традиционные лабораторные работы по физике, химии.

  • четвёртый уровень: учащиеся сами обнаруживают проблему, формулируют цель исследования, предполагают возможные результаты (выдвигают гипотезу), планируют, осуществляют эксперимент и интерпретируют полученные результаты. Здесь им принадлежит ведущая роль в выборе способов работы с изучаемым материалом. Более того, ученики подвергают сомнению известные факты, принятые представления и нормы, осуществляют их экспериментальную проверку с последующим обоснованием. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он изучает в ходе учебного исследования.

Опережающий характер экспериментов. Суть данного принципа заключается в том, что учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в своих экспериментальных исследованиях, раньше, чем они будут изложены и изучены на уроке. Исследования уже по определению не могут быть лишь иллюстрацией изученного материала, ведь этого недостаточно для учебной мотивации школьников. Многие объекты, понятия и явления учащиеся успешно изучают именно посредством самостоятельных исследований. При этом они самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя. «Учитель создаёт такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать и обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах».

Опора на образовательные интересы учащихся. Важно, чтобы решение о проведении внепрограммного исследования, выбор темы были за самим учеником. Учитель должен ориентироваться на познавательные интересы учащихся. Известно, что навязанная учащемуся тема должного образовательного эффекта не даст. Поэтому важно знать, чувствовать интересы и склонности ребёнка, чтобы предложить ему альтернативы, созвучные его желаниям.