Файл: Дисциплина Русский язык и культура речи Практическое занятие 3 Преподаватель Пинаева Ирина Юрьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Русский язык и культура речи
Практическое занятие 3
Выполнил:
Преподаватель:
Пинаева Ирина Юрьевна
Задание 1. Расставьте ударения в словах.
а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕнезис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор, закАзник, знАмение, изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрИя, ломОта, крАшение, мАркетинг, немотА, обеспЕчение, озвУчение, столЯр, украИнец, придАное, отсвЕт, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;
б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килограммОвый, оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, премирОванный;
в) вчистУю, завИдно, задОлго, Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;
г) баловАть, избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, подбодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.
Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.
языковАя клавиатура – языкОвая колбаса
характЕрный разбор – харАктерный мужчина
мОрщить нос – морщИть пальто
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.
ВыбрОсил - брОсить, уплОтнить сроки - плОтный, выдЕлил - дЕлит, уплАтить деньги - плАта, отстАвал - остАть, затАить обиду - тАйна, полИвал - лИть, едИница - одИн, лИнейка - лИния, облЕниться - лЕнь, поспЕвал - спЕлый, улИчённый во лжи - улИка, облИчённый властью – обезлИченный, смЯтение в умах, сИдеть на стуле - сИдя, сЕдеть от горя - седАя, скрИпеть - скрИп, раскАлённая решётка – накАл, крИчать - крИк, захлЕбнуться - взахлЁб, промЕлькнуть - мЕльком, соблАзниться - соблАзн, ослЕпительный – слЕпнуть, лИпучий - лИпкий, неизглАдимый - глАдить, вОзить - вОзит, оглАситься, очАрование - чАры, предвЕщало - вЕсть, умОлять о пощаде - молИться, он умаляет его заслуги - мАлый.
Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами.
Удачливый – удачный, одеть – надеть, подозревать – подразумевать, опровергать – отвергать, представить – предоставить, удивленно – удивительно, недоумение – недоразумение, идеальный – идеалистический, придворный – дворовый, крепостной – крепостник.
Задание 5. Образуйте формы слов.
5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.
Арбитраж - арбитрАжа, бандаж - бандажА, брелок - брелОка, бюллетень - бюллетЕни, инструктаж - инструктАжа, любовь - любвИ, герб – гербА, гусь - гусЯ, гуляш – гуляшА, грош – грошА, выбор - вЫбора, кольцо – кольцА, порт - порта, торт - тОрта.
5.2 Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение.
Длинный – длиннЕе, красивый - красИвее, удобный - удОбнее, веселый - веселЕе, сладкий - слАще, твердый - твЁрже.
5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.
Влечь – влекУ, влечЁшь, влечЁт;
Дремать – дремлЮ, дрЕмлешь, дрЕмлет;
Звонить – звонЮ, звонИшь, звонИт;
Изменить – изменЮ, измЕнишь, измЕнит;
Катить – качУ, кАтишь, кАтит;
Колебать – колЕблю, колЕблешь, колЕблит;
Положить – положУ, полОжишь, полОжит;
Баловаться – балУюсь, балУешься, балУется.
Задание 6. Сделайте стилистическую правку предложений:
1. Теннисист понял, что тактику поединка нужно менять.
2. В продаже есть украшение стоимостью 30 миллионов рублей.
3. Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ.
4. Конструкторы установили сверхмощный двигатель.
7. Все это доказывает, что эти обвинения необоснованны.
8. В результате аварии гонщик получил перелом правой ноги и сильный ушиб левой.
9. Запретить курение в здании института.
10. Пересдача задолженности по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).
Задание 7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.
1. Вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.)
2. Она протянула мне свою нежную, бледную руку. (Т.)
3. Стал накрапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.)
4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.)
5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.)
6. Bсё спало крепким, неподвижным здоровым сном. (Г.)
7. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (П.)
8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (Кор.)
9. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. (//А)
10. Громкий хохот оглашал снежные окрестные поля. (Акс.)
11. Солнце скрылось за передовым, низким, разорванным облаком. (Л. Т.)
12. Мальчик очутился в горячих, душистых, нежных объятиях тёти. (Кат.)
13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими необитаемыми каменными строениями.
14. Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря. (Т.)
15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)
Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Дети - народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)
2. Наше знанье - сила и оружие. (М.)
3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,)
4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.)
5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого партизанами боя. (Сурк.)
6. У Акима было четверо детей, у Петра - никого. (Л. Т.)
7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.)
8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.)
9. Каких бричек и повозок там не было! Одна - зад широкий, а перёд узенький, другая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.)
10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом. (Т.)
11. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (Гонч.)
12. Вы, сударь, - камень, сударь,- лёд. (Гр.)
13. Нам не очень было ловко, но охотники - народ неразборчивый. (Т.)
14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу. (Т.)
15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. (А. Т.)
Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.
9.1. Научный
9.2. Официально – деловой
9.3. Публицистический стиль
9.4. Разговорный
9.5. Художественный
9.6. Художественный
9.7. Официально-деловой
9.8. Научный
Задание 10. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами.
10.1. Футболисты французской команды уверенно оборонялись.
10.2. Российские хоккеисты в очередной раз проиграли финнам
10.3. В финальной игре корейская команда победила.
10.4. В Чемпионате мира по футболу победа досталась команде из Германии.
10.5. Этот профессор читает лекции по современной живописи.
10.6. Мастерство архитекторов Древней Руси вызывает восхищение туристов из разных стран.
10.7. Я давно не был в Пушкинском музее.
10.8. Молодые супруги решили отдохнуть за границей.
10.9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру преподнесли (сделали) ценный подарок.
10.10. Сколько вузов в столице Вашей республики?
10.11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить школу.
10.12. В новом районе города недостаточно яслей и детских садов.
Пермь - 2023