Файл: Содержание понятие корупции. Возникновение корупции. Противодейсвие корупции. Национальная стратегия противодейсвия корупции. Вывод. Понятие корупции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие корупции.
2.Возникновение корупции.
3.Противодейсвие корупции.
4.Национальная стратегия противодейсвия корупции.
5.Вывод.
1. Понятие корупции.
В наше время стало общепринятым понимание того, что коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Это действительно так.
Коррупция, проникнув во все сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры исполнительной и законодательной власти, наносит огромный ущерб экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на моральные, нравственные качества граждан Российской Федерации.
Коррупция дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. В нашей статье основными понятиями являются: "национальная безопасность" и "коррупция".
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
2.Возникновение корупции.
В научной литературе справедливо указывается на то, что истоки, корни коррупции в России следует искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Во время царствования Ивана Грозного произошла первая казнь за взятку - казнили дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся.
В последующие века российские цари и императоры время от времени затевали борьбу с коррупцией. Но эта борьба, как правило, не отмечалась серьезными успехами.
Боролась с коррупцией и советская власть, которой также не удалось устранить причины, порождавшие коррупционные отношения. Видимо, можно считать, что рост коррупции во времена М.С. Горбачева стал одной из причин распада СССР.
В послесоветский период коррупция резко увеличилась, стала агрессивной по отношению к обществу и государству, рекрутировала под свое крыло немалое число граждан России.
Президенты России Б.Н. Ельцин и В.В. Путин неоднократно обращались с призывами развернуть борьбу с коррупцией. Но призывы оставались призывами. Более того, принимаемые ими решения нередко в силу самых разных причин не только противодействовали коррупции, но и создавали вполне определенные условия для роста коррупционности в стране. Достаточно для примера вспомнить о приватизации...
В 2000 г. Россия находилась на 82-м месте в глобальном рейтинге уровня коррупции Transparensy International (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру). В 2009 г. Россия опустилась намного ниже, на 146-е место. Соседи России в рейтинге - Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве...
К главным причинам возникновения и развития коррупции как в прошлом, так и в настоящем можно отнести:
-
низкое качество и серьезные упущения государственной власти при осуществлении экономических и социальных реформ, неудовлетворительная их подготовка; -
слабость, нерешительность, неуверенность действий государства; -
отсутствие или низкое качество принятых антикоррупционных законов, а также подзаконных актов; -
криминализация существенной доли политической элиты общества; -
деградация в моральном плане определенных слоев общества; -
низкий уровень подготовки (кадровой, технической и т.д.) правоохранительных органов, далеко не всегда способных противодействовать организованной преступности, коррумпированным структурам всех уровней; -
возможность использования собственности различных услуг, которые предоставлены бюрократическим элементам; -
весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствие энергичных действенных мер, которые могут быть к ним применены.
Российская коррупция характеризуется следующими особенностями:
-
она послужила негативным инструментом в рамках переходного к рынку этапа развития экономики, содействуя активизации процесса накапливания неправедными путями крупных капиталов и формированию групп олигархов; -
неоправданное, многократное количественное увеличение чиновников, служащих кадровой основой для развития коррупции; -
возникновение и быстрый рост обширной теневой экономики, колоссальных незаконно нажитых денежных ресурсов, которые служат источником финансирования коррупции; -
сложившаяся привычка, высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, в результате чего общество относится к ней снисходительно; -
наличие огромного, все возрастающего разрыва между доходами наиболее богатых и беднейших слоев общества; -
практическая монополия государственных чиновников на огромные права и функциональные возможности; -
массовое взаимопроникновение, кадровый обмен между государственными и коммерческими организациями.
Анализ существующей практики позволил сделать следующие выводы:
-
практически каждый чиновник стремится к максимизации своих доходов, поэтому готов использовать все бюрократические возможности для решения этой задачи; -
бюрократы, казнокрады, взяточники всех уровней опираются на неудовлетворительную работу правоохранительных органов, которые обязаны бороться с экономическими преступлениями, но сами нередко стремятся к мздоимству; -
коррумпированные государственные чиновники кровно заинтересованы не в сильной, а в слабой государственной власти, что обусловливает ограниченный контроль за их деятельностью; -
в условиях рынка коррупция может трактоваться как продажа государственными служащими определенной доли находящейся в их расположении власти. Это приводит к тому, что сама власть становится товаром, зависящим от спроса и предложения. В результате в обществе появляется рынок коррумпированных услуг; -
поскольку коррупция в России носит сложный, системный характер, выступает симптомом очень глубоких болезней нашего общества, борьба с коррупцией не может быть простым делом, а способна реализовываться как сложная система самых разнообразных действий и государства, и общества.
Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
3.Противодейсвие коррупции.
Противодействие коррупции в России основывается на следующих основных принципах:
-
признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; -
законность; -
публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; -
неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; -
комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; -
приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; -
сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
-
установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; -
выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; -
предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз; -
обмена информацией по вопросам противодействия коррупции; -
координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
В России установлены следующие организационные основы противодействия коррупции:
-Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
-Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
-Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
-Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
-Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
-Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законодатель определил: