Файл: Содержание понятие корупции. Возникновение корупции. Противодейсвие корупции. Национальная стратегия противодейсвия корупции. Вывод. Понятие корупции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие корупции.

2.Возникновение корупции.

3.Противодейсвие корупции.

4.Национальная стратегия противодейсвия корупции.

5.Вывод.

1. Понятие корупции.

В наше время стало общепринятым понимание того, что коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Это действительно так.

Коррупция, проникнув во все сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры исполнительной и законодательной власти, наносит огромный ущерб экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на моральные, нравственные качества граждан Российской Федерации.

Коррупция дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. В нашей статье основными понятиями являются: "национальная безопасность" и "коррупция".

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

2.Возникновение корупции.

В научной литературе справедливо указывается на то, что истоки, корни коррупции в России следует искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Во время царствования Ивана Грозного произошла первая казнь за взятку - казнили дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся.


В последующие века российские цари и императоры время от времени затевали борьбу с коррупцией. Но эта борьба, как правило, не отмечалась серьезными успехами.

Боролась с коррупцией и советская власть, которой также не удалось устранить причины, порождавшие коррупционные отношения. Видимо, можно считать, что рост коррупции во времена М.С. Горбачева стал одной из причин распада СССР.

В послесоветский период коррупция резко увеличилась, стала агрессивной по отношению к обществу и государству, рекрутировала под свое крыло немалое число граждан России.

Президенты России Б.Н. Ельцин и В.В. Путин неоднократно обращались с призывами развернуть борьбу с коррупцией. Но призывы оставались призывами. Более того, принимаемые ими решения нередко в силу самых разных причин не только противодействовали коррупции, но и создавали вполне определенные условия для роста коррупционности в стране. Достаточно для примера вспомнить о приватизации...

В 2000 г. Россия находилась на 82-м месте в глобальном рейтинге уровня коррупции Transparensy International (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру). В 2009 г. Россия опустилась намного ниже, на 146-е место. Соседи России в рейтинге - Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве...

К главным причинам возникновения и развития коррупции как в прошлом, так и в настоящем можно отнести:

  • низкое качество и серьезные упущения государственной власти при осуществлении экономических и социальных реформ, неудовлетворительная их подготовка;

  • слабость, нерешительность, неуверенность действий государства;

  • отсутствие или низкое качество принятых антикоррупционных законов, а также подзаконных актов;

  • криминализация существенной доли политической элиты общества;

  • деградация в моральном плане определенных слоев общества;

  • низкий уровень подготовки (кадровой, технической и т.д.) правоохранительных органов, далеко не всегда способных противодействовать организованной преступности, коррумпированным структурам всех уровней;

  • возможность использования собственности различных услуг, которые предоставлены бюрократическим элементам;

  • весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствие энергичных действенных мер, которые могут быть к ним применены.


Российская коррупция характеризуется следующими особенностями:

  • она послужила негативным инструментом в рамках переходного к рынку этапа развития экономики, содействуя активизации процесса накапливания неправедными путями крупных капиталов и формированию групп олигархов;

  • неоправданное, многократное количественное увеличение чиновников, служащих кадровой основой для развития коррупции;

  • возникновение и быстрый рост обширной теневой экономики, колоссальных незаконно нажитых денежных ресурсов, которые служат источником финансирования коррупции;

  • сложившаяся привычка, высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, в результате чего общество относится к ней снисходительно;

  • наличие огромного, все возрастающего разрыва между доходами наиболее богатых и беднейших слоев общества;

  • практическая монополия государственных чиновников на огромные права и функциональные возможности;

  • массовое взаимопроникновение, кадровый обмен между государственными и коммерческими организациями.

Анализ существующей практики позволил сделать следующие выводы:

  • практически каждый чиновник стремится к максимизации своих доходов, поэтому готов использовать все бюрократические возможности для решения этой задачи;

  • бюрократы, казнокрады, взяточники всех уровней опираются на неудовлетворительную работу правоохранительных органов, которые обязаны бороться с экономическими преступлениями, но сами нередко стремятся к мздоимству;

  • коррумпированные государственные чиновники кровно заинтересованы не в сильной, а в слабой государственной власти, что обусловливает ограниченный контроль за их деятельностью;

  • в условиях рынка коррупция может трактоваться как продажа государственными служащими определенной доли находящейся в их расположении власти. Это приводит к тому, что сама власть становится товаром, зависящим от спроса и предложения. В результате в обществе появляется рынок коррумпированных услуг;

  • поскольку коррупция в России носит сложный, системный характер, выступает симптомом очень глубоких болезней нашего общества, борьба с коррупцией не может быть простым делом, а способна реализовываться как сложная система самых разнообразных действий и государства, и общества.


Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3.Противодейсвие коррупции.

Противодействие коррупции в России основывается на следующих основных принципах:

  • признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  • законность;

  • публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

  • неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

  • комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

  • приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

  • сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

  • предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

  • координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.


Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

В России установлены следующие организационные основы противодействия коррупции:

-Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

-Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

-Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

-Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

-Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

-Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законодатель определил: