Файл: Совершенствование проектного управления на муниципальном уровне (на примере Администрации городского округа Красногорск Московской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

48 программ городского округа Красногорск» конкретных и подробных требований к целям проекта, на которые могли бы ориентироваться служащие, ответственные за подготовку паспорта проекта.
Поддерживают внесение в местные нормативные правовые акты конкретных подробных требований к целям проекта и 60% участников проведенного в ходе исследования опроса.
Как показывает проведенный анализ зарубежного опыта, для продвижения грамотного проектного управления активно применяется сертификация специалистов, участвующих в этой деятельности. В этой связи для руководителей ведомственных органов, регулирующих проектную деятельность в администрации городского округа, можно порекомендовать прохождение международной сертификации в области проектного управления. Половина опрошенных называет данную рекомендацию в числе наиболее перспективных.
Одной из причин, по которой государственные и муниципальные служащие не слишком активно стремятся к использованию проектного управления, является отсутствие мотивации. Многие из них воспринимают эти нововведения как что-то навязанное, ненужное, не приносящее пользу, предпочитают старые проверенные методы. Хотя, чтобы полноценно преодолеть подобные предубеждения, наиболее эффективным является масштабное обучение сотрудников этому виду управления, для начала могут помочь различные методы материальной и нематериальной мотивации.
Управление мотивацией – формирование мотивации на качественное и своевременное достижение результатов проекта участников проектов, создание основы для кадровых и административных решений, а также обеспечение обратной связи от руководителей об эффективности работы участников проектов.
Целью управления мотивацией участников проектов является улучшение качества выполнения проектов за счет повышения эффективности работы участников проектов

49
В задачи управления мотивацией входит:

формирование мотивации участников проектов на качественное и своевременное выполнение мероприятий проекта, эффективное взаимодействие различных подразделений, участвующих в проекте, высокий уровень дисциплины;

создание основы для кадровых решений, решений о дополнительном обучении, вознаграждении и дисциплинарных взысканиях;

обеспечение обратной связи от руководителей об эффективности работы участников проектов.
В некоторых регионах, например, Пермский край, Белгородская область
26
и других, где служащими уже массово используется проектное управление, уже сформирована работающая мотивационная политика, успешный опыт которой возможен для использования и на других территориях. Применяются в частности стимулирующие выплаты, для чего в этих субъектах сформированы проектные премиальные фонды, из которых выделяются средства служащим, выступивших с удачной инициативой, касательно инициации нового проекта, ежеквартально премируются участники проекта, выполняющие свою работу без отклонения, а также все участники успешно реализованных проектов. Также активно применяются различные методы нематериального стимулирования.
В Красногорске после реализации проекта Комиссия по проектному управлению при главе городского округа (в случае приоритетных проектов) или заместители главы (в случае ведомственных проектов) готовят предложения главе городского округа о материальном поощрении участников проектов. Для улучшения мотивации муниципальных служащих, основываясь на анализе успешного опыта других территорий, предлагаем применять такие методы нематериального стимулирования, как проведение конкурсов на определение лучшей практики организации проектной
26
Кирилова И. Ю. Опыт внедрения проектного управления на примере Белгородской области. – 2014. – 42 с;
Юрпалов С.Ю. Доклад о текущем состоянии внедрения проектного управления в Пермском крае и планах на II полугодие 2014 г. – 2014.


50 деятельности, лучших профессиональных проектных менеджеров, и на лучшую реализацию народных идей в рамках проектной деятельности, а также предоставление дополнительных дней отдыха по итогам успешной реализации проекта.
Конкурсы предлагается проводить среди подразделений администрации, задействованных в проектной деятельности. Они позволят совершенствовать и распространить опыт организации проектной деятельности, повысить эффективность механизма администрирования деятельности в рамках проектного управления, а также выявить лидера по применению механизмов проектного управления среди органов власти.
Организовать данные конкурсы должен проектный офис администрации. Его функции при этом будут следующие:

подготовить положение о проведении конкурса;

обеспечить распространение информации о целях, задачах, условиях и этапах проведения конкурса;

осуществить прием заявок, поданных на конкурс;

организовать работу жюри Конкурса и подвести итоги конкурса по результатам его работы;

объявить итоги конкурса и поощрить победителей и призеров;

решать иные вопросы, связанные с проведением конкурса.
При оценивании участников жюри будет рассматривать паспорта последних проектов, разработанных участником, форму и периодичность предоставления отчета о статусе и состоянии проекта. После этого можно провести презентацию опыта реализации проектной деятельности в виде выступления перед членами жюри: примеры применения инструментов проектного управления, пути решения и корректировки возникших сложностей и т.д.
Далее проводится определение уровня профессионального соответствия проектных специалистов путем проведения тестирования на определение уровня знаний и навыков в области проектного управлени

51
Участник конкурса, набравший по итогам наибольшую сумму баллов в соответствии с оценочными листами членов жюри, признается победителям.
Призерами признаются участники, имеющие второй и третий результат по сумме баллов. После это проводится награждение победителей и призеров, форму которого выбирает проектный офис.
Половина опрошенных называет применение методов нематериальной мотивации служащих как одно из наиболее перспективных направлений развития проектного управления в муниципальных органах власти.
Для успешного использования механизмов проектного подхода весьма эффективным видится применение специализированных информационных систем по управлению проектами. К сожалению, во многих случаях, создание и техническая поддержка этих систем являются слишком затратными для органа власти. Как показывает опыт Министерства экономического развития, даже при наличии подобных систем, они не всегда полноценно используются, так как многие служащие не обладают необходимыми для их полноценного использования навыками, или же не видят смысла в изменении привычных методов работы и обучения новым.
В городском округе Красногорске для улучшения эффективности применения муниципальных программ, все программы в обязательном порядке регистрируются в подсистеме по формированию муниципальных программ Московской области, автоматизированной информационно- аналитической системы мониторинга социально-экономического развития
Московской области с использованием типового регионального сегмента
ГАС «Управление». Информационная система, предназначена для информационно-аналитической и инструментальной поддержки органов исполнительной власти
Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в части реализации ими своих полномочий и функций в сфере разработки и реализации государственных муниципальных программ.


52
Как упоминалось в первой главе, международные организации, занимающиеся вопросами проектного управления, регулярно проводят конференции, посвященные этой теме. Основываясь на данном опыте можно порекомендовать регулярную организацию конференций, посвященных вопросам проектного управления, среди представителей различных муниципальных образований Московской области, с целью обмена лучшими практиками, налаживания межмуниципальных связей, проведения дискуссий и обсуждения спорных вопросов. Данная инициатива поддерживается 60% участниками опроса.
В заключение следует отметить, что в ходе проведенного исследования, при изучении результатов проектной деятельности
Администрации городского округа Красногорск, возникли некоторые трудности с поиском необходимой информации на официальном сайте администрации. Учитывая, что одним из общепризнанных плюсов проектного управления является повышения открытости и видимости деятельности органов власти, предлагаем уделить больше внимания грамотному размещению информации о проектном управлении на официальном сайте. 47% участников проведенного автором опросом согласно с этой рекомендацией, выделив ее как одну из наиболее перспективных.
Выводы по второй главе. Подводя итоги исследования проектного управления в Администрации городского округа Красногорск Московской области можно констатировать, что в городском округе в целом активно и достаточно успешно применяется проектное управление. Реализация проектов основывается на принятом Постановлении № 609/3 от 30.03.2017
«Об организации проектной деятельности в администрации городского округа Красногорск». Функции проектного офиса выполняет экономическое управление администрации городского округа Красногорск. Создана
Комиссия по проектному управлению при главе городского округа
Красногорск. Большое значение в деятельности Администрации городского

53 округа имеет подготовка и осуществление муниципальных программ. Они регулируются
Постановлением
Администрации городского округа
Красногорск от 19.03.2019 № 524/3 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа
Красногорск».
Вместе с тем при внедрении проектного подхода в деятельность органов местного самоуправления зачастую возникают определенные проблемы.
В частности: отсутствие в администрации органа, специализирующегося конкретно на проектном управлении; недостаточная подготовка муниципальных служащих к работе в рамках проектного управления; невысокая мотивация персонала; сложности с постановкой целей проектов; отсутствие конкретизированных требований к целям проекта в локальных нормативных правовых актах; сложности с освещение результатов реализации проектов в СМИ и на официальном сайте.
В связи с этим, выработан ряд рекомендаций по совершенствованию применения проектного управления в Администрации городского округа
Красногорск.
В первую очередь предлагается выделить в структуре администрации отдельный проектный офис, работники которого будут сфокусированы исключительно на проектном управлении. Кроме того следует рекомендовать проведение целенаправленного обучения, как руководителей, так и рядовых служащих принципам проектного управления.
Руководителям ведомственных проектных органов рекомендуется пройти международную сертификацию в области проектного управления. Также рекомендуется составить конкретные требования к целям проекта и внести их в местные нормативные правовые акты, регулирующие проектную деятельность.
В качестве методов нематериального стимулирования служащих предлагаем организовать конкурс на определение лучшей практики организации проектной деятельности, лучших профессиональных проектных менеджеров, а также на выявление лучших реализаций народных идей в


54 рамках проектной деятельности.
Также можно порекомендовать организовывать конференции, посвященные проектному управлению, с целью обмена опытом проектной деятельности между муниципальными образованиями области. Кроме того хотелось бы предложить улучшить доступность материалов по результатам проектного управления на официальном сайте администрации городского округа.

55
1   2   3   4

Заключение
По результатам проведенного изучения теоретических источников сформулировано следующее понятие проектного управления: под проектным управлением понимается особый вид управленческой деятельности, основанный на предварительно разработанной модели действий по достижению конкретной, оригинальной цели. К базовым характеристикам, отличающих проектное управление от иных видов управленческой деятельности, относятся: автономность; сбалансированность; завершенность; межфункциональность; комплексность; целевое выделение средств; концентрация и персонализация ответственности; оптимальность и перспективность. Также можно выделить отличительные черты проекта в контексте проектного управления на муниципальном уровне: уникальный результат; четко сформулированная цель; заранее определенный временной промежуток на реализацию проекта; ограниченный объем ресурсов; возможность постоянного управления изменениями и оперативной корректировки мероприятий; ориентация на соблюдение ожидаемого уровня качества результата деятельности; объединение специалистов в «команды проекта»; высокая роль информационных технологий.
Исследование зарубежного опыта показывает, что в зарубежной практике проектное управление является перспективной, динамично развивающейся отраслью. Важной особенностью управления проектами в международной практике является существование развитых нормативных документов и систем сертификации специалистов по управлению проектами.
Эти системы имеют как международный, так и национальный статус.
Положительный международный опыт осуществления проектной деятельности, особенно работы крупных международных организаций, занимающихся вопросами проектного управления, а также стран, где оно полноценно встроено в систему государственного и муниципального управления, например Великобритании, можно использовать для совершенствования применения проектного подхода в нашей стране.

56
Изучение нормативных правовых актов и правоприменительной практики органов государственной власти и местного самоуправления в сфере проектного управления позволило прийти к выводу о том, что проектное управление активно развивается в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. Для этого со стороны государства был предпринят ряд мер, таких как введение стандартов, посвященных регулированию данной сферы, принятие методических рекомендаций и инструкций по внедрения проектного управления в деятельность органов власти. В Правительстве Российской Федерации сформированы структуры, предназначенные для более эффективной проектной деятельности. Организовываются региональные и муниципальные проектные офисы. Проектная деятельность в Московской области и в городском округе Красногорск осуществляется на основе, как федеральных нормативных правовых актах, так и принятых на региональном и местном уровне положениях. Проектное управление активно внедряется в практическую деятельность служащих всех уровней.
Исследование проектного управления в городском округе Красногорск показало, что оно здесь применяется в целом активно и достаточно успешно, организована работа ведомственных органов, регулирующих проектную деятельность, приняты локальные нормативные правовые акты в этой сфере.
Проектное управление в городском округе основывается на принятом
Постановлении № 609/3 от 30.03.2017 «Об организации проектной деятельности в администрации городского округа Красногорск». Функции проектного офиса выполняет экономическое управление администрации.
Создана Комиссия по проектному управлению при главе городского округа
Красногорск. Важную роль в местном самоуправлении городского округа играют муниципальные программы. Они регулируются Постановлением
Администрации городского округа Красногорск от 19.03.2019 № 524/3 «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ городского округа Красногорск».