Файл: Совершенствование проектного управления на муниципальном уровне (на примере Администрации городского округа Красногорск Московской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Московский областной филиал
Специальность/направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Образовательная
программа:
Государственное и муниципальное управление
Бакалаврская работа на тему:
«Совершенствование проектного управления на муниципальном уровне
(на примере Администрации городского округа Красногорск
Московской области)»
Автор: обучающийся группы 16ГМУ1о очной формы обучения
____________ /Илий Д.С.
Руководитель: профессор, к.тех.н.,
___________ /Хамалинский И.В.
Красногорск 2020 г.

2
Содержание
Введение .................................................................................................................. 3
Глава 1 Теоретические основы проектного управления .............................. 6
1.1 Сущность и специфика проектного управления ............................................ 6 1.2 Нормативно-правовое регулирование проектного управления в
Российской Федерации ......................................................................................... 12 1.3 Зарубежный опыт проектного управления ................................................... 18
Глава 2 Исследование проектного управления в Администрации
городского округа Красногорск Московской области ................................ 25
2.1 Характеристика Администрации городского округа Красногорск
Московской области ............................................................................................. 25 2.2. Особенности организации проектного управления в Администрации .... 30
городского округа Красногорск Московской области ...................................... 30 2.3 Пути совершенствования проектного управления в Администрации городского округа Красногорск Московской области ...................................... 40
Заключение ........................................................................................................... 55
Библиографический список .............................................................................. 59
Приложения .......................................................................................................... 64


3
Введение
Проектное управления, как современный, перспективный вид управленческой деятельности, отличающийся повышенной эффективностью, в последнее время все чаще находит применение в различных сферах экономики. Несмотря на то, что за рубежом проектное управление берет свое начало в середине прошлого века и на сегодняшний день используется большим количеством крупных международных корпораций, на территории нашей страны до недавнего времени оно оставалось мало применяемым.
Однако в последние годы частные российские компании, нацеленные на получение прибыли, все чаще и чаще используют проектное управление в своей работе, так как оно дает необходимые результаты, позволяет более эффективно использовать ресурсы, повышает рациональность и обоснованность принятия решений, а также положительно сказывается на конкурентоспособности организации.
Международная
Ассоциация
Управления Проектами (IPMA), провела исследование, результаты которого показали, что применение методов и инструментов проектного похода эффективно экономит время и средства, затрачиваемые на реализацию проектов
1
. Но, несмотря на все это, в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации этот вид управления долго оставался не охваченным.
В последние годы со стороны Правительства Российской Федерации были предприняты действия, направленные на внедрение механизмов проектного управления в систему государственного и муниципального управления. Однако возникает ряд проблем в связи с тем, что служащие оказываются не готовы к подобным переменам, относятся к ним с недоверием, так как плохо понимают их необходимость, и к тому же просто не обладают требуемыми навыками для организации проектной работы.
Неоднократно обращает внимание на значимость проектного управления как
1
Якимова М.Н. Возможности и ограничения проектного подхода в контексте реализации нового государственного менеджмента // Ars Administrandi. — 2015 — № 1.

4 одного из основных инструментов управления в органах государственной власти и Президент России в своих Посланиях Федеральному собранию
Российской Федерации.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской
Федерации
2
, проектное управление указано как одно из приоритетных направлений деятельности, способствующее повышению качества государственного управления в стране и эффективности принятия решений за счет «концентрации финансовых, организационных и административных ресурсов в рамках реализации основных направлений социально- экономического развития Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях (национальные, федеральные, ведомственные и региональные проекты)».
Вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования является Администрация городского округа
Красногорск Московской области. В качестве предмета исследования выступают механизмы реализации проектного управления на муниципальном уровне.
Цель исследования — проанализировать механизмы проектного управления в Администрации городского округа Красногорск и разработать рекомендации по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1.
Исследование сущности и специфики проектного управления.
2.
Анализ существующих в Российской Федерации нормативных и правовых основ реализации проектного подхода.
3.
Ознакомление с зарубежным опытом проектного управления.
4.
Изучение практики разработки и реализации проектов в
Администрации городского округа Красногорск.
2
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Правительством Российской Федерации 29.09.2018 г.


5 5.
Разработка рекомендаций по совершенствованию проектного управления в Администрации городского округа Красногорск.
Методология исследования: работа основана на трудах российских ученых в области государственного и муниципального управления: Мазур
И.И., Шапиро В.Д., Товб А.С., Ципес Г.Л., Красильников Д.Г., Якимова
М.Н., Разу М.Л., Лялин А.М., Бронникова Т.М., Чаркина Е.С. и др.; а также на нормативно-правовой базе Российской Федерации. Также было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого по разработанной автором анкете были опрошены действующие государственные и муниципальные служащие, а также будущие государственные служащие из числа выпускников РАНХиГС.
Работа состоит из введения, заключения и двух глав.
В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы реализации проектного управления на муниципальном уровне, а также зарубежный опыт. Во второй главе проанализированы особенности применения проектного подхода в Администрации городского округа
Красногорск, а также предложены рекомендации по его совершенствованию.
В заключении сделаны выводы и рекомендации по всей работе.

6
Глава 1 Теоретические основы проектного управления
1.1 Сущность и специфика проектного управления
В настоящее время проектное управление активно развивается и применяется в самых разных сферах деятельности и местное самоуправление не является исключением. Несмотря на это, пока что не сложились общепринятое устоявшееся определение и единые принципы его использования, а термин «проектное управление» не получил юридического закрепления. При этом достаточно активно используются схожие понятия
«проектный менеджмент» и «управление проектами».
Значения самого понятия «проект» также разнятся в зависимости от области применения. В самом общем смысле, проект это «что-либо, что задумывается или планируется»
3
. Если же говорить в широком смысле, то, как отмечают, например, Товб А.С. и Ципес Г.Л. в своей работе: «проект – это метод, способ достижения, реализации задуманного»
4
. Полковников А. описывает проект как систему, «то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных частей»
5
. Распространен подход к проекту и как к совокупности мероприятий. Упомянутые выше Товб А.С. и Ципес Г.Л. тоже дают подобное определение: «проект – это комплекс взаимосвязанных, интегрированных в единое целое мероприятий, исполняемых для получения определенного результата». Этой же трактовки придерживается и
Правительство РФ: «проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений»
6
Одной из наиболее разносторонних трактовок, подходящих под разные сферы, можно назвать трактовку, предложенную Чаркиной Е.С. в своем научном докладе. В соответствии с ней проект представляет собой
3
Мазур И.И, Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: учебное пособие, 9-е изд., стер. М., 2013.
4
Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – Олимп-Бизнес, 2003.
5
Полковников А. Эффективное управление проектами // М.: Сетевая академия. – 1998.
6
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 №1288 «Об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в
Правительстве Российской Федерации») (ред. от 03.07.2019).


7
«уникальную совокупность действий, элементов, процессов, разворачивающихся и осуществляемых в течение ограниченного, заранее определенного промежутка времени, и направленных на достижение установленных целей и конечных результатов в данной конкретной ситуации, характеризующейся наличием ограниченных управленческих, финансовых и материальных ресурсов»
7
Также в Российской Федерации существует ряд стандартов, которые регулируют деятельность в области проектного управления и в которых можно найти основные понятия, использующиеся в данной сфере. Все эти отечественные стандарты во многом основаны на зарубежных стандартах. К сожалению, сформулированные в них определения проекта различаются между собой, что затрудняет их применение и отрицательно влияет на их эффективность.
Стандарт ГОСТ ISO 9000-2011: «проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам»
8
По ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» проект – «это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных ресурсных ограничений»
9
ГОСТ Р 55348-2012 «Системы управления проектированием» описывает проект как «координированные и контролируемые работы, состоящие из этапов изысканий, выработки концепции проекта, технического проектирования, конструирования и внедрения, предпринимаемых для
7
Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад. – М.: ИЭ РАН, 2017.
8
ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь : Приказ Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст.
9
ГОСТ Р 54869-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом : Приказ Росстандарта от 22.12.2011 № 1582-ст.

8 выполнения предъявленных требований, включая ограничения по времени, затраты и ресурсы»
10
Из расхождений в определении понятия «проект» закономерно вытекает различия в трактовке термина «управление проектами».
В ГОСТ Р 55348-2012 под «управлением проектом» понимается
«планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта». Как указано в ГОСТ ISO 9000-2011 «проектный менеджмент – это эффективная организация управление проектом, направленная на достижение цели проекта».
Что касается самого термина «проектное управление», то здесь большинство ученых сходится во мнении, что проектное управление является особым видом управленческой деятельность. На основании ряда различных подходов к пониманию термина Разу М.Л., Лялин А.М. и
Бронникова Т.М. приводят следующее обобщенное определение: «Проектное управление это особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработке комплексно-системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели»
11
. Существует также другое определение, предложенное
Игнатовой А.М. и схожее по смыслу: «Проектное управление – особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанная модель действий по достижению какой-либо конкретной цели»
12
. Более расширенное определение приводят Васильев А.И. и
Прокофьев С.Е. в своей статье: «Проектное управление как понятие включает в себя набор методов, инструментов и приемов, направленных на достижение цели проекта при балансировании между объемами работы,
10
ГОСТ Р 55348-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы управления проектированием. Словарь терминов, используемых при управлении проектированием: Приказ
Росстандарта от 29.11.2012 № 1717-ст.
11
Разу М.Л., Лялин А.М., Бронникова Т.М. Управление проектом. основы проектного управления: учебник.
Кнорус., 2018.
12
Игнатова А.М. Применение проектного метода в государственном управлении современной России //
Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - № 1.


9 ресурсами (деньги, труд, время, материалы), качеством и рисками»
13
Сапожникова Т.И. отдельно говорит именно о проектном управлении в органах государственной власти и местного самоуправления и определяет его следующим образом: «деятельность, включающая планирование, организацию, мониторинг и контроль проекта (проектов) с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, направленная на эффективное достижение целей проекта (проектов) и эффективную координацию участников проекта»
14
Таким образом, основываясь на вышеприведенных определениях, можно сформулировать следующее понятие проектного управления: под проектным управлением понимается особый вид управленческой деятельности, основанный на предварительно разработанной модели действий по достижению конкретной, оригинальной цели.
Разобравшись с определениями, далее остановимся на основных характеристиках, отличающих проектное управление от иных видов управленческой деятельности. Основываясь на работах ряда исследователей,
Чаркина Е.С. формулирует следующие базовые принципы проектного управления: автономность; сбалансированность; завершенность; межфункциональность; комплексность; целевое выделение средств; концентрация и персонализация ответственности; оптимальность и перспективность
15
В этой же работе предлагаются и основные характеристики проектного управления. В первую очередь стратегическая, закрепляющая возникающие взаимосвязи стратегического и оперативного управления в текущей деятельности по управлению проектами. Эффективное распределение ресурсов показывает экономическая характеристика. Проектное управление
13
Васильев А. И., Прокофьев С. Е. Организация проектного управления в органах государственной власти
//Управленческие науки. – 2016. – №. 4.
14
Сапожникова Т.И. Проектное управление в органах государственной муниципальной власти: сущность, значение и современные тенденции // Экономика. Менеджмент. Человек. – 2019. - №16.
15
Чаркина Е.С. Развитие проектного подхода в системе государственного управления: методология, опыт, проблемы: Научный доклад. – М.: ИЭ РАН, 2017.

10 позволяет сконцентрировать внимание на наиболее приоритетных задачах, что достигается путем меньшего распыления ресурса, усиленного мониторинга и использования внутренних резервов. Также важной является мотивационная характеристика, которая гарантирует направленность задействованных в проекте людей на успешное достижение конечной цели, повышает результаты выполнения профессиональной деятельности, уменьшает затраты рабочего времени. Структурированная характеристика связана с налаживанием связей в команде, коммуникативная показывает согласованность работы этой команды, умение участников проекта вести диалог. Не менее важным являются также консолидирующая и организационная характеристики.
Изучение различных подходов к пониманию проекта в контексте проектного управления, позволяет выделить следующие отличительные черты проекта: уникальный результат; четко сформулированная цель; заранее определенный временной промежуток на реализацию проекта; ограниченный объем ресурсов; возможность постоянного управления изменениями и оперативной корректировки мероприятий; ориентация на соблюдение ожидаемого уровня качества результата деятельности; объединение специалистов в «команды проекта»; высокая роль информационных технологий.
Также можно выделить несколько особенностей проектного управления, характерных именно для государственной и муниципальной службы (см. Рис. 1).