Файл: Формирование компетентностного портрета руководителя производственного предприятия (Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Компетенции современных менеджеров
1.1. Сущность и определение понятий «профессиональная компетенция» и «компетентность»
1.2. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВРЕМЕННЫМ МЕНЕДЖЕРАМ
1.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ»
2.2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОРТРЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ»
1.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный менеджмент отвечает (как и следует из его названия) за создание организации, т.е. за разработку ее организационной структуры и системы управления. Постоянное и правильное осуществление управленческих функций, выработка стандартов и инструкций, контроль за их соблюдением — все это — организационный менеджмент. При наличии такого менеджмента обеспечивается нормальное функционирование организации и успешное достижение стоящих перед ней целей.
Один из подходов к классификации состоит в выделении следующих видов менеджмента:
- Стратегический менеджмент;
- Тактический менеджмент;
- Оперативный менеджмент.
Стратегический менеджмент.
Находится в центре внимания высшего руководства организации. Его задачами являются:
- выбор миссии и формирование стратегических (перспективных) целей, обеспечивающих устойчивое развитие компании ее лидерство на рынке, в отрасли, стране или мире;
- адаптация к изменениям, происходящим во внешнем окружении компании;
- постоянная ориентация компании на удовлетворение потребностей клиентов, потребителей, покупателей.
Тактический менеджмент.
Обеспечивает достижение стратегических целей путем постановки и реализации тактических планов компании. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Результаты тактического менеджмента проявляются быстро и легко соотносятся с конкретными действиями. Он управляет процессами в таких сферах деятельности организации, как маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, управление финансами и кадрами и т.п.
Оперативный менеджмент.
Управляет реализацией оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения задач и ресурсов, а также внесением необходимых корректировок в ход выполнения текущих заданий. Задачей оперативного менеджмента является принятие решений, способных быстро и вовремя корректировать производственные и другие процессы компании.
Второй подход к классификации состоит в выделении отраслевой и функциональной специфики менеджмента. К функциональным относятся такие виды менеджмента, которые присутствуют практически во всех организациях, независимо от того, чем они занимаются:
- производственный (операционный) менеджмент - управление производственными процессами предприятия или основными операциями;
- финансовый менеджмент - управление финансовыми потоками предприятия;
- управление человеческими ресурсами (кадровый менеджмент, менеджмент персонала) - управление процессами подбора, подготовки, продвижения персонала;
- инновационный менеджмент- управление внедрением технических, технологических и управленческих нововведений, обеспечивающих конкурентоспособное развитие предприятия;
- менеджмент в сфере управления потоками материально-технических ресурсов (логистика)- управление доставкой, хранением сырья, оборудования и товаров и т.п.
К отраслевым относятся такие виды менеджмента, специфика которых существенно зависит от той отрасли, в которой работают компании:
- Менеджмент в гостиничном бизнесе;
- Менеджмент в ресторанном бизнесе;
- Менеджмент в девелопменте (строительстве);
- Менеджмент в спорте;
- Банковский менеджмент и т.п.
Помимо рассмотренных подходов к классификации менеджмента иногда выделяют следующие его виды (табл.1).
Таблица 1
Подходы менеджмента
Целевой менеджмент |
Функциональный менеджмент |
Линейный менеджмент |
|
Управление реализацией важнейших функций:
|
Текущее руководство подразделениями организации (часто руководителей отдельных подразделений, обладающих административными полномочиями по отношению к своим подчиненным, называют линейными менеджерами) |
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Исходя из всего выше сказанного, можно четко сказать, что для настоящего профессионального менеджера управление это не только работа, но и стиль жизни. Умение управлять у настоящего специалиста в данной области проявляется во всем. Очень важна способность ладить с людьми, вести их за собой, направлять их деятельность на благо фирмы. Значимо и умение принимать управленческие решения, и наличие творческого подхода, а также владение тайм-менеджментом. Но прежде всего менеджер должен быть человеком, способным к саморазвитию и самоконтролю, человеком образованным и подкованным в своей сфере деятельности. Таким образом, можно сказать, что быть менеджером и в самом деле трудно, а потому важно знать четкие критерии, иметь представление о том, к чему нужно стремиться, чтобы стать настоящим успешным руководителем.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ»
2.1. СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА НА ПРЕДПРИЯТИИ «ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ»
В целом трудовую деятельность менеджера можно разделить на 4 функции. Это: планирование, организация, руководство, контроль. Но не следует полагать, что только менеджер выполняет эти функции. Ему активно помогают остальные работники. Цель работы менеджера - выработать направление развития и правильно организовать работу.
- Планирование. Руководство организацией напоминает управление судном в океане; чтобы попасть в пункт назначения, у вас должна быть карта (то есть своего рода план). В обязанности менеджеров входит разработка планов, которые ставят перед организацией определённые цели, определяют, какие товары и услуги она будет производить и предоставлять, а также какую цену она будет взимать за них. Сюда же относится формулировка миссии, а также разработка стратегии и тактики, которые должны привести организацию к её целям.
- Организация. После того как менеджеры разработали план, они должны создать организацию, которая сумеет его осуществить. Для этого менеджеры разрабатывают организационные структуры, включающие отделы, подразделения и департаменты, описывают роль каждого человека в организации, а также создают системы и процессы, необходимые для оптимального распределения и использования трудовых, финансовых и других ресурсов.
- Руководство. Менеджеры должны руководить своими подчиненными, т.е. мотивировать их к быстрому и эффективному достижению организационных целей.
- Контроль. Чтобы добиться личных и организационных целей, менеджерам необходимо установить такие стандарты работы, которые будут основываться на задачах и целях организации, оценивать эффективность по существующим критериям, сравнивать целевые и достигнутые результаты и, если того требуют обстоятельства, принимать исправительные или предупредительные меры.
Целевое планирование работы менеджера.
Целевое планирование представляет собой планирование, направленное на достижение определенных, заранее известных целей. Целью в планирование организации работы менеджера является повышение эффективности работы при минимуме затрат. В целом весь процесс планирования:
- Формулирование цели;
- Анализ текущего состояния;
- Выявление слабых сторон;
- Проведение наблюдения;
- Проведение мероприятий по улучшению работы;
- Сравнение результатов до и после проведения мероприятий.
Формулирование цели представляет собой важный процесс. От того, правильно ли будет выбрана цель, зависит, что будет подвергнуто исследованию, и какие результаты будут получены.
Анализ текущего состояния необходим в первую очередь для того, чтобы иметь эталон. Сравнение этого эталона с результатом проведения мероприятий по организации работы покажет эффективность проведенных мероприятий.
После проведения анализа, необходимо выявит слабые стороны в организации работы менеджера. В организации работы менеджера, как правило, несколько слабых сторон и именно их необходимо выявить и очень тщательно проанализировать. Если не выявить основные направления работы, то затраты времени и усилий окажутся значительными, а результат - плохим.
Следующий этап - проведение наблюдений - требует тщательной проработки и организации. Сначала необходимо решить, какие наблюдения необходимо провести. Например, при организации рабочего места необходимо провести замеры объема рабочего кабинета, уровня шума, освещения и другие. Для улучшения документооборота необходимо проанализировать документы по различным признакам - степень важности, возможность решения некоторых вопросов другими служащими и пр.
Затем необходимо решить, кто будет проводить наблюдения. Это может быть либо сам менеджер, либо исследователь. В любом случае менеджер должен помогать в проведение исследования и быть заинтересованным в результатах.
После проведения наблюдений необходимо решить вопрос о необходимости проведения мероприятий по улучшению организации работы. Если затраты по проведению этих мероприятий окупятся, то необходимость их проведения очевидна.
Затем проводятся непосредственно мероприятия по улучшению работы менеджера. И в заключении необходимо сравнить полученные результаты с предшествующими. Если труд менеджера улучшился и затраты были незначительны, то мероприятия были проведены правильно.
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению отелем. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 2).
Таблица 2
Требования к профессиональной компетенции менеджеров
Специальные знания |
Человеческие качества |
Понимание природы управленческого труда и процессов управления. |
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени. |
Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы. |
Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления. |
Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений. |
Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации. |
Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени. |
Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий. |
Работа менеджера гостиницы «Президент-Отель»
Работа менеджера гостиницы «Президент-Отель» заключается в организации обеспечения гостей всем необходимым для комфортного и приятного времяпрепровождения в гостинице.
Гостиничные менеджеры являются ответственными за эффективные действия персонала по предоставлению гостиничных услуг и созданию условий для комфортного проживания.
Менеджер гостиницы несет полную ответственность за действия персонала гостиницы. В пределах своей компетенции и в соответствии с предоставленными ему полномочиями (собственниками гостиницы) он определяет прейскурантную политику, распределяет финансы между структурами гостиницы, дает разрешение на расходование средств, устанавливает стандарты обслуживания гостей, дизайна номеров и помещений гостиницы, осуществляет административно-хозяйственное руководство гостиничным комплексом и т.д.
Кроме того, менеджер наблюдает за ежедневными действиями персонала гостиницы. В некоторых случаях гостиничный менеджер может совмещать обязанности как генерального, так и резидентного менеджера.