Файл: «Судебная власть государства: организация и полномочия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зарубежных странах различают судебные системы судов универсальной юрисдикции и системы специализированных судов. Суды универсальной юрисдикции (так называемой внутренней специализации) рассматривают споры, возникающие во всех отраслях права. То есть суды имеют какое-то общее название (например, народный), но есть внутренние специальные подразделения (коллегии), которые рассматривают любые дела. Такие суды характерные для США. Специализированные суды (внешней специализации) формируются как самостоятельные подсистемы судов, которые имеют свою иерархию. Отдельно существует система общих, административных, военных, трудовых, налоговых, финансовых судов и тому подобное. Кроме Федеративной Республики Германии такие системы существуют в Великобритании, Франции и некоторых республиках бывшего СССР (Армения, Молдова)[35].

Независимо от специализации суда, любые суды имеют иерархическую (вертикальную) структуру судебных органов. количество инстанций, проверяющих решение нижестоящего суда, как правило, зависит от масштабов страны колеблется от 2 до 4. В зависимости от этого суды именуются судами первой, второй, третьей и четвертой инстанции. Двухступенчатая судебная система встречается очень редко, как правило, в небольших государствах с простым административно-территориальным делением и небольшим количеством населения. Трехступенчатая судебная система существует во многих странах мира, в том числе Болгарии, Венгрии, Польше. Самая сложная, четырехступенчатая система, присущая таким странам, как Франция и Италия[36].

Для федеративных государств характерны две основные модели построения судебных систем: централизованная (или немецкая) и модель американского типа. Централизованная система типично представлена ​​ФРГ. Система судов не имеет распределения полномочий между судами земель и федеральными судами, все суды Германии объединены системой централизованного обжалования. Количество судебных звеньев зависит от характера суда и составляет 3 (для административных, трудовых социальных судов) или 4 звена (для судов общей юстиции)[37].

Американская модель - это трехступенчатая судебная система, которая предусматривает как федеральную вертикаль, так судебные системы штатов. Федеральная судебная система состоит из 3 ступеней и действует на всей территории США. Большинство штатов также имеют трехступенчатую систему (окружной, апелляционный и Верховный суд), однако в штатах Колорадо и Массачусетс система судов предусматривает 7 уровней[38]. Существуют также смешанные модели, например, в Австралии и Канаде.


Поскольку Россия является федерацией, то в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена двухуровневая структура органов судебной власти: федеральные суды и суды субъектов федерации. К первым были отнесены Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. К судам субъектов Российской Федерации отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи[39].

Таким образом, судебная система - это структурно и функционально взаимосвязанных, сформированных на основе демократических принципов совокупность государственных органов - судов, полномочных в соответствующем процессуальном порядке рассматривать и разрешать споры с целью защиты прав граждан, интересов общества и государства.

2.2 Принципы организации и деятельности судебной власти

Как известно, организация судебной системы выступает одной из предпосылок надлежащей эффективной реализации государственных функций по отправлению правосудия. Все эти процессы должны формироваться на конституционных принципах организации и деятельности судебной власти.

Принципы судебной власти, как и природа судебной власти, имеют объективное содержание. Они отражают уровень правосознания в обществе. Содержание и объем принципов изменялись в истории отечественного судоустройства. Система принципов судебной власти в отечественной науке в основном базируется на принципах правосудия, поскольку в течение длительного времени именно с правосудием была связана деятельность судебных органов. Поэтому сегодня судебная власть и новые ее формы реализации восприняли те основные принципы, на которых базировалось правосудие, добавив к ним новое значение и содержание[40].


Таким образом, основополагающими принципами судебной власти являются объективные правовые начала, которые отражают её природу как независимой ветви государственной власти, идейные начала ее организации и деятельности, прямо закрепленные в конституционных или нормативных актах, или вытекающие из их содержания и правовой природы самой судебной власти.

Ввиду многообразия принципов судебной власти, предлагается их разделять на судоустройственные, судопроизводственные и административно-распорядительные принципы. Именно на их синтезе основана судебная деятельность[41].

Так в современной Конституции РФ, а именно в Главе 7, изложены конституционные принципы судебной власти, среди которых: Традиционно выделяют следующие принципы судебной власти: осуществление правосудия только судом; законность; независимость, неприкосновенность, несменяемость судей; открытое разбирательство дел в суде; состязательность и равноправие сторон.

Эти принципы по сути является и принципами правосудия, но кроме них к принципам судебной власти относятся также такие принципы, как. принцип самостоятельности судебной власти, участия граждан в осуществлении правосудия; сочетание коллегиального и единоличного порядка рассмотрения дел, национального языка судопроизводства в судах. Это не исчерпывающий перечень принципов судебной власти, но именно большинство этих принципов были изложенные в Конституции РФ и Законе «О судебной системе Российской Федерации» и приобрели не декларативное а реальное значение.

Названные принципы относятся как к организации и деятельности органов судебной власти, так и к процедурам рассмотрения дел, то есть к судопроизводству. Все они составляют единую систему принципов правосудия. Рассмотрим основные из этих принципов, которые нашли свое отражение и в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном, Арбитражно-процессуальном кодексах и Кодексе административного судопроизводства, где они наполняются конкретным содержанием и смыслом при их применении в каждом виде судопроизводства.

Осуществления правосудия только судом, является специфически консти­туционным принципом, который исходит из наиболее общих основ конституционного строя. Его значение опреде­ляется, прежде всего, непосредственным харак­тером и приоритетным действием Конституции в обеспечении правосудием прав и свобод чело­века и гражданина. Это положение основывается на конституционном признании прав и свобод в качестве непосредственно действующих в отношении установления и реализации правового статуса личности, пос­кольку именно они определяют смысл, со­держание и применение законов, чем должен быть обусловлен подлинно гуманистический характер всего законодательства[42].


В то же время Конституции РФ в ст. 18 рас­крывает роль правосудия в системе разделе­ния властей: если деятельность законодатель­ной и исполнительной властей связна с необходимостью осуществлять и гарантиро­вать права и свободы человека и гражданина, то именно задача правосудия - реально их обеспечить.

Закрепляя в качестве основы конституцион­ного строя Российской Федерации осущест­вление государственной власти судами (ст. 11 Конституции) обусловлено не только стремлением подчеркнуть значение деятельнос­ти судов в качестве органов государственной власти, но и практической потребностью таким образом организовать функционирование властей, что­бы они могли выступать по отношению друг к другу в системе сдержек и противовесов. Именно конституционное закрепление это­го аспекта разделения властей является при­нципиально новым, поскольку само понятие сдержек и противовесов у нас ранее вообще отсутствовало.

Включение Конституцию РФ положе­ния об осуществлении судами государственной власти (наряду с Президентом, Федеральным собранием и Правительством РФ) наполняет принцип осуществления правосудия толь­ко судом новым содержанием, которое позволяет рассматривать правосудие не только как форму судебной деятельности, но и как форму осуществления государственной власти. Тем самым в нор­мах Конституции получила реализацию одна из главных задач, определённых Концепцией судебной реформы, - утверждение самостоя­тельной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы наря­ду с другими ветвями власти РФ.

Важная гарантия принципа осуществления правосудия только судом — содержится в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ, где закреплено положение о недопущении создания чрезвычайных судов. Необходимость закрепления такой гарантии в Конституции основано на сложившейся практике, связанной с попытками создавать суды, не входящие в конституционную систе­му судебных органов[43].

Неотъемлемым свойством судебной власти является ее единство, который рассматривается как обязательный принцип ее организации и деятельности. Речь идет о том, что суверенная судебная власть обладает своей частью государственной власти (точнее государственно-властными полномочиями) не частично, а в полном объеме. Кроме того, такая власть делает невозможным существование рядом с ней другой равнозначной по своей сути - природе, принципиальным целям, характеру и направленности деятельности - государственно-организованной власти. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. К тому же единая судебная власть характеризуется наличием единого высшего судебного органа - Верховного Суда РФ и установлением общих, единых принципов организации, функционирования и деятельности ее субъектов на всех уровнях - местном, региональном и общегосударственном.


Единство судебной власти - это сложно-структурированная многокомпонентное ее качество, в котором могут быть выделены определенные ее составляющие. Такими компонентами являются единые цели и задачи судов и власти, организационно-правовое единство, единые принципы организации и деятельности, функции, основные субъекты, механизмы и взаимосвязи элементов судебной власти, которые только в совокупности и взаимодействии придают этому сложноорганизованному объекту качества единства.

Важным аспектом формирования законодательной базы является закрепление независимости и неприкосновенности судебной власти. Право на беспристрастное и справедливое правосудие может реализовываться только через независимость.

Следует сказать, что в России никогда не было по-настоящему независимого суда: им была присуща политическая ангажированность, они контролировались системой органов исполнительной власти, судьи были государственными чиновниками, судами руководило министерство юстиции, а назначенные Государем прокуроры надзирали за судебной деятельностью. Поэтому задача утверждения независимого правосудия решалась при отсутствии соответствующих национальных традиций.

Конституциями СССР 1936 и 1977 годов хотя и провозглашалась независимость судей и подчинение их только закону, однако на практике ни о какой самостоятельности судебной власти речь не шла.

Конституцией РФ 1993 года устанавливается не только независимость судей, но и ее конституционные гарантии. Позднее гарантии такой независимости нашли свое развитие и закрепление в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» в главе 2 «Основы статуса судей в РФ».

Установленная система правовых гарантий по своему содержанию соответствует Основным принципам независимости судебных органов, одобренным резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29.11.1985г. и 40/146 от 13.12.1985г[44].

Независимость судей обеспечивается, прежде всего, особым порядком их назначения на должность и освобождения от должности; запретом любого воздействия на судей; защитой их профессиональных интересов; особым порядком привлечения судей к дисциплинарной ответственности; обеспечением государством личной безопасности судей и их семей; обеспечением финансирования и надлежащих условий для функционирования судов и деятельности судей, их правовой и социальной защиты; запретом судьям принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, заниматься по совместительству определенными видами деятельности; привлечением к юридической ответственности виновных лиц за неуважение к судьям и суда; судейским самоуправлением, а неприкосновенность судей - один из элементов их статуса, не является личной привилегией, а имеет публично-правовое назначение - обеспечить осуществление правосудия беспристрастным, объективным и справедливым судом[45].