Файл: У каждой эпохи свои герои. Весь xix век можно смело объявлять веком наполеонизма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У каждой эпохи свои герои. Весь XIX век можно смело объявлять веком наполеонизма. Правда, в первой половине столетия Наполеон становится культовой личностью, а во второй — идеи наполеонизма начинают переосмысливать, это отражается и в литературном творчестве.+
В содержательно-художественной структуре романа Достоевского «Преступление и наказание» важное место занимает наполеоновский мотив, т. е. устойчивый и повторяющийся комплекс идей и представлений, связанных с именем Наполеона. В романе имя Наполеона всплывает неоднократно во внутренних монологах Раскольникова, в его диалогах-спорах с оппонентами Порфирием Петровичем и Соней, в речи его «темного двойника» Свидригайлова и репликах других персонажей.
Наполеоновский мотив складывается в романе из мыслей Родиона Раскольникова о великих людях, которые он развивает во время встреч с Порфирием Петровичем. Дело и теория Раскольникова раскрываются в романе в их подлинной сути, а именно: как стремление к самоутверждению и «проба» на принадлежность к людям «необыкновенным», а его апелляции к имени Наполеона – как стремление представить свое преступление в ложном свете и избежать наказания – прежде всего перед судом своей совести, которая, по мысли Достоевского, является своего рода представительством Бога в глубинах его души.
Ход мысли героя романа здесь таков: если деяния Наполеона – не преступление, ибо он не только не понес за них наказания, но даже был вознесен, то почему же его считают преступником за убийство какой-то «старушонки».
Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время. Основной идеей романа, на мой взгляд, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов убийству, не может быть нравственным, оно не может существовать, и никогда люди не будут счастливы, живя в таком обществе.