Файл: Психологопедагогическое взаимодействие между различными категориями субъектов образовательной среды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Взаимодействие в системах «учитель - класс» и «учитель - ученик»

В педагогической психологии взаимодействие между социально-ролевыми позициями «учитель» и «класс», а также «учитель» и «ученик» всегда находились в центре внимания как базовые для построения практики обучения, воспитания и развития.

Воздействие и взаимодействие в педагогическом общении

Тип взаимодействия «учитель — класс» пред-

ставлен в основном такими формами комму-

никации в системе «личность — группа», как

общении_ фронтальные, организационные и фасилита-

ционные. Учитель выступает для группы в одной из ролей:

  • - как транслятор информации, предписаний, директив и т.д. (фронтальное воздействие);

  • — как организатор внутригрупповых процессов, структурирования группы, направления ее деятельности и взаимодействия участников друг с другом, как лидер группы и т.д. (организационное взаимодействие);

  • — как фасилитатор групповых процессов и отношений в форме провокации, вдохновения, содействия инициативам, собственного примера, воздействия авторитетом и т.д. (содействующее и опосредованное воздействие и взаимодействие).

< Пред

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОРИГИНАЛ

 

 

След >



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Взаимодействие в системах «учитель - класс» и «учитель - ученик»

В педагогической психологии взаимодействие между социально-ролевыми позициями «учитель» и «класс», а также «учитель» и «ученик» всегда находились в центре внимания как базовые для построения практики обучения, воспитания и развития.

Воздействие и взаимодействие в педагогическом общении

Тип взаимодействия «учитель — класс» пред-

ставлен в основном такими формами комму-

никации в системе «личность — группа», как

общении_ фронтальные, организационные и фасилита-

ционные. Учитель выступает для группы в одной из ролей:

  • - как транслятор информации, предписаний, директив и т.д. (фронтальное воздействие);

  • — как организатор внутригрупповых процессов, структурирования группы, направления ее деятельности и взаимодействия участников друг с другом, как лидер группы и т.д. (организационное взаимодействие);

  • — как фасилитатор групповых процессов и отношений в форме провокации, вдохновения, содействия инициативам, собственного примера, воздействия авторитетом и т.д. (содействующее и опосредованное воздействие и взаимодействие).



market.yandex.ru

реклама

Подробнее

Тип взаимодействия «учитель — ученик» представлен всем спектром видов и форм межличностных отношений: воздействие и взаимодействие, симпатия и антипатия, внимание и игнорирование, толерантность и инто-

лерантность, эмпатия и эгоцентризм, уважение и презрение, любовь и ненависть и т.д. Однако даже при общении учителя с классом в целом каждый ученик воспринимает воздействие учителя личностно. В то же время при общении с учеником учитель понимает, что он включен в систему отношений в классе, а ученик понимает, что учитель включен в педагогический коллектив или обобщенную группу «взрослые». В связи с этим любая форма диадных отношений в рамках педагогического общения полисубъектна.

Эти два типа позиционных отношений на практике можно рассматривать между двух полюсов по доминирующему источнику инициативы:

  • 1) парадигма воздействия: учитель выступает активным транслятором знаний, а ученик (класс) находится в позиции реципиента транслируемых знаний и осуществляет активность по инструкции и под руководством учителя. В этой парадигме со стороны учителя доминируют такие формы воздействия, как монолог, директива, контроль. Со стороны ученика актуализированы позиции пассивного слушателя и исполнителя. Послушание и исполнительство являются базовым критерием оценки успешности ученика. В рамках данной парадигмы основной упор делается на память и точность воспроизводства предъявленного знания. Инициатива ученика не приветствуется и рассматривается как нарушение дисциплины и правил поведения;

  • 2) парадигма взаимодействия', учитель и ученик (класс) находятся в коммуникативной ситуации активного взаимодействия и совместно-распределенной деятельности, в ходе которой происходит взаимное развитие ученика (присвоение новых знаний, навыков, развитие способностей) и учителя (профессионально-личностное развитие). В этой парадигме в доминантные задачи учителя входит создание такой ситуации взаимодействия, где могли бы максимально проявляться инициатива и самостоятельность познавательной и учебной деятельности ученика. Задача учителя — актуализировать в ученике творческое начало, вывести учащегося через диалог в позицию мыслителя, активного деятеля. Способность выдвигать инициативы, предлагать нестандартные решения, реализовывать собственные замыслы становится основным критерием оценки успешности ученика. В парадигме взаимодействия основной упор идет на развитие мышления, воображения, продуктивных видов деятельности. Пассивность и безынициативность ученика рассматриваются как признак нарушения взаимодействия учителя с учеником, как результат педагогических ошибок.


Классный час в 5 классе на сплочение коллектива


Классный час разработан для учащихся 5 классов. Данная разработка может быть использована при проведении классных часов, при организации праздника для детей в возрасте от 10 до 12 лет в образовательном учреждении любого типа.
В ходе классного час могут быть созданы «своды» или правила жизнедеятельности классного коллектива. Свод правил жизни, в классном сообществе ведущий или классный руководитель еще раз зачитывает перед ребятами и предлагает оформить их для классного уголка или классной газеты.
Классный час – игра.

Тема классного часа. Полет на космолете «Дружба»

Цель: Сплотить классный коллектив. 
Задачи: 
- создать условия для формирования нравственных качеств: умения дружить, ценить дружбу; для развития умения слушать, понимать, сопереживать; 
- определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще;
- создать условия для развития коммуникативных возможностей у учащихся, умения правильного общения в обществе; 
- для формирования умения высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки;
- создать условия для формирования положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других.

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на нашем космолете. (слайд 1)
- Как же называется наш космолет? 


- А кто такой Друг? И как вы понимаете слово дружба? (дети отвечают на вопросы)
Но прежде чем отправиться в полет мы должны распределиться по экипажам. Из коробочки дети, не глядя, достают вырезанные фигуры разных цветов.


Те, у кого детали одного цвета – будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас 2. А теперь нужно быстро найти своих товарищей, свой экипаж и занять свои места в ракетах. На первой парте ряда, прикреплен стикер нужного цвета.
Итак. Для первого задания вам нужно взяться за руки

, сообща придумать названия вашего экипажа и оформить название. 
Дети оформляют название команды на листе А-4, который прикрепляется к парте. 

Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее? 
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда. Что же такое дружба? Как люди должны общаться между собой, чтобы им было приятно дружить?
Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов. Мы сегодня должны доказать, что вы достойные представители своих экипажей. Но прежде определите правила взаимоотношений в экипаже, позволяющие всем быть друзьями. Напишите, пожалуйста, правила, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести в свои экипажи, а также на «Планету Друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.
Каждая команда называет правила, которые украшают отношения людей.(слайд 2)

На слайде показаны правила общения:
• Излучайте положительные эмоции. Веселый, бодрый, жизнерадостный, спокойный человек всегда привлекает.
• Относись к человеку так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
• Улыбайтесь человеку и старайтесь это делать настоящей улыбкой.
• Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности. 
• Называйте его по имени и так, как он хочет сам.
• Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.
• Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам собеседник.
На каждый стол можно раздать памятки: 
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, у которых их нет. Играй с ними так, чтобы не брать себе самое лучшее. 
Останови друга, если он делает что – то плохое.

Хорошо дружить – значить говорить друг другу только правду; если друг в чем-то по отношению к тебе не прав, скажи ему об этом – не таи зла на него. 
Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть сними мирно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться. 
Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.



На экране появляется стартовая площадка.(слайд3) 

Ну, что мы все готовы к путешествию к незнакомым планетам, осталось завести двигатели наших ракет. Соберите фигуру из деталей, которые вы вытянули.

Первыми с этим заданием справился экипаж…………
Ключ на старт! Двигатели наших ракет запущены. Наш космолет бороздит просторы вселенной.(слайд4)
На экране появляется первая планета. (слайд 5) 


Наш курс на планету «Единение». Чтобы мы могли приземлиться, перед экипажем ставиться задача: найти что-то общее для всех членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги, напишите на нём не менее пяти признаки, которые вас объединяют, время 1 минута, признаков можно писать как можно больше.

Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, вас объединяющих? Нет таких? А кто нашёл больше?
Командир экипажа зачитывает признаки, все вместе считают. Победитель – у кого больше общих признаков. Чем больше общего нашли между собой члены экипажа. Тем легче им будет выполнять сложные задания. Все экипажи нашего классы прошли испытания, но победили в этом конкурсе экипаж ……………… .
И вновь рычат двигатели наш космолет устремляется вдаль и вот на горизонте следующая планета «Ситуация». (слайд 6)

С жителями этой планеты все время случаются какие то происшествия. Вот, что они мне поведали (рассказ выдается командам и одновременно зачитывается учителем).
1.«Спор».
Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
2.«Плохо».
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
-Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.
-Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков?

3. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц: Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.


Думаю, жители этой планеты поняли свои ошибки. Но нам пора снова в путь. Вот и третья планета «Исканий». (слайд 7)

Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно прочитать и закончить пословицы о дружбе. Мы узнали, какие прекрасные ребята учатся в нашем классе.
Капитаны зачитывают то, что у ребят получилось. (слайд 8)

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. и т.д.


А мы неумолимо приближаемся к планете «Бумеранг» (слайд 9) 

Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но причём здесь планета, почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать!
Тут на этой планете мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы стёрлись от времени. Послушайте обрывки фраз и попробуйте отгадать их окончания. (фразы зачитываются и раздаются на столы)
1.«Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жвачку. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что тоже, приклеивал жвачку куда попало, не думая о других людях.
2. «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязными пакетами. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ:….что тоже бросал мусор, не думая о других людях.
3. «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: … что тоже жадничал и не хотел делиться с другими.
4. «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все засмеялись было больно и обидно. И вдруг я вспомнил …»
Примерный ответ: …что я тоже ставил подножки одноклассникам и смеялся когда они падали.