Файл: Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Пояснительная записка:
Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа | Составлена на основе авторской программы О.А.Кожиной «Декоративно-прикладное искусство». Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений. | -расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения ДПИ, самоидентификация личности; -формирование художественно-творческих действий взаимодействия в условиях социально-творческих отношений; -развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности ДПИ; -ознакомить обучающихся с основами декоративно-прикладного искусства: народного, современного, авторского; -развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение; -ознакомить с основами проектной деятельности; -формировать умения и навыки в практической творческой деятельности; -способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности; -способствовать организации творческого общения в процессе обучения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-методический комплект. | Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ | Программа рассчитана на обучение в 5-9 классах в раздельных возрастных группах. Развернутое тематическое планирование составлено для 5-9 классов из расчета 1 часа в неделю (34 часа за учебный год).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы организации учебного процесса. Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год) |
|
2.Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Декоративно-прикладное искусство»:
-
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; -
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; -
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; -
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; -
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; -
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
-
понимать ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека; -
понимать образную сущность искусства; -
эмоционально воспринимать события и персонажи, воспроизведенные в произведениях пластических искусств, их чувства и идеи; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, человеку и обществу, его передаче средствами художественного языка. -
выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка; -
создавать различными средствами выразительные образы природы, человека, животного. -
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий; -
обеспечение сохранности продуктов труда; -
освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством; -
знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями; -
испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; -
овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
3.Содержание учебного предмета, курса
Первые два года обучения (5-6 класс) направлены на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами. Обучение в 7-8 классе направлено на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. В 9 классе обучающиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
-
Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
-
Работа с бумагой
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.
Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
-
Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
-
Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. п.).
Береста — один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек;
оформление книжекмалышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».
-
Кожная пластика
Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.
Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).
-
Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.
-
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.
4.Учебно-тематическое планирование
№ урока | Название тем и уроков | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Средства обучения, в том числе ИКТ |
5 класс | |||
Вводное занятие (2ч) | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности | Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц. | Презентация |
2 | Вводное занятие. Что такое декоративно-прикладное искусство? | Презентация | |
Работа с бумагой (6ч) | |||
3 | Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал | Порядок создания занимательных игрушек из бумаги | Презентация |
4 | Работа с бумагой. Оригами: треугольник, лягушка, сова, рыбки, ворона | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Презентация |
5 | Работа с бумагой. Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Презентация |
6 | Работа с бумагой. Обрывная аппликация «Любимые герои сказок» | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Презентация |
7 | Работа с бумагой. Цепочки для ёлки | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Презентация |
8 | Работа с бумагой. Попугай (мозаика) | Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. | Презентация |
Работа с различными тканями (6ч) | |||
9 | Работа с различными тканями. Азбука по работе с тканями | Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. | Презентация |
10 | Работа с различными тканями. Панно «Букет для мамы» | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно | Презентация |
11 | Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня» | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно | Презентация |
12 | Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня» | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно | Презентация |
13 | Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня» | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно | Презентация |
14 | Работа с различными тканями. Сумочка для обуви | Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления сумочки | Презентация |
Работа с природными материалами (6ч) | |||
15 | Работа с природными материалами. Введение в технику. | Освоение приемов работы с природными материалами. | Презентация |
16 | Работа с природными материалами. Аппликация из плодов и растений. | Подготовка соломы к работе. Отбеливание соломы. Окрашивание соломы | Презентация |
17 | Работа с природными материалами. Аппликация из плодов и растений. | Подготовка соломы к работе. Отбеливание соломы. Окрашивание соломы | Презентация |
18 | Работа с природными материалами. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей. | Подготовка материала: обработка стебля на трубочки, сортировка, резка, замачивание, отглаживание. Перевод деталей на кальку, наклеивание соломки по направлению сбора деталей на деревянной основе | Презентация |
19 | Работа с природными материалами. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», | Разметка деталей. Технология сборки деталей из соломки в изделии.( перевод на кальку, наклейка соломки, вырезание деталей, сборка заготовок панно. | Презентация |
20 | Работа с природными материалами. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», | Разметка деталей. Технология сборки деталей из соломки в изделии ( перевод на кальку, наклейка соломки, вырезание деталей, сборка заготовок панно. | Презентация |
Кожная пластика (6ч) | |||
21 | Кожная пластика. Техника безопасности при работе с кожей. | Техника безопасности при работе с кожей. Знакомство с образцами народного творчества. | Презентация |
22 | Кожная пластика. Художественная обработка кожи. | Техника безопасности при работе с кожей. Знакомство с образцами народного творчества. | Презентация |
23 | Кожная пластика. Изготовление сувенира из кожи. | Освоение техники изготовления различных миниатюрных сувениров. Подготовка материала. Разметка деталей. | Презентация |
24 | Кожная пластика. Изготовление броши из кожи. | Освоение техники изготовления различных миниатюрных сувениров. Подготовка материала. Разметка деталей. | Презентация |
25 | Кожная пластика. Изготовление панно из кожи. | Освоение безопасных приемов работы с кожей. Подбор материала для изготовления панно. Разметка деталей. | Презентация |
26 | Кожная пластика. Изготовление панно из кожи. | Освоение безопасных приемов работы с кожей. Подбор материала для изготовления панно. Разметка деталей. | Презентация |
Морские пришельцы (работа с ракушками) – 6ч | |||
27 | Морские пришельцы (работа с ракушками). Техника безопасности при работе с ракушками. | Изучение техники безопасности при работе с ракушками. | Презентация |
28 | Аппликация из ракушек. | Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление рамки. | Презентация |
29 | Аппликация из ракушек. | Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление рамки. | Презентация |
30 | Объёмные поделки из ракушек. | Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. | Презентация |
31 | Объёмные поделки из ракушек. | Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. | Презентация |
32 | Объёмные поделки из ракушек. | Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек. | Презентация |
Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (2ч) | |||
33 | Выставка работ учащихся | Проведение выставки-ярмарки. | Презентация |
34 | Выставка работ учащихся | Проведение выставки-ярмарки. | Презентация |
6 класс | |||
Вводное занятие (2ч) | |||
| Вводное занятие. Правила техники безопасности | Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | Презентация |
| Вводное занятие. Что такое декоративно-прикладное искусство? | Знакомство с предстоящей программой деятельности. Основные сведения о необходимых материалах, оборудовании, инструментах(повторение) | Презентация |
Работа с бумагой (6ч) | |||
| Работа с бумагой. Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка) пароход, парусник, танк. | Работа различным приемам с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Символы и обозначения оригами. | Презентация |
| Работа с бумагой. Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами | Работа различным приемам с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Символы и обозначения оригами. | Презентация |
| Работа с бумагой. Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» | Выполнение аппликации в обрывной технике. | Презентация |
| Работа с бумагой. Домик для сказочных героев | Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей | Презентация |
| Работа с бумагой. Мозаика из сердечек | Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга. | Презентация |
| Работа с бумагой. Новогодние снежинки | Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга. | Презентация |