Файл: Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Пояснительная записка:

Название, автор и год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Составлена на основе авторской программы О.А.Кожиной «Декоративно-прикладное искусство». Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

  • Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

-расширение культурно-исторической деятельности обучающихся в условиях постижения ДПИ, самоидентификация личности;

-формирование художественно-творческих действий взаимодействия в условиях социально-творческих отношений;

-развитие системы поведенческих ориентиров обучающихся на основе опыта преемственности ДПИ;

-ознакомить обучающихся с основами декоративно-прикладного искусства: народного, современного, авторского;

-развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение;

-ознакомить с основами проектной деятельности;

-формировать умения и навыки в практической творческой деятельности;

-способствовать развитию индивидуальной творческо-поисковой деятельности;

-способствовать организации творческого общения в процессе обучения.

Учебно-методический комплект.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред. В.А.Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ

Программа рассчитана на обучение в 5-9 классах в раздельных возрастных группах.

Развернутое тематическое планирование составлено для 5-9 классов из расчета 1 часа в неделю (34 часа за учебный год).


п/п

Темы

Класс / Количество часов

5

6

7

8

9

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

2

2

2

2

2

2

Работа с бумагой

6

6

6

6

6

3

Работа с различными тканями

6

6

6

6

6

4

Работа с природными материалами

6

6

6

6

6

5

Кожная пластика

6

6

6

6

6

6

Морские пришельцы (работа с ракушками)

6

6

6

6

6

7

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

2

2

2

2

2




Итого

34

34

34

34

34




Формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)

  • беседы;

  • практические занятия;

  • создание проектов;

  • индивидуальные и групповые занятия;

  • коллективная работа;

  • экскурсии;

  • диспуты, викторины;

  • исследовательская деятельность;

  • коллективные творческие проекты;

  • смотры – конкурсы; выставки.







2.Планируемые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения учебного предмета по программе «Декоративно-прикладное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творчес­ком отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера;

  • овладение умением творческого видения с позиций худож­ника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для ре­шения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов, отдельных упражнений по живо­писи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты:

  • понимать ценность искусства и художественно-творческой деятельности человека;

  • понимать образную сущность искусства;

  • эмоционально воспринимать события и персонажи, воспроизведенные в произведениях пластических искусств, их чувства и идеи; эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, человеку и обществу, его передаче средствами художественного языка.

  • выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

  • создавать различными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;

  • обеспечение сохранности продуктов труда;

  • освоение ключевых понятий, связанных с изобразительным искусством;

  • знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного искусства и его выдающимися деятелями;

  • испытание своих возможностей в различных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества;

  • овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

3.Содержание учебного предмета, курса

Первые два года обучения (5-6 класс) направлены на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами. Обучение в 7-8 классе направлено на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям. В 9 классе обучающиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, кора сосны, берёзы, еловые шишки, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.


Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.

  1. Работа с бумагой

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др.

Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

  1. Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

  1. Работа с природными материалами

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. п.).

Береста — один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.

Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек;
оформление книжекмалышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».

  1. Кожная пластика

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, различных миниатюрных сувениров.

Практическая работа: подготовка кожи к работе; работа над эскизом; подбор материала для работы; оформление тематического панно, броши, сувенира, ремешка для часов, миниатюр (применяя термообработку).

  1. Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

  1. Отчётная выставка-ярмарка работ школьников

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки-ярмарки.

4.Учебно-тематическое планирование

№ урока

Название тем и уроков

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Средства обучения,

в том числе ИКТ

5 класс

Вводное занятие (2ч)

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности

Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории происхождения ножниц.

Презентация

2

Вводное занятие. Что такое декоративно-прикладное искусство?

Презентация

Работа с бумагой (6ч)

3

Работа с бумагой. Бумага - замечательный материал

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги

Презентация

4

Работа с бумагой. Оригами: треугольник, лягушка, сова, рыбки, ворона

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Презентация

5

Работа с бумагой. Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Презентация

6

Работа с бумагой. Обрывная аппликация «Любимые герои сказок»

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Презентация

7

Работа с бумагой. Цепочки для ёлки

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Презентация

8

Работа с бумагой. Попугай (мозаика)

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

Презентация

Работа с различными тканями (6ч)

9

Работа с различными тканями. Азбука по работе с тканями

Осваивать правила безопасной работы с иглой и шилом при выполнении изделий. Осваивать виды стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для выполнения изделия по контрасту. Организовывать рабочее место.

Презентация

10

Работа с различными тканями. Панно «Букет для мамы»

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно

Презентация

11

Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня»

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно

Презентация

12

Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня»

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно

Презентация

13

Работа с различными тканями. Панно «Вот моя деревня»

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления панно

Презентация

14

Работа с различными тканями. Сумочка для обуви

Освоение безопасных приемов работы со швейной иглой. Подбор материала для изготовления сумочки

Презентация

Работа с природными материалами (6ч)

15

Работа с природными материалами. Введение в технику.

Освоение приемов работы с природными материалами.

Презентация

16

Работа с природными материалами. Аппликация из плодов и растений.

Подготовка соломы к работе. Отбеливание соломы. Окрашивание соломы

Презентация

17

Работа с природными материалами. Аппликация из плодов и растений.

Подготовка соломы к работе. Отбеливание соломы. Окрашивание соломы

Презентация

18

Работа с природными материалами. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей.

Подготовка материала: обработка стебля на трубочки, сортировка, резка, замачивание, отглаживание. Перевод деталей на кальку, наклеивание соломки по направлению сбора деталей на деревянной основе

Презентация

19

Работа с природными материалами. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб»,

Разметка деталей. Технология сборки деталей из соломки в изделии.( перевод на кальку, наклейка соломки, вырезание деталей, сборка заготовок панно.

Презентация

20

Работа с природными материалами. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб»,

Разметка деталей. Технология сборки деталей из соломки в изделии ( перевод на кальку, наклейка соломки, вырезание деталей, сборка заготовок панно.

Презентация

Кожная пластика (6ч)

21

Кожная пластика. Техника безопасности при работе с кожей.

Техника безопасности при работе с кожей. Знакомство с образцами народного творчества.

Презентация

22

Кожная пластика. Художественная обработка кожи.

Техника безопасности при работе с кожей. Знакомство с образцами народного творчества.

Презентация

23

Кожная пластика. Изготовление сувенира из кожи.

Освоение техники изготовления различных миниатюрных сувениров. Подготовка материала. Разметка деталей.

Презентация

24

Кожная пластика. Изготовление броши из кожи.

Освоение техники изготовления различных миниатюрных сувениров. Подготовка материала. Разметка деталей.

Презентация

25

Кожная пластика. Изготовление панно из кожи.

Освоение безопасных приемов работы с кожей. Подбор материала для изготовления панно. Разметка деталей.

Презентация

26

Кожная пластика. Изготовление панно из кожи.

Освоение безопасных приемов работы с кожей. Подбор материала для изготовления панно. Разметка деталей.

Презентация

Морские пришельцы (работа с ракушками) – 6ч

27

Морские пришельцы (работа с ракушками). Техника безопасности при работе с ракушками.

Изучение техники безопасности при работе с ракушками.

Презентация

28

Аппликация из ракушек.

Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление рамки. 

Презентация

29

Аппликация из ракушек.

Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление рамки. 

Презентация

30

Объёмные поделки из ракушек.

Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек.

Презентация

31

Объёмные поделки из ракушек.

Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек.

Презентация

32

Объёмные поделки из ракушек.

Проектирование изделий из ракушек. Оформление объёмных поделок с использованием различных видов и размеров ракушек.

Презентация

Отчётная выставка-ярмарка работ школьников (2ч)

33

Выставка работ учащихся

Проведение выставки-ярмарки.

Презентация

34

Выставка работ учащихся

Проведение выставки-ярмарки.

Презентация

6 класс

Вводное занятие (2ч)



Вводное занятие. Правила техники безопасности

Ознакомление детей с особенностями занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Презентация



Вводное занятие. Что такое декоративно-прикладное искусство?

Знакомство с предстоящей программой деятельности. Основные сведения о необходимых материалах, оборудовании, инструментах(повторение)

Презентация

Работа с бумагой (6ч)



Работа с бумагой. Оригами: транспорт (автомобиль, кораблик, лодка) пароход, парусник, танк.

Работа различным приемам с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Символы и обозначения оригами.

Презентация



Работа с бумагой. Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами

Работа различным приемам с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Символы и обозначения оригами.

Презентация



Работа с бумагой. Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»

Выполнение аппликации в обрывной технике.



Презентация



Работа с бумагой. Домик для сказочных героев

Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей

Презентация



Работа с бумагой. Мозаика из сердечек

Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга.

Презентация



Работа с бумагой. Новогодние снежинки

Вырезание полосок для квиллинга. Конструирование из основных форм квиллинга.

Презентация