ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здоровье и рыночные отношения. Пациент как пассивный «реципиент» распределяемой медицинской помощи в системе здравоохранения
Подготовил: Карабаев С А
Приняла: Мусрепова З Ж
Шымкент 2023
Презентация
План:
- Цель
- ОВП
- Применение ОВП
- Модели ОВП
- Профессиональная роль врача
- Здравоохранение в условиях рыночной экономики
- Ситуационные задачи
- Тесты
- Заключение
- Литература
Цель состоит в формировании у студентов, чувства социальной ответственности, высокого уровня нравственной и профессиональной культуры, глубокой убежденности в необходимости строгого соблюдения этических норм, правил и принципов в практической деятельности врача.
Цель
Отношение «врач — пациент» (ОВП) является традиционной проблемой врачебной этики. Вместе с тем оно представляет собой и одну из центральных проблем социологии. Социологический подход к исследованию ОВП позволяет раскрыть новые аспекты этого отношения, обнаруживает его сложность, показывает динамику. Врачебная этика как один из видов профессиональной этики делает основной упор на враче и рассматривает это отношение в плане некой активности, исходящей от врача и направленной на пациента. Социология здравоохранения понимает ОВП главным образом как взаимодействие двух личностей. Таким образом, даже первый медико-социологический взгляд на ОВП оказывается боле панорамным, чем медико-этический, так как пациент представляется не только в качестве пассивного реципиента, но и как активный субъект взаимодействия.
Отношение «врач — пациент»
Применение социологического подхода к ОВП конкретизирует систему социальных факторов, существенно влияющих на все стороны рассматриваемого отношения: тип организации общества и системы здравоохранения, профессиональные организации врача и ожидания пациента, роль малых групп — семьи, друзей, коллектив медиков. В итоге социологический подход дает возможность выявить типичные характеристики взаимоотношения врача и пациентов.
Применение социологического подхода к ОВП
Большинство американских моделей ОВП является результатом развития и модификации исходной модели Т. Парсонса. В ней взаимоотношения врача и пациента трактуются с позиций структурно-функционального анализа, для которого в целом характерны подчеркивание решающей роли момента устойчивости системы и оценка различных явлений под этим углом зрения. Оценивая здоровье как одну из функциональных
предпосылок устойчивости социальной системы, Парсонс характеризует пациента как девианта, роль которого даже при временном характере этой «девиантности» нежелательна. На первый план выдвигается проблема прав и обязанностей врача при «узаконивании» болезни, т.е. обосновании «законности» исполнения тем или иным человеком роли больного, решая вопрос наподобие «вратаря» общества.
Моделей ОВП
На основании этих предпосылок Т. Парсонс разработал идеальные типы ролей врача и пациента. Хотя врача и пациента, по его мнению, связывает общая цель — восстановление здоровья последнего, их обязанности и привилегии резко разграничиваются. Пациент обязан: 1) мотивировать свое состояние как больного; 2) искать потенциальную помощь; 3) доверять врачу; 4) освобождаться от выполнения обычных обязанностей и от ответственности за свое состояние.
Идеальные типы ролей врача и пациента
Профессиональная роль врача заключается в выполнении следующих требований:
- 1) действовать для благоденствования пациента, а не в целях корысти;
- 2) руководствоваться правилами профессионального поведения (универсализм), а не какими-либо личными отношениями и групповой принадлежностью;
- 3) максимально использовать свои профессиональные знания для того, чтобы контролировать заболевание (функциональная специфичность);
- 4) быть объективным и эмоционально отключенным (эффектная нейтральность). Конечно, здесь больше присутствует психология, чем социология. На эти различия обращал внимание и Макс Вебер при анализе социального действия
Профессиональная роль врача
Здравоохранение, действуя в условиях рыночной экономики, как и любая другая отрасль, подчиняется законам рынка.
В нашей жизни рынок ассоциируется с таким местом, где можно приобрести одежду, товары хозяйственного назначения, продукты и т.д. Это традиционное место, где продавец и покупатель совершают сделку.
В настоящее время существует много определения рынка, но они все ведут к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений в сфере обмена услуг и товаров, в результате которого формируется спрос, предложение и цена в условиях конкуренции.
«Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества.
Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования и др.». /1/
Здравоохранение в условиях рыночной экономики
Современное здравоохранение является сложной социально-экономической системой. Оно играет одну из важных ролей в движении Казахстана к социально-ориентированному государству. Казахстан на передний план выдвигает проблему удовлетворения социальных потребностей населения, а именно оказание медицинской помощи, связанную с оптимизацией доминирования государственных и рыночных механизмов управления социально-экономической системой. Актуальность исследования проблемы экономических отношений в сфере здравоохранения обусловлена:
— сложностью и неоднозначностью системы экономических отношений в сфере здравоохранения;
— противоречивостью экономических и социальных целей развития лечебных учреждений;
При изучении этих проблем, важно выяснить экономические интересы, стимулы и характеры поведения основных экономических субъектов сферы здравоохранения, а именно: государства, частные интересы государственных служащих, руководителей здравоохранительных учреждений, врачей и другого медицинского персонала, страховых компаний и различных групп населения с их потребностями в медицинских услугах.
Современное здравоохранение
Реципие́нт — (лат. recipere — получать, принимать) это объект или субъект, получающий (принимающий) что-либо от другого объекта или субъекта, называемого в противоположность донором
Т. Шац и М. Холлендер выдвинули три модели ОВП, в качестве критерия для выделения типа модели они взяли состояние организма больного[2]. В их типологии асимметрия в отношениях врача и пациента сохраняется и не может усиливаться или ослабляться в зависимости от характера заболевания.
Реципие́нт
В первой модели «Активность — пассивность» активным является врач, пациент же пассивен, полностью беспомощен. Эта модель отражает такие состояния пациента, как потеря сознания, шок, кома. Роль врача состоит в том, что он «что-то» делает для пациента. Роль пациента — пассивный реципиент, прототип модели отношения «родитель- младенец».
Вторую модель авторы назвали «Руководство и кооперация». Она применима при большинстве острых заболеваний, например при инфекционных болезнях. В этом случае врач говорит пациенту «что делать», а пациент выполняет его указания. Прототипом этих отношений является «родитель — несовершеннолетний ребенок».
В случае таких хронических болезней, как сахарный диабет, миастения и другие, наиболее адекватна модель «Партнерство», при которой роль врача ограничивается тем, что он помогает пациенту «помочь самому себе». В подобных случаях врач выступает преимущественно как советчик, а центр тяжести в осуществлении лечебных мероприятий передвигается к пациенту. В рамках этой модели пациент действует активнее всего и асимметрия в положении врача и пациента, хотя и сохраняется, но весьма незначительна. Прототипом модели служат отношения «взрослый — взрослый».
Три модели ОВП
1. Активными участниками взаимодействия пациент - мед сестра - врач чаще всего являются
- Министерство здравоохранения;
- врач;+
- медицинская сестра;+
- пациент.
2 В выстраивании конструктивной коммуникации помогает
- доминирование над собеседником в разговоре;
- патерналистская модель взаимодействия с пациентом
3) проработка собственных психологических сложностей;+
4) создание вида, что у вас нет собственных психологических сложностей.
3. В современном развитом мире
- государство берёт на себя функцию здравоохранения;+
- государство делегирует функцию здравоохранения на детей гражда
- каждый человек сам обеспечивает собственную охрану здоровья.
4. Взаимодействие пациент - медицинская сестра - врач чаще происходит в рамках
- любой культурной практики;
- медицинской практики;+
- правовой практики;
- юридической практики.
Тест
5 Взаимодействие пациент - медицинская сестра
- простой природной конструкцией;
- простой социальной конструкцией;
- сложной природной конструкцией;
- сложной социальной конструкцией.+
6. Дискоммуникация
1) не оказывает никакого влияния на способность человека психологически восстанавливаться; 2) повышает способность человека психологически восстанавливаться; 3) серьёзно снижает способность человека психологически восстанавливаться.+
7 Люди смогли уживаться друг с другом благодаря развитию
1) оружия; 2) философии; 3) эстетики; 4) этики.+
8 Медицина как культурная практика обеспечивает
1) кормит людей; 2) продолжительность жизни людей и её качество;+ 3) только продолжительность жизни людей; 4) транспортировку людей.
Задача 1
Больной М, 54 года находится на лечении в хирургическом стационаре, по поводу опухоли в легком. Медицинская сестра, выполнявшая назначения врача, во время очередной манипуляции, сказала пациенту, что его состояние безнадежно и лечение не принесет никаких результатов, возможно у него разовьется рак легкого. В результате больной М., попытался совершить попытку самоубийства, его родственники написали жалобу в органы здравоохранения и подали иск о компенсации причиненного морального вреда.
Ответ (правильный). Общение с пациентом предполагает передачу только той информации, которая способствует его скорейшему выздоровлению, мобилизации его ресурсов. Медицинская сестра не имела права передавать всю ту информацию, которой владеют специалисты. Поведение медсестры можно квалифицировать как психологическую ятрогению. Поэтому лучше сказать меньше, чем сказать лишнее. Если у пациента возникают вопросы по поводу болезни и ее прогноза, было бы правильнее сказать: «Я с удовольствием бы обсудила с вами эту тему, я понимаю, что вам важно знать все это, но, к сожалению, я не владею информацией в полном объеме, поэтому рекомендую вам поговорить об этом с вашим доктором».
Ответ (неправильный №1). При общении с пациентом медсестра имеет право сообщить ему о его диагнозе, проинформировать об исходах заболевания и эффективности проводимого лечения.
Ответ (неправильный №2). Медсестра не имеет права рассказывать пациенту о его диагнозе. Но может информировать о диагнозе, лечении и прогнозе его родственников и знакомых.
Задача 2
У Больной, после выполнения инъекции в области локтевого сгиба появилась большая гематома. Она обратился к старшей сестре отделения с требованием провести беседу со своими подчиненными, объясняя свое требование тем, что процедурная медицинская сестра невнимательна, недобросовестно относится к своим обязанностям. Старшая медицинская
сестра была возмущена жалобой пациентки и предложила обратиться в частную клинику, так как у нее все медсестры перегружены и не могут быть внимательны к каждому пациенту.