Файл: Теории происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формирование государства у различных народов шло разными способами. Это образовало различные мнения в разъяснении причин создания государства.

Одна из старейших теорий создания государства - теологическая теория. Она происходит из того, что создание и существование государства обуславливается итогом проявления божьей силы. Следуя теологическим учениям, государство является воплощением божьего провидения и поэтому государственная власть неограниченна временем, незыблема и повиновение ей естественно. Правители действуют по слову бога, их власть носит божественный подтекст, а созданные законы следуют божественной справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках стран Древнего мира нашла ясное выражение теологическая теория.

Наибольшее распространение данная теория получила в эпоху средних веков и подразумевала под собой обоснование преимущества церковной власти над светской. С IX-X вв. образуется теория двух мечей. В ней говорилось <<Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору — светский>>. Они вместе передаются духовным представителям, которые один меч оставляет себе(церковный), а другой передает монарху. Поэтому правитель должен подчиняться прихотям церкви. Но сторонники царской власти утверждают, что монархам вручил меч непосредственно сам бог.

Также нынче эта теория обладает своей актуальностью и есть немного ее последователей.

Есть также и иной взгляд на образование государства - патриархальная теория. В ней говорится о том, что люди - коллективные создания, стремящиеся к связи друг с другом. Эти же связи, в свою очередь, приводят к образованию семьи. А это ведёт к созданию государства. Аристотель, например, трактовал государство как результат размножения семей и их миграций. Также он подразумевал то, что государственная власть - это продолжение и усовершенствование отцовской власти. Аристотель проводил параллели между государственной властью и патриархальной властью главы семейства(отца).

В Китае эта теория развивалась под крылом Конфуция (551 г. - 479 г. до нашей эры). Он видел государство как одну большую семью. Власть императора была подобна власти отца, а отношения между разными слоями общества как семейным, где младшие находятся в прямой зависимости от старших и должны быть преданы своим правителям, быть почтительными и слушаться во всем людей, которые выше по статусу. Правители же обязаны были заботиться о своих подданых, как это, обычно, принято в семье.


Ещё одним сторонником этой теории являлся Р. Филмер (XVII в.), который в своей работе под названием "Патриарх" опровергал то, что власть монарха ограничена, поскольку правитель исходит от Адама, а тот, в свою очередь, получил свою власть от Всевышнего. Адам являлся не только прородителем человечества, но и его властелином. Монархи есть преемники Адама и они, соответственно, по наследству приняли свою власть.

В России сторонником патриархальной теории был социолог русского происхождения Н. Михалковский (1842 г. - 1904 г.)

Представленная теория получила современный отголосок в идеях государственного патернализма, которые подразумевали под собой принятие государством на себя все заботы о своих гражданах и подданных в ситуациях наступления неблагополучной для них ситуации. Положительным в патриархальной теории является то, что ее сторонники, например Н. Михалковский, призывали искоренять из жизни все бессмысленное, вредное для самого человека. Это возможно лишь в таком обществе, которое создано по прототипу семейных отношений.

Договорная теория повествует о том, что государство возникло в после заключения общественного договора. Люди решили договориться между собой, объединившись в государственный союз, образовать власть и подчиняться ей. Необходимость групповой работы людей появилась из-за общественного неравенства в целом, породившего конфликты на почве несправедливости, а также с целью выживания в диких условиях, в окружении враждебный группировок.

Данная теория получила распространение в XVII - XVIII вв. и наиболее выдающимися ее представителям были такие деятели науки как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс и др.

Эти люди считали, что договор о создании государства обговаривался с каждым членом общества и государства. По договоренности люди передают часть своих прав государству, которое должно было защищать их собственность и личную безопасность. Следовательно, не божья Воля, а люди сами являются причиной создания государства.

Сторонники данной теории исходили из тех понятий, что государству предшествует естественное состояние общества. Оно различным образом трактовалось разными учеными. Так, Гиббс уверял о том, что в то время все были против всех, и людям было необходимо объединяться в большие группы. Руссо же, напротив, исходил из того, что в то время расцветал "золотой век" жизни человечества, когда люди обладали своими естественными, прирожденными правами и свободами. Но после появления собственности возникло такое явление как "социальное неравенство". По Руссо, независимость государства принадлежит самому народу, который проживает на ее территории, а правители выступают как слуги народа и люди, обязанные вести отчеты перед своим населением. Правители могут быть сменены по воле власти(народа), в том числе и радикальными путями, например революцией.


Помимо этих теорий есть еще одна - теория насилия. Она объясняет происхождение государства посредством завоевания одних племён другими, т.е. военно-политическим путём. После захвата земель победители стремятся насильственным путём утвердить свою власть на этих территориях. Представителем этой теории является К. Каутский (1854 г. - 1938 г.). Он утверждал, что рабство, прежде всего, возникает из-за стычки племён, в которой победитель подчиняет себе племя побежденных, присваивая себе их земли, после чего, в принудительном порядке, заставляет их работать на себя же, платить им дань или подати. Так и появляется аппарат принуждения для управления побежденными. Данной концепции придерживались ученые Е. Дюринг и Л. Гумплович.

Органическая теория. Её ведущим представителем являлся мыслитель родом из британии: Г. Спенсер, живший в XIX в. Он сопоставлял общество с биологическим организмом, выяснял их сходства и различия, на основе аналогий и терминой из биологии. Результатом этого стало нахождение некоторых закономерностей: общество, как и живой организм, развивается по стадиям, например, переход от простого к сложному организмов. Данное усложнение он наблюдал, в частности, в объединении людей в общественные группы, например племена, города-государства и т.д. По мнению Спенсера, социум функционирует подобно целому организму.

По поводу вопросов создания государства, он недалек был от сторонников теории насилия, предполагая, что в известной истории нет примеров, где государство не возникло бы иначе, если бы не насилие. Государство - результат захвата и порабощения сильными племенами более слабых, а этому следует усложнение структуры общество, появляются сословия и отдельный, правящий, слой населения. Военизированное государство доходит единения на основе власти, иерархии.
В середине ХIХ в. возникла марксистская теория происхождения государства. Ее основные постулаты изложены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса "Немецкая идеология", "Манифест Коммунистической партии", в книге Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Основными причинами происхождения государства основоположники марксизма считали раскол общества на антагонистические классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями в экономическом базисе, которые, в свою очередь, привели появлению частной собственности. Все это подорвало изнутри родовое общество. Отсюда они определяли государство как результат прежде всего социально-экономических процессов развития общества. В государстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.).


Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Петражицкий, например, утверждал, что без правовых переживаний людей невозможно существование устойчивых социальных групп, а также общества и государства. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

Психологической теории придерживались также ученые Г. Тард (США), английский этнограф Д. Фрезер (конец ХIХ - начало ХХ в.), русские юристы Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский.

Ирригационную теорию связуют с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. В своем научном докладе "Восточный деспотизм" он объясняет появление государства необходимостью образования огромных ирригационных построек в аграрных районах. И правда, в первых городах-государствах: Египте, Месопотамии, Индии, Китае происходили процессы образования влиятельных ирригационных систем. Исходя из этого, сформировался слой руководящих, которые знали, как поддерживать в стабильности работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, ремонтировать сооружения и др. Эти работы, как писал Виттфогель, требовали строгого централизованного управления, распределения, учета и др. Эта теория показывала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных районах, но на деле процессы образования государства и написание ирригационных работ шли параллельно, хоть и образование государства было поверхностным, поскольку именно само государство было в состоянии вести такие тяжелые и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Множество ученых исходят из того, что нельзя связывать возникновение государства только с каким-то одним фактором, а именно комплекс факторов, объективные процессы, происходившие в обществе, обусловили появление государственной организации.

Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы, в задачи которой входит систематизация, накопление и закрепление знаний о теориях происхождения государства.


Глава 1. Теории происхождения государства

1.1. Характеристика теорий происхождения государства и права

Уже тысячи лет население Земли живет в условиях государственно-правовой действительности: люди являются гражданами своего государства, подчиняются власти, соотносят свои действия с правовыми нормами. Следовательно, что еще в древности люди начали задумываться над причинами и путями возникновения государства и права. Было создано немало теорий разного калибра, по-разному отвечающих на эти вопросы. Большое количество таких теорий объясняется разными историческими и социальными условиями, в которых жили авторы, или же разнообразием идеологических и философских позиций, к которым они себя относили.

Нет смысла рассматривать те позиции, которые исходят лишь из непознаваемости путей возникновения и сущности государства с правом, из концепции, отождествляющие государство и само общество, полагающие, что право и государство - явления бессрочные, которые присуще любому социуму, так как возникают, по сути, вместе с ним, сохраняя культуру и традиции этого общества. Рассмотрим лишь те теории, которые различают эти два явления и выделяют происхождение государства и права с точки зрения специфической проблемы.

Теологическая теория. Это одна из первых теорий происхождения государства, объясняющая это явление божьей волей. Её представителям были религиозные деятели Древнего Востока и средневековой Европы, идеологи ислама и современных католических церквей(неотомисты). Теологическая теория не рассматривает конкретные пути, способы реализации божественной воли. В то же время она защищает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости подчинения государству как самому Богу, но вместе с тем и зависимости самого государства от божьей воли, которая проявляется лишь через религиозные организации.

Эту теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Вопрос о её истинности решается с вопросом о существовании самого Бога, некого Высшего Разума и т.п., т.е. это вопрос веры больше, чем реальное доказательство появления государства и права.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла еще в древности: ее основателем был сам Аристотель, однако подобные идеи высказывались и в наши времена(Фильмер, Михалковский и др.)