Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Теоретический аспект системы международных кредитных отношений).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Экономическая сущность кредитных отношений
1.2 Сущность, функции и структура международной кредитной системы
2. УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
2.1 Характеристика международных кредитных отношений России в современных условиях
Важным следствием введения санкций против российских банков и компаний стало повышение уровня процентных ставок. Еще в конце 2013 г. правительство обсуждало возможность снизить процентные ставки и эффективность этой меры экономической политики, но уже в марте 2014 г. такая дискуссия перестала быть актуальной. С марта по октябрь ЦБ РФ четыре раза повышал процентные ставки, в результате уровень ключевой ставки вырос с 5,5% в начале года до 9,5% на конец октября 2014 г.[16]
В последнее время сильно возросла роль ЦБ РФ, и у банков, по сути, появился альтернативный источник фондирования. С 2011 г. российский банковский сектор стал все больше полагаться на ресурсы регулятора. Если в 2010 г. присутствие ЦБ РФ в банковской системе составляло в среднем 0,5 трлн руб. в год, или около 1,5% суммарных банковских пассивов, то в 2014 г. на его долю приходится уже порядка 8%. Вместе с Минфином, который размещает в банках свои депозиты, государство, по сути, финансирует в настоящий момент до 12% банковских пассивов. Хотя формально эти средства предоставляются через механизмы рефинансирования, на деле они стали источником фондирования для банков, особенно в условиях, когда темпы роста депозитов физических лиц значительно снизились, а задолженность перед ЦБ РФ из года в год устойчиво растет [18].
Помочь российским банкам в условиях санкций готов Банк России. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ РФ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резерв. Крупнейшие банки РФ заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях. "Газпромбанк" и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений . Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым, поскольку кредитно-финансовая поддержка со стороны российского мегарегулятора и поиск альтернативных резервов роста отечественной экономики вполне реальны и адекватны по своему потенциалу транспарентности.[3, c. 8]
2.2 Взаимоотношения России с международными кредитно-финансовыми организациями на региональном уровне
В настоящее время происходит трансформация долговых отношений РФ с международными финансовыми организациями, имеющими длительную практику существования в международных отношениях, в частности с Международным валютным фондом (МВФ), Всемирным банком и др.[13 c. 33] Обусловлено это тем фактором, что Россия стремится создавать новые геополитические союзы, позволяющие решать, в числе прочего, и финансовые вопросы, связанные с использованием заемных средств. В связи с этим следует отметить тенденцию к увеличению круга субъектов долговых отношений с участием РФ за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.[5, c. 133] Данные международные финансовые организации становятся более действенными на фоне недостаточно эффективной политики МВФ в последние годы. Кроме того, факт появления новых экономических союзов свидетельствует об экономической интеграции отдельных государств. По мнению П.М. Спивачевского, периодизация основных этапов формирования многосторонних банков развития позволяет сделать выводы о востребованности и актуальности создания данных институтов, что обусловлено специфическими целевыми функциями банков развития: поддержки роста национальной экономики страны-участницы, стимулирования интеграционных процессов, сглаживания кризисных явлений и др.[11, c. 5]
Данные факторы позволяют сделать выводы о том, что функционирование банков развития оказывает прямое влияние на экономическую интеграцию стран-участниц посредством кредитно-инвестиционной деятельности и позволяет государствам более объективно управлять собственной долговой политикой; примером подобного управления может стать политика, осуществляемая в рамках ЕАЭС.[13, c. 33]
ЕАЭС был образован в 2014 г. в результате заключения договора между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в основу была положена Декларация о евразийской экономической интеграции 2011 г. Впоследствии к данному Союзу присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика. Договор о ЕАЭС закрепляет то, что данный Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью [6, c. 117]. Как справедливо отмечает С.Н. Пасько, ЕАЭС выступает механизмом евразийской экономической интеграции [10, c. 15]. Цель создания данного Союза обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных государствами-союзниками в Договоре о ЕАЭС и международными договорами между ними. В рамках ЕАЭС функционирует ЕАБР, являющийся международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, а также расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве посредством осуществления инвестиционной деятельности. ЕАБР был учрежден на основании межгосударственного соглашения в 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В настоящее время участниками банка, кроме его учредителей, выступают: Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан и Армения. Уставный капитал Банка составляет 7 млрд долл., в том числе оплаченный - 1,5 млрд. долл., и капитал до востребования - 5,5 млрд. долл.[13, c. 34]
Одним из основных видов деятельности ЕАБР является кредитно-инвестиционная деятельность, связанная с финансированием крупных инвестиционных проектов в евразийском регионе в формах долгосрочного кредитования государственных или частных предприятий, с выпуском гарантий.[10, c. 16]
ЕАБР осуществляет управление средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), который является региональным финансовым фондом объемом 8,5 млрд долл. ЕФСР был учрежден в 2009 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Таджикистаном в целях преодоления негативных кризисных последствий, а также обеспечения долгосрочной устойчивости и содействия интеграции экономик государств-участников. Деятельность ЕФСР координируют министерства финансов государств-участников. Высшим руководящим органом Фонда является Совет Фонда в составе министров финансов государствучастников под председательством министра финансов РФ А.Г. Силуанова.[11, c. 5]
В своей деятельности Фонд использует показатели платежеспособности заемщика, разработанные международными финансовыми организациями, и взаимодействует с данными организациями по следующим направлениям:
- координация рекомендаций в области экономической, в том числе долговой политики;
- совместная подготовка аналитических материалов по вопросам экономического развития, интеграционных процессов, фидуциарных, социальных и иных стандартов;
- изучение и применение лучшей практики корпоративного управления, принятой среди международных финансовых институтов.
Для реализации своей деятельности ЕФСР использует следующие финансовые инструменты:
- финансовые кредиты, предоставляемые только центральным правительствам, в целях поддержки их стабилизационных программ, имеющих целью укрепление устойчивости экономики в связи с угрозой внутренних и внешних кризисов. Данные кредиты поддерживают бюджеты государств и могут использоваться на поддержку национальных валют;
- инвестиционные кредиты, которые выдаются правительствам, а также юридическим лицам, осуществляющим инвестиционные проекты, способствующие интеграции между государствами-членами;
- гранты из доли чистой прибыли Фонда для финансирования государственных программ в социальной сфере.[13, c. 35]
Правила предоставления кредитов базируются на общепризнанных условиях кредитования:
1) кредиты предоставляются на возвратной и платной основе только в долларах США или евро;
2) при кредитовании стран с низкими доходами руководствуются рекомендациями МВФ относительно льготности финансовых условий предоставляемых кредитов, т.е. потенциальный заемщик не должен иметь просроченных обязательств по задолженности перед Фондом, государствами-участниками Фонда или международными финансовыми организациями. [5, c. 118]
Фондом установлены лимиты кредитования для стран-участниц, которые определяют максимальный уровень доступа к средствам ЕФСР для конкретного государства по всем типам кредитов. Данные лимиты установлены пропорционально валовому национальному доходу (ВНД) на душу населения в конкретном государстве. [10, c. 17]
За время существования ЕФСР были выданы финансовые кредиты Беларуси (2011) и Таджикистану (2010) и инвестиционные кредиты Кыргызстану и Армении. Финансовый кредит Беларуси был выделен в размере 3 млрд. долл. для поддержки Стабилизационной программы Правительства и Национального банка Республики Беларусь, направленной на укрепление платежного баланса и пополнение международных резервов.[5, c. 118] Срок погашения данного кредита 10 лет, с плавающей процентной ставкой, но не более 4,9 %. Таджикистану предоставлен кредит в размере 70 млн. долл. сроком погашения 20 лет с фиксированной ставкой 1 %. Кредит выделен для поддержания бюджетного финансирования социальных отраслей. Инвестиционные кредиты предоставлены Армении и Кыргызстану с целью развития дорожной инфраструктуры и сельскохозяйственного сектора экономики в объеме 150 млн. долл. и 80 млн. долл., соответственно. [10, c. 18]
Таким образом, приходим к выводу, что деятельность данных региональных финансовых организаций на евразийском пространстве способствует укреплению бюджетной политики государств-участников ЕАЭС и развивает долговые отношения на условиях, не связанных с политико-экономической модернизацией данных государств, в отличие от МВФ. Кроме того, данные взаимоотношения позволяют РФ избегать негативного влияния долгового бремени со стороны международных финансовых организаций с более строгими правилами возврата предоставленных денежных средств и предлагаемыми направлениями трансформации экономики.[13, c. 37]
В завершение второй главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.
С начала 90-х годов Россия начала принимать активное участие в международных кредитных отношениях. До определенного периода времени, Российская Федерация выступала, как правило, в качестве заемщика денежных средств, которые должны были быть направлены на преодоление сложностей перехода к рыночной экономике.
В последствие, задолженность Российской Федерации перед международными кредитными институтами была погашена.
В последние годы в отношении России были введены международные санкции, которые стали следствием определенных внешнеполитических противоречий. Международная кредитная дискриминация, которая была применена к России в качестве инструмента давления, заставляет руководство страны искать внутренние резервы развития, а также принимать активное участие в создании международных кредитных союзов преимущественно в азиатско-тихоокеанском региона.
Исходя из этого, объективной является тенденция к тому, что увеличивается круг субъектов долговых отношений с участием России за счет финансовых организаций регионального масштаба и относительно новых геополитических союзов, например, Евразийского банка развития (ЕАБР), Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также Банка развития БРИКС и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.
Мировая кредитная система - форма организации международных кредитных отношений. Международные кредитные отношения имеют в качестве основы те принципы, которые принимаются участниками этой системы.
Элементы мировой кредитной системы представлены:
- субъектами международных кредитных отношений;
- формами международного кредита;
- условиями международного кредита.
Виды международного кредита представлены:
- кредитом международных кредитно-финансовых организаций;
- международным банковским кредитом;
- межгосударственным кредитом;
- международным коммерческим (фирменным) кредитом.
Международный кредитный рынок - сфера и форма организации движения кредитных ресурсов между странами. Это часть рынка ссудных капиталов, где предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты.
Условия международного кредита:
- валюта кредита и валюта платежа;
- сумма кредита;
- срок кредита;
- условия использования и погашения кредита;
- стоимость кредита;
- вид обеспечения кредита;
- методы страхования рисков.
Основными международными кредитными организациями являются:
- Международный валютный фонд;
- Международный банк реконструкции и развития;
- Международная финансовая корпорация;
- Международная ассоциация развития;