ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Участники проекта
Проекты выполняются людьми и для людей. Это взаимодействие порождает множество управленческих задач, необходимость выстроить процессы совместной работы между участниками проекта.
Прежде всего определим, кого будем понимать под участниками проекта.
Участники проекта – это физические и/или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта.
И Исполнитель, и Заказчик обязательно являются участниками проекта. А вот сотрудник, который просто интересуется, как идет проект, уже не входит в группу участников проекта. Такие сотрудники относятся к категории "заинтересованных сторон проекта" (или на английский манер, "стейкхолдеров").
О работе с заинтересованными сторонами более подробно будет рассказано в следующих лекциях. Сейчас же скажем кратко, что под заинтересованной стороной будем понимать персону, группу, организацию, систему, которые могут повлиять на проект или чьи интересы затронет выполнение проекта.
В данном разделе сейчас сконцентрируемся на изучении участников проекта, на тех, кто непосредственно выполняет проект.
Критически важным для управления проектом является с самого начала понимать персональную мотивацию, заинтересованность и ответственность участников проекта в выполнении проекта и получения требуемых результатов.
-
-
Во-первых, ожидания от проекта и требования формируются непосредственно во взаимодействии участников проекта. -
Во-вторых, выполнение проекта осуществляется командой участников, от профессионализма и взаимодействия которых напрямую зависит результат.
-
Поэтому важной частью методов управления проектной деятельностью является формирование ролевой модели участников проекта. Это позволяет идентифицировать, кто какие функции в проекте выполняет, и помогает строить управление и взаимодействие с использованием отработанных типовых подходов и методов.
Роли в проекте
Роль в проекте – определенный набор функций и полномочий в проекте, созданный с целью распределения обязанностей между участниками проекта.
Проектную роль можно рассматривать как временную должность в организации.
Выделение ролей позволяет определить набор функций, которые должны выполняться в проекте безотносительно к конкретным персонам участников. В соответствии с ролями можно подбирать людей в команду или распределять ответственность и полномочия между участниками уже сформированного коллектива.
По функциям в проекте можно выделить группы ролей участников, осуществляющие:
-
Управление проектом. -
Выполнение работ проекта. -
Поддержания существования команды проекта.
(1) Группа «Управление проектами». Основные функции участников, относящихся к данной группе: инициация проекта, выделение необходимых ресурсов, формирование требований, управление реализацией и осуществление сдачи/приемки. Здесь выделяются следующие роли:
-
-
Инициатор, -
Куратор (Спонсор), -
Заказчик, -
Руководитель проекта.
-
(2) Группа «Выполнение работ проекта». Для этой группы ключевую роль играет понятие «команда проектa».
Команда проекта – это временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение.
Команда проектa состоит из участников, каждый из которых выполняет в команде одну или несколько ролей.
Выделение ролей по формальным компетенциям определяется в целом предметной областью и более детально – конкретными задачами, которые должны быть решены в проекте. В таблице приведены примеры ролей (по профессиональным компетенциям) в различных областях.
Таблица 1 — Примеры ролей
Область | Название роли |
Информационные технологии |
|
Строительство |
|
Реклама |
|
(3) Группа «Поддержания существования команды проекта». Основная задача участников этой группы – обеспечение существования и работоспособности команды, где условия для взаимодействия имеют ключевое значение. Здесь важно учесть психологические особенности каждого из участников. К этой группе относят те роли, которые помогают создать дружественную и конструктивную атмосферу, обеспечивают мотивацию команды проекта.
В целом, поддержание работы команды – прямая ответственность руководителя проекта. На помощь здесь приходят методы из сферы психологии, касающиеся вопросов группового взаимодействия. Обычно роли распределяются одновременно по двум категориям:
-
формально – по профессиональным компетенциям; -
неформально – по личностным и поведенческим свойствам участников.
Примеры формального распределения ролей среди участников были приведены выше, а теперь посмотрим какие бывают неформальные роли.
Одним из популярных и авторитетных исследований в данном направлении являются работы профессора Мередита Белбина, автора теории групповых ролей. Именно он предложил модели ролевого взаимодействия в коллективах. Согласно предложениям Белбина в каждой проектной команде независимо от ее численного состава должны выполняться следующие роли (неформальное выделение ролей, по поведенческим характеристикам):
-
Председатель (coordinator) – выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям, обеспечивая наилучшее использование ее ресурсов; умеет обнаружить сильные и слабые стороны команды и обеспечить наибольшее применение потенциала каждого участника команды. -
Мотиватор (shaper) – обеспечивает необходимый драйв, чтобы команда продолжала двигаться и не теряла фокус. Придает законченную форму действиям команды, направляет внимание и пытается придать определенные рамки групповым обсуждениям и результатам совместной деятельности. -
Генератор идей (plant) – выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным проблемам, с которыми сталкивается группа. -
Критик (monitor-evaluator) – анализирует проблемы с прагматической точки зрения, оценивает идеи и предложения таким образом, чтобы команда могла принять сбалансированные решения. -
Работник (implementer) – превращает планы и концепции в практические решения. Очевидно, любой безнадежный проект нуждается, по крайней мере, в паре таких пчелок, но сами по себе они не способны принести успех проекту, поскольку не обладают необходимой широтой кругозора. -
Вдохновитель (team worker) – поддерживает силу духа в участниках проекта, оказывает им помощь в трудных ситуациях, пытается улучшить взаимоотношения между ними и в целом способствует поднятию командного настроя. -
Добытчик (resource investigator) – обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах, имеющихся за пределами проектной группы, налаживает внешние контакты, которые могут быть полезными для команды, и проводит все последующие переговоры. -
Контролер (completer) – поддерживает в команде настойчивость в достижении цели, активно стремится отыскать работу, которая требует повышенного внимания, и старается, насколько возможно, избавить команду от ошибок, связанных как с деятельностью, так и с бездеятельностью. -
Специалист (specialist) – обеспечивает глубокое знание ключевой области для команды.
Изначально Белбин выделял восемь ролей, однако впоследствии добавилась еще девятая роль.
Основные рекомендации. Желательно, чтобы все эти роли присутствовали в команде. В среднем у каждого человека есть предрасположенность к 1–3 ролям из перечисленной классификации. У некоторых людей не наблюдается выраженных предпочтений к определенным ролям, они могут выполнять те роли, которые им поручат. Есть люди, которым некомфортно работать в команде в принципе, что также стоит учитывать при формировании команды.
На основании работ Белбина разработаны тесты на определение предпочтительных ролей, доступны для желающих проверить себя и свою команду в интернете (например, здесь).
Ответственность участников команды
Помимо ролевого распределения в команде зачастую необходимо определить персональную ответственность и степень участия в выполнении отдельных этапов и задач проекта.
При составлении матрицы ответственности проекта используют, например, методику RACI. Методика RACI является удобным и наглядным средством планирования ответственности членов проектной команды при выполнении задач на каждом из этапов проекта.
Термин RACI является аббревиатурой наименований степеней ответственности, как показано в таблице 2.
Таблица 2 — Степени ответственности
Название степени ответственности | Обозначение в матрице | Описание |
Исполнитель (Responsible) | Исп. (R) | Несет ответственность за непосредственное исполнение задачи, за качество ее исполнения и сроки реализации. Не несет ответственности за выбор способа решения задачи. У каждой задачи должен быть хотя бы один исполнитель. |
Ответственный (Accountable) | Отв. (A) | Отвечает за конечный результат перед вышестоящим руководством, вправе принимать решения по способу реализации. В качестве ответственного за задачу может назначаться только один человек. |
Консультант (Consulted) | Конс. (C) | Оказывает консультации в ходе решения задач проекта, контролирует качество реализации, согласует принимаемые решения. Взаимодействие с ним носит двусторонний характер. |
Наблюдатель (Informed) | Набл. (I) | Может оказывать консультации в ходе решения задач проекта, не несет ответственности. Его информируют об уже принятом решении, взаимодействие с ним носит односторонний характер. |
Матрица состоит из списка фаз и работ проекта по вертикали и перечня ролей участников (иногда персон) по горизонтали. На пересечении указывается степень ответственности роли (конкретного участника) за данный этап или работу. Пример шаблона матрицы приведен в таблице 3.
Таблица 3 — Матрица ответственности
Фазы / Работы | Роли участников | ||||||||
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Таблица 4 – Пример матрицы ответственности
Работа | Персона | |||
Андрей | Федор | Мария | Анна | |
Составление меню | R/A | I | C | C |
Закупка продуктов | I | I | R | A |
Приготовление | C | I | I | R/A |
Сервировка стола | I | R/A | I | I |