Файл: Д. серікбаев атындаы шыыс азастан мемлекеттік техникалы университеті восточноказахстанский государственный технический универсистет им. Д. Серикбаева.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Д. СЕРІКБАЕВ атындағы ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН МЕМЛЕКЕТТІК ТЕХНИКАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА | Стр. из | |
Сапа менеджменті жүйесі Система менеджмента качества | И ШҚМТУ 701.01-III-2019 Жұмыс оқу бағдарламасын (силлабусты) әзірлеу және рәсімдеу И ВКГТУ 701.01-III-2019 Разработка и оформление рабочей учебной программы (силлабус) |
Қазақстан Республикасының
Білім және ғылым
министрлігі
Д. Серікбаев атындағы
ШҚМТУ
Министерство
образования и науки
Республики Казахстан
ВКГТУ им. Д. Серикбаева
УТВЕРЖДАЮ
Декан ШИ
__________ А.М. Акаев
«___» ___________ 2020 г.
АТОМДЫҚ ФИЗИКА ЖӘНЕ СПЕКТРОСКОПИЯ
Жұмыс модульдік оқу бағдарламасы және силлабус
АТОМНАЯ ФИЗИКА И СПЕКТРОСКОПИЯ
Рабочая модульная учебная программа и силлабус
Білім беру бағдарламасы / Образовательная программа: «5B072300 - Техническая физика»
Пәндерінің коды / Код дисциплины AFS3201
Кредиттер саны / Количество кредитов: 5
Цикл / Цикл: БД
Компонент / Компонент: КВ
Өскемен
Усть-Каменогорск
2020
Рабочая учебная программа (силлабус) разработана в школе «Инженерия» на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего образования, утв. Приказом Министра образования и науки РК от 31.10.2018г. №604, Правил организации учебного процесса по кредитной технологии (Приказ Министра образования и науки РК от 12.10.2018 г. №563), Образовательной программы, Рабочего учебного плана, Каталога элективных дисциплин.
Одобрено учебно-методическим советом ШИ
Председатель Ә. Нургалиева
Протокол №____ от______________________г.
Разработал
старший преподаватель, PhD Д. Ескермесов
СОГЛАСОВАНО:
Декан школы А. Акаев
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
-
Краткое содержание изучаемой дисциплины
Курс «Атомная физика и спектроскопия» - один из разделов курса «Общей физики» и является необходимым для специальности «Техническая физика», а также составным разделом основной теоретической подготовки и подготовки к инженерно-технической деятельности выпускников высшей технической школы. Характерной особенностью этого раздела курса является то, что мы впервые познакомимся со строением вещества на микроскопическом уровне. Обычно в макроскопических теориях различные характеристики вещества, такие как, например, плотность, проводимость, диэлектрическая проницаемость, коэффициент поверхностного натяжения и т. д., вводятся феноменологически. Задача микроскопической теории – научиться вычислять эти и многие другие характеристики. Для этого необходимо научиться описывать строение атомов и молекул, их
взаимодействие друг с другом, а также с внешними (прежде всего электромагнитными) полями.
-
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины:
-
формирование у учащихся базовых знаний в области атомной физики и спектроскопии, приобретение теоретической базы и практических навыков для работы производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности специалиста; -
изучение основ, которые обращены к решению задач и вопросов, связанных с принципами работы спектроскопии -
выработки выводов по наиболее эффективному и адекватному их применению при
работе на различных типах спектроскопии.
Задачи изучения дисциплины:
-
формирование современных естественнонаучных представлений об окружающем материальном мире; -
выработка у студентов методологической направленности, существенной для решения проблем при работе на различных типах спектроскопии; -
формирование у студентов логического мышления, умения точно формулировать задачу, способность вычленять главное и второстепенное, умения делать выводы на основании полученных результатов измерений; -
обучение студентов технике безопасности при работе с оборудованием.
-
Результаты изучения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Атомная физика и спектроскопия» студент должен:
Знать:
-
правила техники безопасности и работы в физических лабораториях с реактивами, приборами. -
основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов микромира; -
физические основы функционирования спектрометров, устройство и назначение спектроскопических аппаратуры; -
основные методы ядерно-физических исследований; -
типы ядерных реакций и их закономерности; -
законы прохождения излучения через вещество; -
источники и детекторы ядерных излучений.
Уметь:
-
пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; -
пользоваться физическим оборудованием; -
производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных; -
использовать полученные знания в практической деятельности проводить оценочные и инженерные расчеты результатов ядерных превращений.
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
-
-
-
Тематический план дисциплины
-
№ темы | Наименование темы, ее содержание | Ссылка на литературу и другие источники | Объем в часах |
1 | 2 | 3 | 4 |
Модуль 1 «Введение в атомную физику» | |||
Лекционные занятия | |||
1 | Атомистическое представление о веществе. Ряд доказательств атомного строения вещества | 1,2,6 | 1 |
2 | Заряженная нерелятивистская частица в электрическом и магнитном полях. Определение электрического заряда электрона. Основы релятивистской динамики частицы | 1,2,3,4 | 1 |
3 | Виды излучения. Энергетические величины излучения. Тепловое равновесное излучение. Законы теплового излучения. Формула Рэлея — Джинса. Формула Планка. Внешний фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Эффект Комптона | 1,5,6,8 | 1 |
Модуль 2 «Модели строения атома» | |||
4 | Закономерности в атомных спектрах. Формула Бальмера. Модель атома Томсона. Опыты по рассеянию альфа-частиц | 2,5,9,10 | 1 |
5 | Планетарная модель атома. Планетарная модель Резерфорда водородоподобных атомов | 2,6,7,8 | 1 |
6 | Квантовые постулаты Бора. Строение водородоподобных атомов в теории Бора. Учет движения ядра в боровской модели атома. Магнитные свойства атома в теории Бора | 4,5,6,8,9 | 1 |
Модуль 3 «Структура и спектры сложных атомов» | |||
7 | Энергетические состояния многоэлектронных атомов. Механические моменты атома. Заполнение электронных оболочек и слоев. Оптические спектры щелочных металлов. Спектр атома во внешнем магнитном поле | 1,8,9,10,11 | 1 |
8 | Рентгеновские спектры. Особенности рентгеновского излучения. Виды рентгеновского излучения. Дифракция и интерференционное отражение рентгеновских лучей | 2,3,4,9 | 1 |
9 | Структура и спектры молекул. Двухатомные молекулы и их энергетические состояния. Общие сведения о молекулярных спектрах. Инфракрасное поглощение. Комбинационное рассеяние | 1,5,7,8 | 1 |
Модуль 4 «Свойства ядер. радиоактивность и ядерные реакции» | |||
10 | Характеристики атомных ядер. Модели ядер | 1,3,4,9,10 | 1 |
11 | Механический, магнитный и электрический квадрупольный моменты ядер | 1,2,6,8 | 1 |
12 | Радиоактивный распад. Ядерные реакции | 3,4,8,7 | 1 |
Модуль 5 «Введение в спектроскопию» | |||
13 | Понятие о спектроскопии. Применение спектроскопии в различных науках. Основные задачи, решаемые с помощью современных спектральных методов. Методы атомной спектроскопии. | 2,3,6,9 | 1 |
14 | Методы молекулярной спектроскопии. Связь энергии и излучения. Формула Планка. Энергетические уровни электронных орбиталей в атомах. Энергетические уровни молекул | 1,2,3,5 | 1 |
15 | Спектроскопия ядерных излучений и частиц. Рассеяние, спектроскопия и детекторы как основа экспериментальной ядерной физики. Типы детекторов, получаемая информация. Характеристики детекторов. Спектр, виды спектров. Опыт Ферми по наблюдению частиц-резонансов | 1,4,7,11 | 1 |
| Итого | | 15 |
Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРОП) | |||
1 | Атом Резерфорда – Бора | | 4 |
2 | Волновые свойства частиц | | 4 |
3 | Свойства атомов | | 2 |
4 | Спектры атомов | | 4 |
5 | Ядерные реакции | | 4 |
6 | Элементарные частицы | | 4 |
7 | Формула Дебая | | 4 |
8 | Квантовые числа, приписываемые элементарным частицам | | 4 |
| Итого | | 30 |
2.2 Задания для самостоятельной работы (СРО)
Тема | Цель и содержание задания | Продол-житель-ность выполне-ния | Форма контроля | Срок сдачи (неделя) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса. | Составить литературный обзор по выбранным к изучению материалам. | 45 | Защита сообщения | 4 |
Подготовка к практическим и семинарским занятиям. | Повторение понятий, поиск информации по заданной проблеме. | 15 | Отчет | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Подготовка к контрольной работе и коллоквиуму, к зачету, экзамену. | Повторение пройденного материала. | 15 | Контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен | 8 |
| Итого | 75 | | |
2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Вид контроля | Академический период обучения, неделя | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Посещаемость | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Конспекты лекций | | | | | | | * | | | | | | | | * |
Устный опрос | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
Коллоквиум | | | | | | | | | | | | | | | |
Тестовый опрос | | | | | * | | | | | * | | | | | * |
Реферат | | | | * | | | | * | | | | | | | |
Рубежное тестирование | | | | | | | * | | | | | | | | * |
Всего | | | | | | | | | | | | | | | |
По результатам текущего контроля формируется результат рубежного контроля (рейтинг).
Преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.
-
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Шпольский, Э.В. Атомная физика / Э.В. Шпольский. - М.: Наука, 1984. - Т.1. - 552 с.
2. Шпольский, Э.В. Атомная физика / Э.В. Шпольский. - М.: Наука, 1974. - Т.2. - 447 с.
3. Сивухин, Д.В. Атомная и ядерная физика / Д.В. Сивухин. М.: Наука, 1986. - 416 с.
4. Добрецов, Л.Н. Атомная физика / Л.Н. Добрецов. - М.: Физматгиз, 1960. - 348 с.
5. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. - М.: Наука, 1988. Т.2. - 496 с.
6. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. -М.: Наука, 1987. - Т. 3. - 317 с.
Дополнительная литература
-
Фриш, С.Э. Курс общей физики / С.Э. Фриш, А.В. Тиморева. - М.: ГИТ-ТЛ, 1957. - Т. 3. - 608 с. -
Гольдин, Л.Л. Введение в квантовую физику / Л.Л. Гольдин, Г.И. Новикова. - М.: Наука, 1988. - 656 с. -
Иродов, И.Е. Сборник задач по атомной физике и ядерной физике / И.Е. Иродов. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 215 с. -
Кислов, А.Н. Атомная и ядерная физика / А.Н. Кислов. – Екатеринбург: из. Уральского Университета, 2017. – 276 с.
4. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
-
Требования преподавателя
-
посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным; -
присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания; -
два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия; -
оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются; -
повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается; -
студенты, получившие средний рейтинг Рср. = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются; -
в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены; -
студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.