Файл: Д. серікбаев атындаы шыыс азастан мемлекеттік техникалы университеті восточноказахстанский государственный технический универсистет им. Д. Серикбаева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Д. СЕРІКБАЕВ атындағы ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН МЕМЛЕКЕТТІК ТЕХНИКАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ им. Д. СЕРИКБАЕВА


Стр. из


Сапа менеджменті жүйесі

Система менеджмента качества

И ШҚМТУ 701.01-III-2019

Жұмыс оқу бағдарламасын (силлабусты) әзірлеу және рәсімдеу

И ВКГТУ 701.01-III-2019

Разработка и оформление рабочей учебной программы (силлабус)




Қазақстан Республикасының

Білім және ғылым

министрлігі

Д. Серікбаев атындағы

ШҚМТУ

Министерство

образования и науки

Республики Казахстан

ВКГТУ им. Д. Серикбаева

УТВЕРЖДАЮ

Декан ШИ

__________ А.М. Акаев

«___» ___________ 2020 г.
АТОМДЫҚ ФИЗИКА ЖӘНЕ СПЕКТРОСКОПИЯ

Жұмыс модульдік оқу бағдарламасы және силлабус
АТОМНАЯ ФИЗИКА И СПЕКТРОСКОПИЯ

Рабочая модульная учебная программа и силлабус


Білім беру бағдарламасы / Образовательная программа: «5B072300 - Техническая физика»

Пәндерінің коды / Код дисциплины AFS3201

Кредиттер саны / Количество кредитов: 5

Цикл / Цикл: БД

Компонент / Компонент: КВ


Өскемен

Усть-Каменогорск

2020

Рабочая учебная программа (силлабус) разработана в школе «Инженерия» на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего образования, утв. Приказом Министра образования и науки РК от 31.10.2018г. №604, Правил организации учебного процесса по кредитной технологии (Приказ Министра образования и науки РК от 12.10.2018 г. №563), Образовательной программы, Рабочего учебного плана, Каталога элективных дисциплин.
Одобрено учебно-методическим советом ШИ
Председатель Ә. Нургалиева

Протокол №____ от______________________г.


Разработал

старший преподаватель, PhD Д. Ескермесов

СОГЛАСОВАНО:

Декан школы А. Акаев

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    1. Краткое содержание изучаемой дисциплины

Курс «Атомная физика и спектроскопия» - один из разделов курса «Общей физики» и является необходимым для специальности «Техническая физика», а также составным разделом основной теоретической подготовки и подготовки к инженерно-технической деятельности выпускников высшей технической школы. Характерной особенностью этого раздела курса является то, что мы впервые познакомимся со строением вещества на микроскопическом уровне. Обычно в макроскопических теориях различные характеристики вещества, такие как, например, плотность, проводимость, диэлектрическая проницаемость, коэффициент поверхностного натяжения и т. д., вводятся феноменологически. Задача микроскопической теории – научиться вычислять эти и многие другие характеристики. Для этого необходимо научиться описывать строение атомов и молекул, их
взаимодействие друг с другом, а также с внешними (прежде всего электромагнитными) полями.


    1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины:

  • формирование у учащихся базовых знаний в области атомной физики и спектроскопии, приобретение теоретической базы и практических навыков для работы производственной, научно-исследовательской и проектной деятельности специалиста;

  • изучение основ, которые обращены к решению задач и вопросов, связанных с принципами работы спектроскопии

  • выработки выводов по наиболее эффективному и адекватному их применению при

работе на различных типах спектроскопии.
Задачи изучения дисциплины:

  • формирование современных естественнонаучных представлений об окружающем материальном мире;

  • выработка у студентов методологической направленности, существенной для решения проблем при работе на различных типах спектроскопии;

  • формирование у студентов логического мышления, умения точно формулировать задачу, способность вычленять главное и второстепенное, умения делать выводы на основании полученных результатов измерений;

  • обучение студентов технике безопасности при работе с оборудованием.




    1. Результаты изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Атомная физика и спектроскопия» студент должен:

Знать:

  • правила техники безопасности и работы в физических лабораториях с реактивами, приборами.

  • основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов микромира;

  • физические основы функционирования спектрометров, устройство и назначение спектроскопических аппаратуры;

  • основные методы ядерно-физических исследований;

  • типы ядерных реакций и их закономерности;

  • законы прохождения излучения через вещество;

  • источники и детекторы ядерных излучений.

Уметь:

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • пользоваться физическим оборудованием;

  • производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;

  • использовать полученные знания в практической деятельности проводить оценочные и инженерные расчеты результатов ядерных превращений.


2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ








    1. Тематический план дисциплины






темы

Наименование темы, ее содержание


Ссылка на литературу и другие источники

Объем в часах

1

2

3

4

Модуль 1 «Введение в атомную физику»

Лекционные занятия

1

Атомистическое представление о веществе. Ряд доказательств атомного строения вещества

1,2,6

1

2

Заряженная нерелятивистская частица в электрическом и магнитном полях. Определение электрического заряда электрона. Основы релятивистской динамики частицы

1,2,3,4

1

3

Виды излучения. Энергетические величины излучения. Тепловое равновесное излучение. Законы теплового излучения. Формула Рэлея — Джинса. Формула Планка. Внешний фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Эффект Комптона

1,5,6,8

1

Модуль 2 «Модели строения атома»

4

Закономерности в атомных спектрах. Формула Бальмера. Модель атома Томсона. Опыты по рассеянию альфа-частиц

2,5,9,10

1

5

Планетарная модель атома. Планетарная модель Резерфорда водородоподобных атомов

2,6,7,8

1

6

Квантовые постулаты Бора. Строение водородоподобных атомов в теории Бора. Учет движения ядра в боровской модели атома. Магнитные свойства атома в теории Бора

4,5,6,8,9

1

Модуль 3 «Структура и спектры сложных атомов»

7

Энергетические состояния многоэлектронных атомов. Механические моменты атома. Заполнение электронных оболочек и слоев. Оптические спектры щелочных металлов. Спектр атома во внешнем магнитном поле

1,8,9,10,11

1

8

Рентгеновские спектры. Особенности рентгеновского излучения. Виды рентгеновского излучения. Дифракция и интерференционное отражение рентгеновских лучей

2,3,4,9

1

9

Структура и спектры молекул. Двухатомные молекулы и их энергетические состояния. Общие сведения о молекулярных спектрах. Инфракрасное поглощение. Комбинационное рассеяние

1,5,7,8

1

Модуль 4 «Свойства ядер. радиоактивность

и ядерные реакции»

10

Характеристики атомных ядер. Модели ядер

1,3,4,9,10

1

11

Механический, магнитный и электрический квадрупольный моменты ядер

1,2,6,8

1

12

Радиоактивный распад. Ядерные реакции

3,4,8,7

1

Модуль 5 «Введение в спектроскопию»

13

Понятие о спектроскопии. Применение спектроскопии в различных науках. Основные задачи, решаемые с помощью современных спектральных методов. Методы атомной спектроскопии.

2,3,6,9

1

14

Методы молекулярной спектроскопии. Связь энергии и излучения. Формула Планка. Энергетические уровни электронных орбиталей в атомах. Энергетические уровни молекул

1,2,3,5

1

15

Спектроскопия ядерных излучений и частиц. Рассеяние, спектроскопия и детекторы как основа экспериментальной ядерной физики. Типы детекторов, получаемая информация. Характеристики детекторов. Спектр, виды спектров. Опыт Ферми по наблюдению частиц-резонансов

1,4,7,11

1




Итого




15

Самостоятельная работа обучающегося с преподавателем (СРОП)

1

Атом Резерфорда – Бора




4

2

Волновые свойства частиц




4

3

Свойства атомов




2

4

Спектры атомов




4

5

Ядерные реакции




4

6

Элементарные частицы




4

7

Формула Дебая




4

8

Квантовые числа, приписываемые элементарным частицам




4




Итого




30




2.2 Задания для самостоятельной работы (СРО)

Тема

Цель и содержание задания

Продол-житель-ность выполне-ния

Форма контроля

Срок сдачи (неделя)

1

2

3

4

5

Работа с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса.

Составить литературный обзор по выбранным к изучению материалам.

45

Защита сообщения

4

Подготовка к практическим и семинарским занятиям.

Повторение понятий, поиск информации по заданной проблеме.

15

Отчет

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Подготовка к контрольной работе и коллоквиуму, к зачету, экзамену.

Повторение пройденного материала.

15

Контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен

8




Итого

75







2.3 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Вид контроля

Академический период обучения, неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Посещаемость

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Конспекты лекций



















*






















*

Устный опрос

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Коллоквиум














































Тестовый опрос













*













*













*

Реферат










*










*






















Рубежное тестирование



















*






















*

Всего
















































По результатам текущего контроля формируется результат рубежного контроля (рейтинг).

Преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.



  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Основная литература

1. Шпольский, Э.В. Атомная физика / Э.В. Шпольский. - М.: Наука, 1984. - Т.1. - 552 с.

2. Шпольский, Э.В. Атомная физика / Э.В. Шпольский. - М.: Наука, 1974. - Т.2. - 447 с.

3. Сивухин, Д.В. Атомная и ядерная физика / Д.В. Сивухин. М.: Наука, 1986. - 416 с.

4. Добрецов, Л.Н. Атомная физика / Л.Н. Добрецов. - М.: Физматгиз, 1960. - 348 с.

5. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. - М.: Наука, 1988. Т.2. - 496 с.

6. Савельев, И.В. Курс общей физики / И.В. Савельев. -М.: Наука, 1987. - Т. 3. - 317 с.
Дополнительная литература


  1. Фриш, С.Э. Курс общей физики / С.Э. Фриш, А.В. Тиморева. - М.: ГИТ-ТЛ, 1957. - Т. 3. - 608 с.

  2. Гольдин, Л.Л. Введение в квантовую физику / Л.Л. Гольдин, Г.И. Новикова. - М.: Наука, 1988. - 656 с.

  3. Иродов, И.Е. Сборник задач по атомной физике и ядерной физике / И.Е. Иродов. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 215 с.

  4. Кислов, А.Н. Атомная и ядерная физика / А.Н. Кислов. – Екатеринбург: из. Уральского Университета, 2017. – 276 с.

4. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ


    1. Требования преподавателя

  • посещение лекционных и практических занятий по расписанию является обязательным;

  • присутствие студентов на занятиях проверяется в начале занятий. В случае опоздания студент должен бесшумно войти в аудиторию и включиться в работу, а в перерыве объяснить преподавателю причину опоздания;

  • два опоздания на занятия приравниваются к одному пропуску занятия;

  • оцениваемые в баллах работы следует сдавать в установленные сроки. За несвоевременную сдачу работ количество баллов снижается. Студенты, не сдавшие все задания, к экзамену не допускаются;

  • повторное прохождение студентом рубежного контроля, в случае получения неудовлетворительной оценки, не допускается;

  • студенты, получившие средний рейтинг Рср. = (Р1 + Р2)/2 менее 50%, к экзамену не допускаются;

  • в течение занятий мобильные телефоны должны быть отключены;

  • студент обязан приходить на занятия в деловой одежде.