Файл: Пинаева Ирина Юрьевна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Русский язык и культура речи

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Тесля Яна Евгеньевна

Преподаватель:

Пинаева Ирина Юрьевна


Практическое занятие 3

Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕне­зис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор закАзник, знАмение изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрИя ломОта, крАшение, мАркЕтинг , немотА, обеспЕчЕние озвУчение, столЯр, украИнец, при­дАное, ОтсвЕт ,процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;


б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, преми­рОванный;


в) вчистУю, завИдно, задОлго , Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;


г) баловАть (бАловать), избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, под­бодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.

( заглавные- ударные буквы, в слове где указаны две заглавные буквы- два варианта ударения, оба варианта верны)

Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

языковая - языковая, характерный – характерный, морщить – морщить,

 языковАя специальность - языкОвая колбаса

характЕрный человек – харАктерный образ

мОрщить нос – платье морщИт

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.


Образец: линейка (.линия) 

Выбросил (бросить), уплотнить сроки (плотный),выделил (делит),уплатить деньги (оплата),отставал (отстать),затаить обиду (тайна),поливал (лить),единица (один),линейка (линия),облениться (лень),поспевал (спелый)уличённый во лжи (улика),обличенный властью (обезличенный),смятение в умах (это словарное слово),сидеть на стуле (сидя),седеть от горя (сед),скрипеть (скрип),раскалённая решётка (накал),кричать (крик),захлебнуться (взахлёб),промелькнуть (мельком),соблазниться (соблазн),ослепительный (слепнуть),липучий (липкий),неизгладимый (гладить),возить (возит),огласиться (гласный),очарование (чары),предвещало (весть),умолять о пощаде (молиться),он умаляет его заслуги (малый),

Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами

Образец: адресат — адресант. 

Удачливый – удачный
Одеть – надеть
Подозревать – подразумевать
Опровергать – отвергать
Представить – предоставить
Удивленно – удивительно
Недоумение – недоразумение
Идеальный – идеалистический
Придворный – дворовый
Крепостной – крепостник
Сокрушительно – лишнее

Задание 5. Образуйте формы слов

5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

Образец: массаж — массажа.

Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, лю­бовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт, торт.

Вопросы Кого? Чего? 

Арбитраж – арбитража;

Бандаж – бандажа;

Брелок – брелока;

Бюллетень – бюллетени;

Инструктаж – инструктажа;

Любовь – любви;

Герб – герба;

Гусь – гуся;

Гуляш – гуляша;

Грош – гроша;

Выбор – выбора;

Кольцо – кольца;

Порт – порта;

Торт – торта

5.2 Образуйте форму сравнительной степени следующих при­лагательных. Поставьте ударение.

Образец: верный — вернее.

Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.

Сравнительные степени выражают различные степени проявления того качества, которое обозначает прилагательное. Например: сильный — сильнее — сильнейший.

Длинный – длиннее;

Красивый – красивее;

Удобный – удобнее;



Веселый – веселее;

Сладкий – слаще;

Твердый – твёрже

5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, по­ложить, баловаться.

Глаголы в форме 1-го лица обозначают действие, которое совершается самим говорящим (в одиночку или совместно с кем-либо); глаголы в форме 2-го лица — действие, которое совершается собеседником или собеседниками; глаголы в форме 3-го лица — действие, которое совершается лицом (-ами) или предметом (‑ами), о которых говорят.

Влечь – влеку, влечешь, влечет

Дремать – дремлю, дремлешь, дремлет

Звонить – звоню, звонишь, звонит

Изменить – изменю, изменишь, изменит

Катить – качу, катишь, катит

Колебать – колеблю, колеблешь, колеблет

Положить – положу, положишь, положит

Баловаться – балуюсь, балуешься, балуется

Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.

9.1. Аллергия - это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами- (научный )

9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия.( Официально – деловой )

9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала. (Публицистический стиль)

9.4.      -А сколько ей лет-то?

            -Девятнадцать.

- Вот щас в феврале будет девятнадцать.

- А-а- А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.

- А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет» (Разговорный)

9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз.( Художественный)

9.6. Мы приходим в мир для того,
чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота - это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство.( Художественный)

9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания.( Официально – деловой)

9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом.( научный)

Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. 

1. Дети - народ любопытный и наблюдательный. (Кат.)2. Наше знанье - сила и оружие. (М.)3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,)4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.)5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины - таков результат проведённого партизанами боя. (Сурк.)6. У Акима было четверо детей, у Петра - никого. (Л. Т.)7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего - Павлик. (Кат.)8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.)9. Каких бричек и повозок там не было! Одна - зад широкий, а перёд узенький, другая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.)10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба - грибами, макароны - порохом. (Т.)11. Илюша - к воротам, но из окна послышался голос матери. (Гонч.)12. Вы, сударь, - камень, сударь,- лёд. (Гр.)13. Нам не очень было ловко, но охотники - народ неразборчивый. (Т.)14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же - к людям, к обществу. (Т.)15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. (А. Т.)

Пермь - 2023