Файл: Методические рекомендации по реализации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Методические рекомендации
по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью.
1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат данного внеурочного занятия - разговор, или беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам.
Такие беседы не могут быть запрограммированы от слова до слова, но для удобства педагогов ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования» по поручению
Минпросвещения России разработал комплект материалов, которые содержат все необходимое для подготовки и проведения такого внеурочного занятия – сценарий внеурочного занятия, методические рекомендации, а также набор визуального контента (видео, презентации, интерактивные материалы).
Педагогической основой цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» стали идеи ценностно-ориентированного воспитания, междисциплинарного подхода к реализации содержания образования. Все материалы разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.


2
Занятия «Разговоры о важном» рекомендуется проводить еженедельно первым уроком по понедельникам для всех обучающихся 1–11 классов, а также студентов СПО, в рамках внеурочной деятельности, всего 34 часа в год.
Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1-2 классов, 3-4 классов, 5-7 классов, 8-9 классов и 10-11 классов (студентов СПО). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию.
В сценарии описана последовательность этапов занятия, содержательная часть, представлены подсказки в помощь учителю для использования интерактивных заданий, даны предложения по организации творческой деятельности обучающихся.
В методических рекомендациях определены задачи для каждого этапа занятия, приведены подобранные для каждого этапа необходимые рабочие материалы (тексты, презентационные материалы, инструкции для интерактивных заданий, рекомендации для дальнейшей работы по теме).
В проведении таких занятий педагогу особенно важно помнить о том, что они не должны повторять традиционные для урока формы, ребенок не должен превращаться только в слушателя и пассивного потребителя информации. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых ребенок занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.).
Видеоролик разработан как самодостаточный мотивационный элемент занятия, который содержательно полностью соответствует тематике и сценарию занятия, учитель может выбрать наиболее удобный момент для его демонстрации. При отсутствии возможности просмотра видеоролика учитель может воспользоваться презентационными материалами, которые составлены на основе материалов видеоролика.
Интерактивные задания встроены в контекст занятия с обучающимися.
Разработаны краткие инструкции для учителя по выполнению интерактивных заданий, а также представлены подсказки (ответы).
В рамках занятия важно уделить внимание региональному компоненту, специфике своего региона (праздники, традиции, обычаи, герои и пр.).
В завершение каждого занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся по итогам проведения каждого занятия, причем содержание


3 опросников для обучающихся разных уровней образования отличается в соответствии с возрастными особенностями школьников. Обратная связь реализуется через QR-код, который размещен в дополнительных материалах.
В конце каждого занятия педагогу необходимо обеспечить доступ обучающихся к анкете обратной связи через QR-код, если позволяют технические возможности, а именно: наличие доступа в интернет и наличие у обучающихся смартфонов (планшетов) для считывания кода. Для этого
QR-код выводится учителем на экран или предоставляется как раздаточный материал в распечатанном виде.
Для перехода к анкете обратной связи необходимо навести на QR-код камеру смартфона или планшета и «кликнуть» появившуюся ссылку. В окне браузера смартфона или планшета откроется ссылка с вопросами. Опрос является неперсонифицированным и занимает не больше 3-х минут.
В составе материалов к каждой теме представлен макет плаката, который анонсирует тему занятия, ее основные ценностно-смысловые аспекты. Плакат может быть выведен на интерактивную панель, находящуюся в местах общего пользования образовательной организации, а также распечатан и соответствующим образом размещен на доске объявлений или во входной зоне школы.
Материалы для цикла внеурочных занятий успешно прошли апробацию в ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Смена», ВДЦ «Океан», ООЛ «Орленок»
(Липецкая область), ГБОУ ДО ДОЦ «Россонь» (Ленинградская область),
ДОЛ «Лапси-Планета детства» (Республика Крым, г.Севастополь).
Комплекты разработанных материалов для проведения цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» размещаются на портале
«Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» по адресу: https://razgovor.edsoo.ru/
На портале обеспечена возможность использования материалов непосредственно в ходе проведения занятия, а также их предварительное скачивание.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители и советники по воспитанию, преподаватели-кураторы студенческих групп в СПО.
Проведение 34 занятий в течение учебного года оплачивается как
34 часа внеурочной деятельности.
Академия Минпросвещения России регулярно проводит обучение классных руководителей, в рамках которого педагогов знакомят с содержанием занятий и ценностными составляющими образовательного контента, педагогическими технологиями и приемами проведения занятий.


4
С 28 июля 2022 г. стартовал еженедельный «Классный марафон
«Разговоры о важном», задачей которого является комплексное информирование профессиональной и родительской общественности об организации и проведении занятий, об особенностях содержания образовательного контента, связанных с ценностно-ориентированным воспитанием.
Информация о проекте «Разговоры о важном», записи всех мероприятий освещаются на Телеграм-канале t.me/razgovory_o_vazhnom, транслируются и размещаются в социальных сетях https://rutube.ru/channel/23905527/, https://vk.com/minacademy.
Задать дополнительные вопросы о подготовке учителей к проведению занятий «Разговоры о важном» можно по телефону горячей линии
8 (800) 200-91-85.